kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа с исторической картой на уроках истории для успешной подготовки к ЕГЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с исторической картой может вызвать рд трудностей  у выпсукников. Но при тщательной подготовке не сложно их запомнить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа с исторической картой на уроках истории для успешной подготовки к ЕГЭ»»

«Работа с исторической картой на уроках истории для успешной подготовки к ЕГЭ» Ибагишев Алексей Радионович, учитель истории и обществознания

Историческая наука , как известно, призвана ответить на вопросы Что? Где? Когда? Учащиеся должны знать ,например, не только , когда произошло событие, но и его пространственное расположение. Знакомство с картой происходит ещё в начальных классах при изучении Окружающего мира.

В ЕГЭ по истории в 2021 году задания 13,14,15, 16 содержали вопросы на знания исторической карты. Ученик в случае успешного их выполнения получал 5 первичных баллов. В ЕГЭ есть 1400 карт.

По новой демоверсии 2022 года ребята должны выполнять задания 8,9,10,11 по карте. Это тоже , как и прежде 5 первичных баллов. К сожалению, не все ученики справляются с такими заданиями.

При подготовке к ЕГЭ учащиеся боятся таких заданий. У них возникают проблемы, связанные с тем, что в школе не хватает тематических карт. В частности, в нашей школе нет карт по периоду образования Российского государства, нет карты Крымской войны, Русско-турецкой войны 1877-1878гг. и др. Хорошо, что современные ИКТ позволяют их найти. Но время их использования зависит часто от наличия света, свободного доступа в класс, где находится компьютер и интернет. Обычная карта лучше воспринимается зрительно учащимися. Она может быть целый урок на виду. В первую очередь надо ребятам чётко объяснить, что такое легенда карты. Знаки, которые чаще всего используются в легенде. Надо, чтобы учащиеся выписали в тетрадь, что они обозначают. При работе с картой я предлагаю следующий алгоритм работы.

Обычно мы ориентируемся по рекам, морям. Ребята, в первую очередь, должны запомнить эти основные встречающиеся географические объекты. Обычно я иду по карте с востока и говорю, чтобы запомнили реки Урал ( Яик), Волга, Дон, Днепр, Дунай. Дальше показываю им моря Балтийское, Белое, Черное, Каспийское. Первое знакомство по истории России идёт в 6 классе. Ребята должны запомнить, например, торговый путь «Из варяг в греки». Чтобы учащиеся его легко могли запомнить, делаем меловую схему. Все географические объекты перечислены в учебнике истории России 6 класса. Предлагаем учащимся написать их в тетради и запомнить. Задания по карте «Феодальная раздробленность Руси» легче запомнить, если его сравнить с картой Древнерусского государства. Обычно на ней изображается поход Батыя на Русь, нашествия с северо- запада. Здесь дети уже должны знать, что стрелки на карте показывают нашествия, походы, военные события. Они обязательно должны быть внимательны. Там могут быть подсказки: даты, названия городов, стран. В 8 классе учащиеся разбирают только две карты. За целый год - это я думаю легко запомнить. При работе с картой Петровского периода я пользуюсь магнитной доской и фишками с цифрами. Их очень удобно использовать. Можно легко перемешать, менять задания. Не обязательно готовить карточки. У меня получается сразу менять задания.

Я стараюсь обычно задания с картой поручать слабым ученикам. Им интересны такие задания. За их выполнение я ставлю оценки, таким образом, увеличивается и накопляемость оценок. Такие учащиеся не любят читать учебный материал, не умеют пересказывать, но зато легко справляются с заданиями по карте. Такие задания очень помогли ребятам при подготовке к ВПР. Ещё одну подсказку я объяснила ребятам насчёт обозначения городов. Например, большой, главный город или столица обозначается покрупнее, с точкой посередине. Значит это столица государства. Или Москва, или Санкт-Петербург. В ВПР в прошлом году было обозначено Сибирское ханство, я объяснила, что столицей ханства был Кашлык. Ребята его легко находили. Теперь, как найти Москву на карте? Я объясняю ученикам. Чтобы они сначала нашли реку Волгу, затем шли вверх по реке, нашли приток Оку, а между рекой Волгой и рекой Окой находится Москва, через которую протекает река Москва.

Ещё можно предложить учащимся самим нарисовать карту. Это тоже одно из любимых заданий учащихся. Я это не задаю всем учащимся, а тем, кто желает.

Во многих картах ЕГЭ есть даты. Ориентируясь по ним можно определить век и вспомнить, кто правили в этот период. Временные рамки сужаются.

В интернете есть полезная информация на что обратить внимание при выполнении заданий по карте. В частности предлагают обратить внимание на города и названия государств.

Возьмем для примера карты, где обозначен Петербург. Петроград с 1914 по 1934. Ленинград с 1924 по 1991 год. С начала основания в 1703 году – Санкт-Петербург. В купе с надписью «Российская империя», становится понятно, что это не 90-е годы ХХ века, когда город снова переименован в Санкт-Петербург.

На карте указана Австро-Венгрия. События произошли в годы существования этого государства 1867-1918 годы.

Указана Византия. Событие на карте произошли до 1453 года.

Еще один пример. На карте есть город Козельск. Сразу включается лампочка. Событие татаро-монгольского нашествия. Ещё один город подсказка- Казань еще его нет в составе Российского государства, значит процессы, отображенные на карте-схеме произошли до вступления Ивана Грозного на престол, то есть до 1533 года.

Если событие произошло после распада Золотой Орды, которое произошло в 1483 году значит, остается вспомнить, кто правил на Руси в указанный период. И это Василий III, правивший с 1505 по 1533 годы.

Как быть с народными восстаниями Емельяна Пугачева, Степана Разина, Ивана Болотникова. Все они похожи, происходили примерно на одних и тех же территориях. Разделяют их столетие, но есть одна мелочь. На карте, где показано восстание Емельяна Пугачева будет обозначен Екатеринбург. Основан город на Урале в 1723 году. И восстание Ивана Болотникова, и восстание под предводительством Степана Разина произошли до основания Екатеринбурга. Вот такая мелочь-подсказка, поможет определить историческое событие. Екатеринбург отметили специально для ориентации.

Во время тренировки с картами или изучения теоретического материала запоминайте ключевые города для каждого периода отечественной истории. Это своеобразные вехи, от которых можно отталкиваться.

Для периода Древнерусского государства это Новгород, Киев, Чернигов.

Монголо-татарское нашествие – Рязань, Владимир, Козельск, Киев. Смутное время – Москва, Смоленск. Период Великой Отечественной войны, Севастополь, Сталинград, Москва, Курск.



Изучайте реки и озера. Это отличные ориентиры локализации местности. Река Калка – первая битва русских князей с монгольскими войсками. Река Непрядва и сразу понятно, что это Куликовская битва.

Важные торговые пути река Днепр и Волга. Просмотрите карты и определите, где находятся эти водные артерии.

Важные ориентиры Черное и Балтийское море. Также Каспийское море.

Следует чаще листать карты при любой возможности. Развивать зрительную память. Смотреть атласы, там есть все карты, которые даются в КИМ ЕГЭ по истории.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Работа с исторической картой на уроках истории для успешной подготовки к ЕГЭ»

Автор: Ибагишев Алексей Радионович

Дата: 24.04.2022

Номер свидетельства: 605565

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ   СТРАНОВЕДЕНИЕ АНГЛОГОВОРЯЩИХ СТРАН. "
    ["seo_title"] => string(85) "programma-po-dopolnitiel-nomu-obrazovaniiu-stranoviedieniie-anglogovoriashchikh-stran"
    ["file_id"] => string(6) "127096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415271853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства