Просмотр содержимого документа
«Групповая работа учащихся на уроках истории»
Групповая работа учащихся на уроках истории
Эффективность обучения возрастает, когда в нем органично сочетается коллективная и индивидуальная деятельность учащихся.
Наиболее эффективным является применение групповой работы на уроках обобщения или при изучении большого теоретического материала (например, при изучении признаков империализма - 9кл).
Групповая работа может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.
Сначала организуется индивидуальная работа с учебным материалом, затем учащиеся работают в паре постоянного состава, и только на третьем этапе организуется собственно групповая работа.
Первоначально ставилась задача - восполнить пробелы в умении учащихся анализировать текст, сравнивать и объяснять исторические факты.
С этой целью можно провести практические занятия, на которых учащиеся работают с текстами и документами учебника, вырабатывая умения составлять план, таблицу, формулировать вопросы к тексту.
Далее предусматривалась деятельность учащихся, где продолжается формирование умений учащихся работать с различными источниками знаний и приобретаются навыки совместной работы. Наиболее работоспособными являются пары, образованные учащимися, психологически совместимыми, имеющими общие интересы. Работу в парах постоянного состава можно про водить как на отдельных этапах урока (например, при опросе, при проверке домашнего задания, при закреплении и т.д.}, так и в течение всего урока
Так, например, в курсе всемирной истории (Х кл.)
очень много тем, касающихся социально-
экономического и политического развития
капиталистических стран. При изучении тем можно применить работу в парах, а при подготовленности учащихся можно организовать групповую работу.
Сначала учителем (в качестве Образца для постоянной работы) характеризовались особенности политического строя, внутренней и внешней политики одной страны. Затем раздавались карточки с текстами заданий (каждый ученик в паре получает свой вариант карточки).
Образец карточки,
Цель работы: изучение особенностей
политического Строя США (Англии) и т.д. (конец 19 - начало 20 вв.),
Задание - на основании материала учебника раскройте особенности политического Строя и внутренней политики США (конец 19 - начало 20 вв.) по плану.
1. Государственный строй. 2.Кто находится у власти?
3.Какие политические партии существуют, их роль, чьи интересы они выражают?
4.Видные политические деятели, характер их деятельности.
б. Важнейшие реформы, их характер,
значение.
Результаты своей работы учащиеся оформили в таблице "Особенности политического строя и внутренней политики капиталистических государств".
Выполнив задание, ученик объясняет его соседу, который провернет правильность освещения по учебнику. Затем они меняются ролями.
После отработки основных умений и навыков работы с текстом можно приступить к выполнению заданий более сложного, творческого характера. Углубив опыт общения и сотрудничества в парах, освоив приемы анализа текста, учащиеся получают необходимую подготовку к работе в группе, состоящей в основном из 4-х человек.
При первоначальном формировании групп
необходимо учитывать желание, совместимость учащихся. В дальнейшем группы с учетом уровня подготовленности можно корректировать.
В педагогической психологии различают следующие технологические группы учащихся:
- ученики имеют глубокие знания, умеют пояснять,
аргументировать, доказывать, обобщать факты, выделять главное в изучаемом материале;
- ученики имеют хорошие знания, но не всегда могут аргументировать, доказывать, зная основные приемы самостоятельной работы, затрудняются в решении задач, связанных с осуществлением творческой деятельности;
- ученики обладают минимумом знаний, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений;
- учащиеся с трудом осваивают факты, понятия, не могут воспроизвести текст учебника, не умеют применять знание без помощи учителя
Учебные группы включают представителей всех 4-х технологических групп во г лаве с хорошо успевающими учащимися.
После про верки усвоения учащимися фактического материала про водится работа по выполнению наиболее сложных заданий, требующих умения логически осмысливать учебный материал, аргументировать, сравнивать, отмечать общее и особенное Поэтому постепенно уже в классе появляется группа учащихся, которые могут справляться с такого рода заданиями, таким образом, складываются группы с разным уровнем подготовленности и владением, умениями и навыками самостоятельной работы.
Проверку заданий целесообразно начинать с выступления группы, состоящей из слабых учащихся, чтобы на их мнение не повлияли ответы групп, включающих сильных учеников. Для организации работы группы вручается Памятка, где освещены правила сотрудничества и инструкция.
Каждый член группы выполняет часть о общего задания.
После взаимной информации складывается коллективный результат, которым в той или иной мере владеют все члены группы и могут выступить с сообщением, После заслушивания групповых ответов следуют вопросы к выступающему, исправления и дополнения и в заключении - обобщение учителя.
В результате обеспечивается усвоение всеми учащимися основного программного материала В ходе работы возникает даже атмосфера состязательности, что повышает интерес учащихся в результат ах своего труда.
Обобщит, итоги деятельности групп помогает таблица, которая заполняется по ходу работы.
Образец таблицы
№ группы
Ф.И.О. уч-ся
Выполнение заданий
/до 106/
Вопросы другой группе /до 106/
Ответы на вопросы /до 56/
Дополнение к ответу
Соблюдение правил сотр-ва /до 106/
Общее количество баллов
Замечание учителя
Такого рода таблицу может иметь каждая группа можно оценивать работу каждого ученика.
При групповой работе меняется роль учителя: он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы групп, подводит итоги коллективной и индивидуальной формы деятельности учащихся на уроке. В условиях групповой работы у учеников исчезает страх перед возможной неудачей, возрастает уверенность в своих силах, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.
Групповая работа не является универсальны~ способом, при изучении тем можно использовать различные методы, но в сочетании с другими формами и методами групповая работа тоже способствует повышению эффективности обучения.