kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Особенности работы с исторической картой в 5 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ особенностей работы с исторической картой в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности работы с исторической картой в 5 классе"»

Приемы работы с картой на уроках истории в 5 классе

Автор: Кононова Лариса Владимировна, учитель истории и обществознания

Организация: МОУ «СОШ № 44 имени Героя России Н.В. Исаева»»

Населенный пункт: г. Саратов

В настоящее время умение читать историческую карту стало одним из наиболее важных навыков для ученика. Умение работать с исторической картой проверяется при написании учащимися ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории. Поэтому формировать данное умение пользоваться картой и извлекать с ее помощью сведения следует начиная с самого раннего этапа получения исторического образования, т.е. с 5 класса.

Если изучим ФГОС, то требования к данным умениям в нем отражены на уровнях ООО и СОО. Но умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема), иллюстрация) не складываются стихийно и одномоментно.

На самых первых уроках истории карта является помощником учащегося в формировании представлений о территории распространения древнейших цивилизаций и географических особенностей, повлиявших на их развитие.. Она становится не только предметом, на котором можно найти водные объекты, сушу и познакомиться с масштабом, но и источником дополнительной информации, поэтому очень важно научить их работать с легендой карты и читать условные обозначения.

Начинать работу с исторической картой необходимо с изучения региона существования определенной древнейшей цивилизации или государства. Первоначально следует обозначить совместно с учащимися все важные географические объекты – океаны, моря, реки; нанести названия материков, полуостровов и островов ( в зависимости от изучаемого объекта). Также необходимо проработать особенности рельефа и природно-климатических условий, т.к. подобная работа формирует у учащегося представления о взаимосвязи занятий населения и особенностей местности, в которой оно проживает. Все обозначения сделанные на карте учащимися должно строго соответствовать требованиям не только исторической, но и географической науки. Это позволит закрепить у учащихся навыки работы с картой на обоих учебных предметах. Оформление «легенды карты» должно вестись параллельно с выполнением заданий на уроке.

Следующим этапом работы с исторической картой может стать обозначение исторических объектов, связанных с темой конкретного урока – названия городов – полисов, колонии, границы государств, нанесение памятников культурного наследия и т.д.

В результате изучения карты к разделу у ребенка складывается общее представление о регионе, который предстоит изучить.

Далее в разделе все встречаемые карты отдельных событий обязательно соотносим с картой региона. Сравнение объектов на карте должно сопровождаться работой по сравнению территорий разных государств в устной или письменной форме (таблица). Иногда ребенку сложно ориентироваться при сопоставлении событий разных стран. А сравнив расположение - ученик может делать самостоятельный вывод: насколько схожи условия проживания людей, сколько ресурсов имеет та или иная территория, и если из-за них возникал конфликт, то сложно ли было перемещать их. Например, первые военные походы встречаются в Египте, ученик на карте видит условные обозначения ресурсов и уже легко сам может сделать вывод у кого из соседей было больше золота, древесины и могли ли наладить торговлю с ними или только получить ресурсы силой. Сделав предположения, далее, обращаемся к карте военных походов и сравниваем свои выводы, все ли верно отметили.

Важно научить ребенка пользоваться не только картой одной страны или конкретного события, но идентифицировать территории на карте мира. Для этого мы изучаем карты в атласе и сверяем с контурными картами, учимся по расположению ключевых водных объектов (моря, реки, озера) определять страны, расположение ключевых городов, отмечать события. Подобная работа может сопровождаться индивидуальными заданиями для учащихся. Задания могут быть как устными (Покажи на карте…; Раскажи об особенностях региона…; Что способствует тем или иным занятиям жителей этой страны…), так и письменными – индивидуальные карточки с заданиями формата ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Безусловно усложнение выполняемых заданий должно быть постепенным. Также поступательно должна даваться большая свобода при выполнении уже отработанных типов заданий.

Заполнив контурную карту используя другой подход (не обводя четко границы стран, не обозначая объекты), ученик еще раз систематизирует информацию о расположении государств, а также наглядно закрепляет информацию.

В зависимости от цели урока и его типа, карта становится инструментом, который позволяет: и повторить материал, и провести контроль по теме. Так, можно, при изучении темы впервые, дать подробное описание территории и как следствие - возможных занятий людей. На уроке повторения пройденного материала - вывести на доску контурную карту и разбив задания на этапы заполнения карты, внести сведения, например, о военных походах (походы фараонов, пунические войны) или отдельном событии (восстание Спартака).

В пятом классе ученику важно научиться извлекать наибольшее количество информации из карты, эффективно пользоваться ей при устном ответе. Данные умения пригодятся и при выполнении проверочных работ не только ВПР, но и на этапе ГИА в форме ОГЭ в 9-м классе, где сориентировавшись с ключевыми объектами, ученику нужно определить место события и назвать главный город, деятеля и иные факты.

На своих уроках использую: на доске - интерактивные карты, контурные, материалы атласа в бумажном и электронном виде; на парте – атлас, контурная карта, карта в учебнике, а также схематичное изображение карты в тетрадях. Благодаря этому ребята постепенно дополняют ее информацией, чем повторяют и закрепляют изученный ранее материал.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Особенности работы с исторической картой в 5 классе"

Автор: Кононова Лариса Владимировна

Дата: 25.05.2025

Номер свидетельства: 670465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "статья на тему "Применение ИКТ на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(53) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-ikt-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "251279"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447224726"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация на тему "Древняя Индия" "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-na-tiemu-drievniaia-indiia"
    ["file_id"] => string(6) "163194"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422453344"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Индустриализация и коллективизация в СССР "
    ["seo_title"] => string(46) "industrializatsiia-i-kolliektivizatsiia-v-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "146423"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419173162"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по истории "Индустриализация в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-istorii-industrializatsiia-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "187109"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426468892"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Строительство социализма в 20-30-е годы.Великий перелом. "
    ["seo_title"] => string(62) "stroitiel-stvo-sotsializma-v-20-30-ie-ghody-vielikii-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "238477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444573332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства