kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Европейское общество в раннее Новое время" конспект урока для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс_________     Дата________

Тема урока : « Европейское общество в раннее Новое время»

Цели:  - Способствовать осознанию учащимися многообразия форм в обществе взаимоотношений людей через изучение социальной структуры европейского общества Нового времени.

Задачи урока:

      - с формировать знания об основных формах  социального взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени в XVI XVIII вв.;

      - Способствовать развитию у учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о формах взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени.

      - продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Европейское общество в раннее Новое время" конспект урока для 7 класса»

7 класс_________ Дата________

Тема урока : « Европейское общество в раннее Новое время»

Цели: - Способствовать осознанию учащимися многообразия форм в обществе взаимоотношений людей через изучение социальной структуры европейского общества Нового времени.

Задачи урока:

- с формировать знания об основных формах социального взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени в XVI XVIII вв.;

- Способствовать развитию у учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о формах взаимодействия в обществе в эпоху Раннего нового времени .

- продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

Проверка д/з по теме: « Дух предпринимательства преобразует экономику»

Ответьте только «да или нет»

1. В эпоху нового времени о роли рынка в жизни общества говорила пословица: « Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» ( да)

2. В возникших лавках, располагавшихся на первых этажах, свои изделия продавали ремесленники ( нет)

3. Активно практиковалась торговля вразнос ( да)

4. После Великих географических открытий центрами мировой торговли стали Франция и Англия ( нет)

5. « Ворота Европы» так называли город Венецию ( нет)

6. Торговые компании возникли в из-за риска, который сопутствовал купцам, принимавшим участие в заморской торговле ( да)

7. Первоначально торговые компании были семейным товариществом ( да)

8. Приметой нового времени было то, что некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию ( да)

9. Ост-Индская компания обладала исключительным правом ввозить в страну хлопок ( нет)

10. Практически все слои населения были охвачены духом предпринимательства ( да)

11. Биржа- это место, где могли встречаться банкиры, купцы, заказчики для заключения сделки ( да)

12. В период Нового времени существовали только государственные банки ( нет)

13. Централизованная мануфактура характеризовалась тем, что работники выполняли свою операцию, находясь у себя дома. ( нет)

14. В первую очередь наиболее успешно развивались мануфактуры в областях экономики( да)

15. Создание мануфактур с разделением труда свело роль работника к выполнению простых однообразных операций. ( да)

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл.2) План урока:

  1. Буржуазия Нового времени.

  2. Крестьянская Европа.

  3. Новое дворянство.

4. « Люди с дорожной обочины»

4. Изучение нового материала

- Давайте вспомним, какие слои населения жили в европейской деревне в XIV – XV веках?

- Каким было имущественное и правовое положение крестьян?

- Что служило источником существования для дворян?

- Происходящие изменения, рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйства меняли состав и занятия европейского населения

- ( сл. 3) Работать будем с таблицей:


Буржуазия

Крестьянство

Новое дворянство

Люди с обочины








1. Буржуазия Нового времени.

- С развитием предпринимательства увеличивается численность и богатство буржуазии.

- ( сл.4) Само слово «буржуа» появилось во Франции еще в XII в., так называли почтенных граждан города, владеющих собственностью и ведущих достойную жизнь. Позднее название «буржуазия» закрепилось за предпринимателями-капиталистами, имевшими свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере.

- ( сл. 5) Верхушку буржуазии к середине XVII в. Составляли купцы, ведущие международную торговлю, крупные банкиры и откупщики.

- ( сл. 6) Кто такие откупщики? Это люди, которые брали на откуп сбор налога или пошлины, выплачивая вперёд в казну определённую сумму, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами.


- Вот пример могущественного семейства банкиров Кастанье в эпоху французского короля Людовика XV. Современник писал: «Одни были сборщиками тальи в Каркассоне, другие — управляющими Ост-Индской компании (речь идет о французской компании. — Авт.), их сыновья и племянники, прежде чем стать министрами, заседали в Тулузском парламенте. В Каркассоне работали мануфактуры Кастанье. В Париже существовал банк Кастанье... В Амстердаме находился банк Кастанье». Они снабжали деньгами закупщиков оружия и давали деньги на организацию колониальных экспедиций.


2. Крестьянская Европа.

- ( сл. 7) Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством.

- С веками менялось и положение крестьян. Если в Средневековье крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с разрушением феодальных отношений, в своем подавляющем большинстве они стали лично свободны.


- С развитием товарно-денежного хозяйства многие сеньоры позволяли крестьянам выкупать у них свою личную свободу

- Скажите. Достаточно ли было крестьянам получить свободу? Что им нужно было для того, чтобы вести своё хозяйство? ( земля)

- Была ли она у европейских крестьян? ( нет)

- земля оставалась в собственности хозяев.

- Как помещик воспользоваться таким правом? ( сдать в аренду крестьянам, но заставить их нести повинности, как денежные так и натуральные)

- ( сл. 8) Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали для работы наемных работников — батраков. В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколесные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использовавших наемный труд и технику, называют фермерами. В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись.


