Тема: «Организация групповой творческой работы учащихся на уроках истории»
Цель данной статьи состоит в том, чтобы еще раз доказать, что применение групповых технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья групповая работа на уроках истории »
Алиева Г.Ш.
учитель истории
СШ №37, г. Астана
Тема: «Организация групповой творческой работы учащихся на уроках истории»
Цель данной статьи состоит в том, чтобы еще раз доказать, что применение групповых технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения учащихся, побуждает их к рефлексивной деятельности. В настоящее время широко распространены групповые технологии В.К.Дьяченко, Ж.Ж.Пиаже, Л.С.Выгодского и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что групповые методы и формы обучения благоприятно влияют на развитие речи, коммуникативности мышления и интеллекта. Кроме того, они приносят более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
Начала я свою работу с формирования малых групп по 4-5 человек. При делении учащихся на группы я учитывала основные моменты:
- при формировании групп старалась учитывать уровень обученности
- старалась учитывать и темперамент учащихся при помощи школьного психолога мы пришли к выводу, что лучшие пары для совместной работы на уроках это:
Работа в группах применялась мной на различных этапах урока: до изучения нового материала урока, в ходе изучения, после изучения на уроках обобщения в ходе практического применения.
Главные особенности организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:
во - первых, на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
во- вторых, каждая группа получает определенное задание, и выполняют его сообща под руководством лидера группы;
в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого ученика;
в- четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы - в зависимости от содержания и характера работы.
Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам;
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы;
- подведение итогов группового задания;
3. Заключительная часть работы:
- сообщение о результатах работы в группе;
- анализ познавательной задачи, рефлексии
В своей работе я использовала такие уроки группового обучения как:
- урок игра
- урок исследование
- урок путешествие
- урок – конференция
- урок-суд
-интегрированный урок
- урок проекты
На уроках стараюсь уделять внимание развитию творческих способностей учащихся. Один из видов работ - исторические сочинения, эссе, кроссворды, чайндат, чайнворд и.т.д
Таким образом, рационально- организованная групповая деятельность учащихся позволяет решать познавательные задачи, способствует становлению личности учащегося, сплочению ученического коллектива, а главное учащиеся самостоятельно устанавливают логические связи между историческими событиями и явлениями.