Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Единовластие Цезаря»
Цели: - познакомить учащихся с личностью Юлия Цезаря;
- выяснить, как проходило становление единовластия в Риме;
- учиться рассуждать, делать выводы, строить свою речь;
Оборудование: презентация, компьютер;
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
1) устный ответ
2) творческое задание
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем знакомиться с одной из самых интересных личностей Древнего Рима, которая на протяжении многих веков привлекает внимание всех интересующихся историей. Слова, произнесенные этим человеком, превратились в крылатые выражения: «Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил». Так кто же он? Юлий Цезарь.
План урока.( сл.2)
1.Римская армия стала наёмной.
2. Возвышение Цезаря.
3. Завоевания Цезаря.
4.Захват Цезарем власти.
5. Гибель Цезаря.
Задание на урок. ( сл. 3)
« Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
- ( сл. 4) В 1 в. до н.э. армия стала набираться из неимущих граждан, которым платили жалование. Как вы думаете почему?
- Дело в том, за военную службу платили жалование. Солдаты были готовы служить тому, кто щедро мог их наградить за службу.
- ( сл. 5) После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть были Красс и Помпей. Они были врагами и ненавидели друг друга.
-( сл.6) В эти же годы выдвигается ещё один человек. Гай Юлий Цезарь. Чтобы составить представлении об этом человеке, давайте познакомимся с ним.
Выступление ученика ( заранее дано задание подготовить биографию Цезаря)
Прославившийся в истории как легендарный полководец и лидер, Гай Юлий Цезарь, был римским императором (100 – 44 до н. э.), который сумел обеспечить безопасность империи на дальнейшие 500 лет.
Вопросы к классу
- Каким он был в юности?
- Эти черты характера позволили ему стать полководцем. Как вы думаете, кто такой полководец?
( сл.7) - Полководец - военачальник, военный вождь. Но Юлий Цезарь не сразу стал полководцем. Он некоторое время служил в римской армии, был избран квестором (в его обязанности входили охрана имущества, ведение финансовых дел), ( сл. 8) эдилом (его функция – надзор за городским хозяйством), ( сл. 9) понтифик - Занимал должность претора – высшего судьи, пост, следующий по значению за консулом. Далее Цезарь был назначен наместником провинции в Испании, где он получил право набрать несколько легионов и возглавлять их.
- ( сл. 10) Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не получалось. Тогда он решил завоевать любовь простого народа. Со всеми был ласков и приветлив, тратил свои деньги на угощения для неимущих, но в душе он их ненавидел. Он умело использовал ненависть бедняков к сенаторам, обещал улучшить жизнь, если придёт к власти.
Однажды он устроил гладиаторские игры, в которых сражалось 320 пар бойцов.
Цезарь помирил Красса с Помпеем и заручился их поддержкой. Они не считали его своим соперником, а его известность среди простого народа хотели использовать в своих целях. НО именно народ помог ему стать консулом. Через год по окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию.
2) работа по учебнику:
( сл. 11) Стр. 239 – 240
3) рассказ учителя:
- Узнав решении Сената, Цезарь подошёл к речке Рубикон
Рубико?н — небольшая река на Апеннинском полуострове, впадает в Адриатическое море, к северу от Римини. До 42 г. до н. э. служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия.
Река известна, главным образом, благодаря выражению «перейти Рубикон», означающему некоторое бесповоротное решение. Юлий Цезарь ещё не стал императором, а являлся одним из римских военачальников , и сам Рим был республикой. По закону проконсул имел право возглавлять войско только за пределами Италии. Однако 10 января 49 г. до н. э. Цезарь со своими легионами подошёл к Рубикону. Будущий император не был до конца уверен в силе своего войска и поэтому какое-то время колебался, ведь в случае неудачи он мог полностью потерять власть. Однако Цезарь всё-таки перешёл через реку и после гражданской войны стал императором. ( сл. 12) С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает рискнуть всем ради великой цели. Аналогичный.
( сл.13) - Рим был взят без боя , и беднота торжественно встречала победителя. Помпей и Сенат в страхе бежали на Балканы, где попытались набрать войско для борьбы с Цезарем. Но тот не оставил противникам шансов - он атаковал и разбил войско Помпея. А вскоре сам Помпей погиб.
( сл. 14) Опираясь на легионы, Цезарь добился от Сената провозглашения себя диктатором. Большинство своих обещаний он выполнил: в провинциях солдатам раздали землю, были заново отстроены Карфаген и Коринф- туда переселили бедняков.
(сл. 15) запишем определения
Ветеран – старый солдат, завершивший службу.
Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и ни перед кем не отчитывающийся за свои поступки.
( сл. 16)
На государственные должности избирали только тех, кого рекомендовал Цезарь.
Его профиль чеканили на монетах, украшая голову диктатора короной.
На торжествах Цезарь садился на золотое кресло, напоминавшее трон.
( сл. 17 – 20) Убийство Цезаря.
Работа с учебником. Читаем и воспринимаем на слух информацию
- Итак, Цезарь погиб. Его вклад в развитие Древнего Рима настолько велик, что мы до сих пор говорим о нем и используем его слова, которые стали крылатыми выражениями.
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 243
6. Домашнее задание:
Параграф 52, вопросы, записи, термины и даты повторить.