- ( сл. 9) В целом в Европе и в XVIII веке большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда ( соха, серп, борона)

- В деревне царили суеверия: пахать не начинали, пока поле троекратно не обходили вокруг с хлебом и зажжённой свечёй. Семена просеивали на волчьей шкуре, проделав в ней 13 дыр.


- Всё это наложило на крестьян такие свойства, как умение приспосабливаться, медлительность в принятии решений, боязнь любых нововведений. Без дополнительного дохода выжить было невозможно.


3. Новое дворянство.

- ( сл. 11) Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. Этот процесс можно рассмотреть на примере Англии, где с конца XV в. начались огораживания и все больше землевладельцев, в основном представителей мелкого и среднего дворянства, вели хозяйство по-новому: превращали пахотные земли в пастбища, для чего захватывали общинные земли; сгоняли арендаторов с их наделов, а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства продажа шерсти давала возможность разбогатеть.


- ( сл. 12) Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и другие продукты питания. Таких дворян стали называть новыми дворянами, или джентри. Применяя наемный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов. Это изменило и их стиль жизни. Они поддерживали тесные отношения с городскими предпринимателями, вместе с купцами занимались торговлей. Вступая с ними в родственные отношения.

- Однако оставалось и старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии. Многие из них разорялись и шли в армию (вспомните Д'артаньяна из трех мушкетеров А. Дюма).

- во Франции дворянство было неоднородным:

1) существовало старинное родовое дворянство

2) были и обедневшие семьи, которые при дворе не служили, земли свои давно распродали. Их называли « воздушные»

4. « Люди с дорожной обочины»

-( сл.13) Росло богатство, но рядом с ним росла и бедность. Тяжелым было положение наемных работников: чаще всего они попадали в разряд бедноты. Зарплата была невелика, а причин для того, чтобы впасть в нищету, много: болезни, потеря работы, уменьшение заработной платы, смерть одного из супругов...


- Женщинам платили в два раза меньше, чем мужчинам, детям — еще меньше. ( сл. 14) Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись всевозможные штрафы и вычеты из зарплаты.


- Вместе с тем в раннее Новое время еще существовала некоторая благотворительность. Своим беднякам город старался помочь.


- Но если бедняк был чужаком, для него существовал один путь — бродяжничество и нищенство. Жизнь таких людей была адом, зрелище они представляли страшное — толпы грязных оборванцев, покрытых язвами.

( сл. 15) В XVI в., когда появилась потребность в наемном труде, толпы бродяг на дорогах вызывали у предпринимателей ненависть. Они видели в них только бездельников, которые могли бы стать дешевой рабочей силой.

Власти принимали законы о нищенстве, запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение — суровая кара.

- В Германии, в городе Кельне, бродяга, трижды пойманный за попрошайничество, приговаривался к повешению. В XVI в. в Англии издали такие жестокие законы против бродяг, что народ назвал их «кровавыми»: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника. Сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили. Был ли выход из такого положения? Каждый искал свой. Некоторые объединялись в банды, занимавшиеся гра­бежом, пиратством. Другие шли наемниками на военную службу или нанимались в слуги.

Когда на улице хватали девушку, не имеющую работы, ей выстригали волосы на голове и подвергали порке, мужчин же отправляли на галеры.

- Давайте прочитаем вывод на стр. 51.


5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 52


6. Домашнее задание:

Параграф 5, вопросы

Проверочная работа.

Вариант 1.

Вариант 2.

Мануфактура – это? (предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции)

Капитализм - это? (общественный строй, основанный на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наемного труда)

Капитал – это? (средства, вкладываемые в производство, с целью получения прибыли)

Биржа - это? (место, где встречаются для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики)

Рассеянная мануфактура – это? (когда наемные работники трудятся каждый у себя дома)

Централизованная мануфактура - это? (когда работники разных специальностей трудятся в одном помещении, под одной крышей)

Центр мировой торговли? (Нидерланды и Англия)

Монополия – это? (исключительное право ввозить и продавать определенный вид товара)

Где и когда была создана Ост-Индская компания? Каким исключительным правом она обладала? (В Англии в 1600г, ввоз перца)

Где впервые создаются государственные банки? (Амстердамский и Английский)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Европейское общество в раннее Новое время" конспект урока для 7 класса

Автор: Добряк Ирина Алексеевна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 354934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План-конспект урока на тему: "Европейское общество в раннее Новое время""
    ["seo_title"] => string(83) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-ievropieiskoie-obshchiestvo-v-rannieie-novoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "319464"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460834376"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация на тему: "Европейское общество в раннее Новое время""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-na-tiemu-ievropieiskoie-obshchiestvo-v-rannieie-novoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "319466"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460834775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока истории по теме "Парламент против монархии. Английская революция" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-parlamient-protiv-monarkhii-anghliiskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "161838"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422280636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства