Как называлось самое первое орудие труда первобытного человека? (палка-копалка)
Что изображали древнейшие люди на стенах пещер? Почему? (животных; для удачной охоты)
Какие основные занятия были у древнейших людей?(охота, бортничество, рыболовство.)
Самая долгая война в истории(столетняя война)
Религия древних людей (язычество.)
Национальная героиня Франции(Жанна д Арк)
Сколько лет в одном веке?(100 лет)
Период истории между Древним миром и Новым временем (Средневековье)
Кто был самым грамотным в Средние века (монахи)
2 задание. Разминирование пути (объяснение исторических понятий).
Каждая команда получает 2 карточки:
на первой карточке – слева написаны значения слов, а справа – сами слова;
на второй карточке – изображено поле, на котором нужно будет соотнести значение слова и само слово (Приложение 1)
Грамота о прощении грехов (2)
Высшее духовное лицо (5)
Суд церкви (1)
Вероотступник (7)
Союз мастеров (3)
Почётное звание (4)
Ежегодный торг (9)
Отлучение от церкви (10)
Самоуправление в городе (8)
Владение короля (6)
Инквизиция
Индульгенция
Цех
Титул
Епископ
Домен
Еретик
Коммуна
Ярмарка
Анафема
Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками:
Какова высота сфинкса в Древнем Египте?(более 20 метров)
Где находится город Вавилон? (в Междуречье)
Как защитились китайцы от нападения гуннов? (построили Великую Китайскую стену)
Как назывались пленники в Древнем Египте? (живые мертвые)
Какими знаками писали в Китае?(иероглиф)
Что означает слово «университет»?(объединение)
Странствующий студент (вагант)
Сословный орган управления (парламент)
Как назывался свод законов у франков? (Салическая правда)
Чем знамениты братья Кирилл и Мефодий? (составили славянскую азбуку)
3 задание. Расшифровка радиограммы.
Команды получают кроссворд – одинаковый у команд (Приложение 2). Затем взаимопроверка.
По горизонтали:
1. Владелец земли (феодал). 2. Город – святыня христиан (Иерусалим).
По вертикали:
3. Вероотступник (еретик). 4. Плата феодалу (оброк). 5. Войны между феодалами (усобицы). 6. Неограниченная власть (абсолютизм).
Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками:
1. Что означает выражение «Пойти в Каноссу»?
преодолеть трудности
пойти на унизительные уступки
добиться цели
2. В Российской империи существовал термин «инородец». Кого же называли так?
живущих на окраине страны, исповедующих другую религию (отличную от христианской);
жителей Сибири;
немцев, французов.
3. Что означает выражение Махмеда II «Сабля и религия неразлучны»?
опора власти султана – армия и религия
опора власти султана – сильный воин-мусульманин
каждый мусульманин – воин
4. Существует поговорка «Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха» Почему «шапка Мономаха» тяжела?
много украшений было на венце;
царь решает множество сложных государственных вопросов;
опасная служба – быть царем.
4 задание. «Торпедирование»
1. Даты – хронология
Учитывается – кто вперёд и правильно ответит. Учитель показывает карточку с датой или называет событие, а команды показывают карточку с датой или событием.
Образование государства у арабов
Провозглашение Карла Великого императором
Раздел империи Карла Великого
Нормандское завоевание Англии
Раздел христианской церкви на католическую и православную
Начало первого Крестового похода
630 год
800 год
843 год
1066 год
1054 год
1096 год
2. Объяснить рисунок. К какому событию он относится?
Картина «Сдача оброка феодалу»
Картина «Средневековая ярмарка»
В конце жюри подводит итог (баллы, полученные болельщиками можно добавить к баллам команд).
Награждение(учитель выставляет соответствующие оценки).