Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок по истории и литературе "Петр 1 и его эпоха"»
Комитет по образованию Администрации Хабарского района
МБОУ «Свердловская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок истории и литературы
Тема: «Пётр 1 и его эпоха»
(7класс)
Урок подготовили: учитель истории
Карасёва Ирина Николаевна,
учитель литературы
Трощенко Татьяна Ивановна.
с.Свердловское
2014г.
Интегрированный урок истории и литературы
по теме «Петр 1 и его эпоха»
(повторительно-обобщающий)
7класс
Цели: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I;
раскрыть прогрессивный характер и классовую ограниченность петровских преобразований;
формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определённого исторического периода;
расширить представление о роли и значении исторической личности в истории;
выяснить роль Петра в Полтавском сражении и отношение автора к нему, произвести анализ текста «Полтава»;
рассмотреть образ Петра в поэме «Медный всадник»;
познакомить с новым понятием метонимия.
Оборудование: мультимедийная установка с показом презентации по теме урока, отрывок из видеофильма о Северной войне; выставка картин, книг, иллюстраций о Петровской эпохе; рефераты.
В презентации использованы интернетресурсы:http://nnm.ru/blogs/judasprist/rvanye/
Формы организации деятельности учащихся: «ведущие» урока, активные участники обсуждения темы урока – учащиеся .
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Демонстрация ребуса ( О ком сегодня на уроке будет идти речь?)
Слайд1
Ведущий учитель истории
Сегодня наш урок посвящен эпохе преобразований 17-18 века. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра. Действия Петра были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих царях. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной, и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это все свою огромную энергию.
II Актуализация опорных знаний.
Ведущий учитель истории
Слайд 2
Итак – «Преобразователь или разрушитель?» К концу урока вам нужно будет сформировать своё мнение, суждение :
«Кто же был Пётр 1? Преобразователь или разрушитель?»
Ведущий учитель истории: И наш первый выступающий учащийся Евдокимов Саша представит характеристику Петра 1. (рассказ учащегося)
Какие интересные случаи происходили с Петром 1 в жизни, раскрывающие его характер.
НестеренкоМ.
Ильченко Л.
Ведущий учитель истории:
Слайд3
Пётр был очень сильным, энергичным человеком (рост его составлял 2м 4см, размер обуви -47, руками гнул серебряные тарелки). Трудолюбив, постоянно тянулся к новым знаниям, носил на руке перстень с надписью «Аз есмь в чину учимых и учящих мя требую».
- Как вы понимаете эту надпись?
Выдающийся политик, был кузнецом и фортификатором, инженером и кораблестроителем, уверенно чувствовал себя за столом дипломатических переговоров, был автором многих законов, указов, умел держать в руках шпагу, был храбрым воином.
Ведущий учитель литературы:
Пётр 1обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремлённо учился. Хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о нём А.С.Пушкин. Пётр 1 мог говорить на немецком, польском, голландском, английском, шведском, татарском языках, читать на латыни
Он был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников – плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения.
Посмотрите изображения Петра1
Слайд 4 – 5 – 6
(«Портрет Петра1», «Пётр 1 в Полтавской битве», медаль за Полтавское сражение, памятник Петру 1 и др.)
и ответьте на вопросы:
- Какие черты характера вас привлекают в личности Петра 1, а какие нет ?
- Как художники того времени изображали Петра1?
- Что общего можно заметить в скульптуре и живописи того времени?
Ведущий учитель истории:
Во время поездки за границу в составе Великого посольства царь посещал заводы, монетные дворы, научные учреждения, работал на судоверфях, встречался с дипломатами, мастерами.
В Курляндии при изучении артиллерийского дела получил аттестат, в котором значилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника»
Слайд 7
В Голландии за работу на верфях получил соответствующий аттестат.
Слайд 8 - 9
Корабельный мастер Поль засвидетельствовал, что «Пётр Михайлов был прилежным и разумным плотником,… кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучал так основательно, что может, сколь мы сами разумеем, в том и другом упражняться»
В Англии в г.Дептфорде изучал чертежи и пропорции корабельной структуры, осматривал лондонские предприятия, ездил в Гринвичскую обсерваторию, наблюдал морское сражение.
Царь не имел заранее плана преобразований, четкой программы реформ. Логика петровских преобразований диктовалась необходимостью: одни реформы требовали других, вопросы военные не могли быть решены без определенных экономических перемен.
Ведущий учитель литературы:
А.С.Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в Стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царём Пётр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить её роль на международной арене. В результате азовских походов был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (До этих пор Россия имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода)
А для связи с западом необходим был выход к Балтийскому морю.
- Как Пётр пытается решить эту проблему? (ответы учащихся)
Видеоролик «Северная война»
Остановить.
Ведущий учитель литературы:
(«И грянул бой, Полтавский бой» А.С.Пушкин
Отрывок из поэмы «Полтава»)
Этому событию Пушкин посвятил поэму «Полтава». В которой сочетаются лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве. Перед началом битвы обратился Пётр к своим войскам с речью. Речь его была ясной, слова его запали в душу каждого солдата.
( Зачитать речь Почесюк П)
На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Пётр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах.
- Рисковал ли Пётр своей жизнью в этом сражении?
Подтвердите примерами.
( первая пуля пробила шляпу, вторая ударила в седло, третья попала в грудь Петра, в серебряный крест, оставив глубокую вмятину на нём)
Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории Родины, героем, которого выступает народ защитник. Несмотря на то , что из полутора тысяч строк всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне. На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра в Полтавском сражении и отношение автора к своему герою.
Дома вы должны были составить план отрывка из поэмы «Полтава» Зачитать.
Начало боя
Появление Петра
Передышка в бою
Образ Петра и Карла
Битва в разгаре
Победа
Пир Петра
Зачитать начало боя.
- Как рисует Пушкин начало боя?
- Почему Пушкин называет шведов «сынами любимой победы»?
- Почему поле брани роковое?
- Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?
- Найдите эти глаголы?
- Как поэт передаёт ощущение топота множества ног?
- Что такое звукопись?
Найдём это четверостишие в тексте.
Зачитайте появление Петра.
- Какое впечатление он на вас производит?
- Как поэт добивается этого эффекта?
- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?
- С чем сравнивается образ битвы?
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.
- Как изображается появление Петра перед своими воинами?
А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла 12?
- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?
- Как вы понимаете выражения: «Смущённый взор изобразил; и «Желанный бой в недоуменье»?
Пётр уверен в своих силах и стремлении завоевать победу, внушает эту уверенность своим солдатам. Карл слабый больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения. Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра.
Включить ролик.
Но мы возвращаемся к тексту. Работа по вариантам
1вариант.
Выбрать глаголы напряжённость стремительность рукопашного боя
2вариант
Звукопись в описании боя.
- Какие чувства победы и как передаёт нам автор?
- За каких учителей поднимает кубок Пётр 1?
- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чём оно говорит?
Итак :
- Каким предстаёт перед нами Пётр Великий в изображении Пушкина?
- Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?
- Кем же является в этой поэме Пётр 1?
Продолжение ролика
Ведущий учитель истории:
Задача:
Когда в 1912г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведёт через Полтаву».
О чём предупреждал Наполеона русский генерал?
Россия становится одной из «великих держав» Европы. Русская армия во всей полноте проявила свои прекрасные боевые качества. Отныне Россия входит в «оркестр» европейских государств полноправным и уважаемым членом.
Некоторые историки, литераторы, например, Ломоносов, Пушкин считали Петра идеальным монархом, эталоном государственного деятеля, который не щадил себя и не гнушался ради достижения цели черновой работы. Они прославляли такие черты Петра, как бережливость, простоту в общении, любовь к правде, насаждение просвещения, готовность со всеми нести бремя суровой военной жизни.
Пётр часто сетовал , что не может одновременно держать в руке шпагу и перо.
Отгадав эти ребусы мы справедливо можем сказать, что Пётр был прекрасный ……………….. (Полководец) и ему одновременно нужно было проводить ……………………. (реформы).
Слайд 10-11
Сообщение Подсорина Камила. Экономические преобразования были очень существенны. Создаются металлургические базы на Урале, строятся заводы, выпускавших железо. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии, был построен первый сереброплавильный завод. Развивается кораблестроение: в Петербурге, Воронеже, Архангельске, на одной Адмиралтейской верфи в столице работали 10 тысяч человек. В 1719 г все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали передаваться предприятия, ранее принадлежавшие казне. Владельцам предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Государство проводило протекционистскую политику и в отношении торговли. Создавались крупные купеческие компании, строились речные каналы. Благодаря политики меркантилизма , повышению таможенных пошлин, в 1726 году российский экспорт вдвое превысил импорт.
Слайд 12 - 13
Также Петр перестроил систему органов центрального и местного управления. На смену Боярской думы пришел Сенат. Вместо приказов создано 12 коллегий.
И еще один сторонник Петра выступит перед вами. Комаров Андрей
Я поддерживаю предыдущего выступающего и заявляю, что Петр совершил переворот в культуре российского общества. Преобразования требовали большого количества образованных людей. С этим связано внимание Петра к образованию. В 1698 г. первая группа дворян была направлена на учебу за границу. В 1701 г. были открыты Навигацкая и Артеллирейская школы, в 1707 г. возникло Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Образование имело светский характер: первое место занимали математика, астрономия, инженерное дело и другие предметы. Для обучения использовались новые учебники, например, «Арифметика»» Л. Магницкого. Слайд 14 – 15 - 16
Был создан новый гражданский алфавит, который упростил обучение грамоте и облегчил чтение. В декабре 1699 г. Петр приказал перейти на общеевропейское летосчисление, началом года считалось не 1 сентября, а 1 января.
Символом России стал Петербург, первый город в стране, построенный по плану.
