Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.
Оборудование: карта «Римской Республики в III-I вв. до н.э.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Единовластие Цезаря» »
Конспект урока истории в 5 классе
«Единовластие Цезаря»
Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.
Оборудование: карта «Римской Республики в III-I вв. до н.э.»
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Восстание Спартака»
Подготовка устного ответа по одной из карточек № 45 и 46
Карточка № 45
Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя.
Для этого вспомни:
- Как содержали рабов?
-Были ли у них какие-либо права?
-Чем вооружались сбежавшие рабы?
Карточка №46
Составь рассказ от имени гладиатора, который участвовал в битве у подножия Везувия.
Для этого вспомни:
- Почему сбежавшие рабы организовали свой лагерь на Везувии?
- Чем были вооружены воины Спартака?
- Какую хитрость применили восставшие, чтобы победить регулярный войска?
- Как сражались воины Спартака?
-каким был их предводитель?
Индивидуальная работа учащихся письменно на листочках (5-7 человек).
Воины-спартаковцы в своей песне пели:
Свобода! Свобода! Богиня богинь!...
…
Когда нападут легионы врагов,-
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнет,
Пусть самый ленивый оружье берет!
Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Тебя, призывая, мы рвемся к мечам!
К оружью, товарищи, смерть палачам!
- К чему призывает эта песня? В каких словах заключен ее основной смысл? (Песня призывает к борьбе с рабовладельцами. Главный смысл – в четвертой и пятой строчках).
Работа с классом. Организация дискуссии по вопросу.
- Как вы думаете, если бы не было Спартака, состоялось ли бы восстание рабов в Римской республике? (Восстание все равно было бы, учитывая положение рабов в стране)
4. Устный развернутый ответ от имени гладиатора, отзыв на него одноклассников.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, восстание Спартака было жестоко подавлено. Между двумя победителями Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Цезарь. В последствии он будет популярен в стране и установит свою власть.
- Выясним, какой характер носила власть Цезаря в Риме.
IV. Изучение новой темы. Творческое задание
Предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалом параграфа, предлагается написать сочинение «Чем отличается диктатура Суллы от цезаря?» (Сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями в тетради разрешено пользоваться).
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа по вопросу.
- какой характер носила власть Цезаря в Риме. (Он стал первым настоящим диктатором Рима, т.е. единолично решал все вопросы, никому не подчинялся.)
2. Решение задачи.
- Какие черты характера и особенности биографии Цезаря привели к тому, что именно он стал первым диктатором Рима?
(В Цезаре сочетались такие черты лидера и военачальника, как отвага, быстрая смекалка, огромное упорство, большое личное обаяние и особая интуиция чувствовать чаяния других людей. Благодаря этому он сумел воссоздать в Риме демократическую партию (из бывших сторонников Мария); попав в Галлию, создал там новую победоносную армию. Объединив силы своей партии и армии. Цезарь победил последних республиканцев и создал империю.)
VI. Рефлексия
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание
Прочитать § 52.
Для любознательных: Что обозначает крылатое выражение «перейти Рубикон»? Для выполнения задания воспользуйтесь лингвистическим словарем.