Слайд 17 – 18
Летний дворец Петра, Кунсткамера, Гостиный двор, здание двенадцати коллегий олицетворяли европейскую архитектуру.
Ведущий учитель литературы:
Слайд 19
Одним из символов Петербурга является «Медный всадник».
- Кому посвящён этот памятник и кто его автор?
Образ Петра запечатлён в памятнике известного скульптора Фальконе «Медный всадник». И своеобразным памятником дел образа Петра 1 стало произведение Пушкина . У него своё видение этого образа.
- Чем объяснить его интерес к этой личности?
Мы уже увидели отношение Пушкина к Петру в поэме «Полтава», а теперь ещё раз увидим бессмертие дел Петра в поэме «Медный всадник!
Поставим перед собой задачу: каким мы увидим Петра в этой поэме?
- Каково авторское отношение к творению Петра?
Слайд 20
Люблю тебя Петра творенье
Люблю твой строгий стройный вид
Невы державное теченье
Береговой его гранит
- Как строился этот великий город?
Сообщение Кононенко Дарья.
- Каков был замысел Петра?
Слайд 21
(на берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
И думал он: отсель грозить мы будем шведу.
Слайд 22
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.)
- Для чего Пётр замыслил преобразования?
- Что нужно сделать в интересах государства?
- Как вы понимаете смысл выражения: «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Обратите внимание на метафору в Европу прорубить окно.
- Каково значение строк? «Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам».
С основанием города при море , когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово флаги употреблено вместо слов «корабли разных стран». Такого рода выражение когда называется часть места целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного(«отсель грозить мы будем шведу») называется метонимией.
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.
Составим таблицу в тетради.
Что было прежде
Что стало ныне(через 100лет)
1.Пётр стоит один
2.река неслась широко, привольно
3.Избы чернеют здесь и там
4.Лес кругом шумел нетронутый рукой человека
1.Город уже не сметёшь (все флаги в гости будут к нам)
2.Берега реки скованы гранитом (в гранит оделася Нева)
3.Здесь дворцы и башни теснятся
4.Теперь тёмно-зелёные сады
- Что же хотел сказать поэт, рисуя эти две картины?
Всё преобразилось за сто лет. Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна. Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной болотистой местности.
- Каково отношение Пушкина к городу Петербургу?
- За что любит поэт свой город?
Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», когда поэту хочется творить уйти в свои творческие думы.
Петербург для Пушкина олицетворение государственности. Замысел Петра был реализован ценой насилия над природой и людьми. Таким образом, появляется конфликт между человеком и природой.
- А что такое конфликт?
- Какие конфликты вы смогли бы ещё выделить в поэме? (человек и государство)
Конфликт человек и природа(Пётр 1 победил, потому что цели его общие, государственные, исторические).
Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную столицу из топи блат.
Человек должен покорить природу, но природа будет мстить. (– наводнение.)
Второй конфликт – человек и государство (интересы простого человека и государства)
Образ Петра это символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Возведение города было государственной необходимостью. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны, но это всё-таки историческая необходимость и такие преобразования были под силу не каждому царю.
Итак :
- За какие деяния вошёл Пётр в историю?
- Каким показал Пушкин Петра в данном отрывке?
- С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра1?
Ведущий учитель литературы
Реформы императора носили насильственный характер. Все новое в экономике, политике, культуре насаждалось только сверху, от лица государства. В годы петровского правления произошло усиление крепостного права, а не раскрепощение крестьян, как на Западе в период буржуазных преобразований. Встает вопрос и о "цене" реформ. "Цена" была слишком дорогой.
Слайд 23
Страна продвигалась вперед благодаря крайнему напряжению материальных и людских сил, угнетению народа. Историк П.Н. Милюков приводит, например, такой факт: за время правления Петра численность населения России сократилась на 20%. Слава и величие Санкт-Петербурга, нашей новой столицы выросли на костях почти ста тысяч, погибших при его строительстве.
Верхушка общества приобщилась к западной культуре, получила образование. Народ, оставленный в состоянии крепостной зависимости, лишенный образования (Ломоносов - это лишь исключение из правила) в массе своей не принял и не понял западный образ жизни, западные влияния. Жизненные условия народа были настолько тяжелы, что в его среде сама личность Петра и его преобразования встречали резкое осуждение.
Слайд 24
Мне, кажется, мы могли бы так спорить до бесконечности…
В деятельности Петра можно найти много положительного, прогрессивного, но также и негативного. Преобразования Петра были ярким примером реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Успехи в экономике и внешней политике были достигнуты ценой многократного увеличения налогов, обнищания и закабаления основной массы населения. По подсчетам ученых, налоги в эпоху преобразований выросли в три раза.
Ведущий учитель истории
Результатом Петровской эпохи стало превращение России в европейскую державу. Закономерно, что петровское время и личность императора стали предметом дискуссий историков, общественных деятелей, публицистов, писателей; вызывали как восхищение, так и острую критику.
Выскажите свою точку зрения . Кто же он ? Преобразователь или разрушитель?