Просмотр содержимого документа
«Греция во II - первой половине I тыс. до н. э.»
Тема. Греция во II - первой половине I тыс. до н.э.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о зарождении и развитии греческой цивилизации во II-первой половине до н.э.; развивать умение свободно ориентироваться в изученном материале; применять приобретенные знания и умения; воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу, интерес к предмету.
Тип урока: обобщающее повторение
Вид урока: игра-путешествие
Ход урока
I.Беседа на повторение материала
Дети, давайте вспомним, какую тему мы завершили изучать?
1. Где находится страна Греция? (На юге Балканского полуострова)
2. Как в древности называлась Греция и ее жители? (Эллада, эллины)
4. Из каких частей состояла материковая Греция? (Северная, Средняя, Южная)
5. Назовите известные вам греческие острова? (Крит, Итака, Родос)
II. Работа с исторической картой
Разгадайте шифровку
1. Найдите на карте и отметьте флажком город Афины. Слова читаются наоборот
ЕТИДЙАН АН ЕТРАК ДОРОГ ЫНИФА
2. Найдите на карте и отметьте флажком остров Крит
ЕТИДЙАН АН ЕТРАК ВОРТСО ТИРК
3. Найдите на карте и отметьте флажком гору Олимп
ЕТИДЙАН АН ЕТРАК УРОГ ПМИЛО
Работа на карточках
Соедините стрелками названия стран, городов и гор с частями Греции, в которых они расположены
Афины Северная Аттика
Фермопилы Средняя Спарта
Пелопоннес Южная Олимп
Работа с контурной картой
Отметьте территорию Древней Греции, ее части, крупнейшие острова Эгейского и Ионического морей, гору Олимп
Учитель: период 11- 9 ст. до н.э. в истории Древней Греции получил название гомеровского. Это название не случайно. В период расселения дорийцев на Балканском полуострове у греков не было письменности. Поэтому единственными историческими источниками, хотя бы частично освещающими события той эпохи, являются поэмы выдающегося греческого поэта Гомера - «Илиада» и «Одиссея», созданные уже в начале следующего исторического периода - архаического (8- 6 в. до н.э.) Поэмы Гомера были первыми литературными произведениями древних греков. Поэмы посвящены событиям троянской войны и возвращению ахейских героев в Элладу после войны, они содержат сведения о развитии греческого общества после дорийского нашествия.
Сегодня мы с вами отплываем вместе с греческими героями и отважным царем Одиссеем в длительное, полное неожиданностей и препятствий путешествие из Трои на Итаку. Представим себе, что наш Одиссей мог путешествовать не только в пространстве, но и во времени, а его путешествие длилось целое тысячелетие. Останавливаясь в разных местах, мы сможем «увидеть» события, произошедшие в течение II - первой пол. I тыс. до н.э.
Задание 1
Вспомните, почему Одиссей так долго не мог попасть в родную Итаку? (Так как он оскорбил бога морей - Посейдона)
Каких олимпийских богов вы знаете?
Задание 2
Чтобы попасть на корабль, мы должны разгадать кроссворд. Заполнив его, вы прочитаете в выделенном окошке название нашего путешествия.
Кроссворд
Задание:
1. Общее название греческих городов-государств.
2. Форма государственного управления, сложившаяся в Афинах.
3. Форма государственного управления, сложившаяся в Спарте.
4. Название дворцовой цивилизации, зародившейся на о. Крит.
5. Афинский политический деятель, автор реформ, которые изменили общественный строй Афинского государства.
6. Название города-государства, было одним из крупнейших центров ахейской культуры.
7. Переходная форма государственной власти в Древней Греции, главной чертой которой является единовластие.
Ответ:
Полис 2. Демократия 3. Олигархия 4. Минойская 5. Солон
6. Микены 7. Тирания
Слово - Одиссея
Проведение игры «Одиссея»
Игра-путешествие проводится в несколько этапов (остановок)
Троя
Учитель: Прощай, Троя. Ты была великим и могучим городом, но не сумела устоять перед нашими героями. Многие погибли под твоими стенами, положив жизнь за честь Греции. Давайте вспомним те славные годы.
Вопрос к классу:
- Откуда мы узнали о троянской войне?
- Какой цикл мифов был создан о ней?
- Почему произведение Гомера называется «Илиада»?
- Какие народы участвовали в войне?
- Каких героев упоминает Гомер в «Илиаде»?
- Назовите причины и последствия этой войны.
- Существовала Троя на самом деле? Кто и как доказал это первым?
2. Афины
Учитель: Отплыв из Трои, мы встречаем на своем пути много островов. Назовите, пожалуйста, известные вам греческие острова.
Сейчас мы сделаем остановку - город Афины. Вспомните, в которой исторической области он расположен.
Вопрос к классу:
1. Что такое полис?
2. Назовите известные вам греческие полисы.
3. Объясните принципы демократического управления государством, которое сформировалось в Афинах.
Учитель: Мы покидаем демократические Афины и плывем дальше, к полуострову Пелопоннес. Вспомните, как называлась эта часть материковой Греции? Как назывались другие две части?
Вопрос к классу:
- Как называлась цивилизация, созданная ахейцами?
- Объясните значение слов «дворцовая цивилизация».
- Почему культура, созданная ахейцами, называется микенской?
- Перечислите главные достижения микенской культуры.
- В результате чего погибла Ахейская цивилизация?
- Как нашествия дорийцев повлияло на дальнейшее развитие всей Древней Греции?
Учитель: А сейчас мы останемся на Пелопоннесском полуострове, но мысленно переместимся во времени и попадем в спартанское государство.
Работа с историческим источником
1.Прочитайте и прокомментируйте отрывок из произведения древнегреческого историка Плутарха о спартанцах
2.Используя шифротаблицу, расшифруйте выражение и объясните, что оно означает
1. В какой части Греции возникла Спарта? (В Южной)
2. Какие племена основали спартанское государство? (Дорийцы)
3. В какой области возникло спартанское государство? (В Лаконике)
4. Как называли рабов в спартанском государстве? (Илоты)
5. Как называли свободных не спартанцев? (Периэки)
6. Какую соседнюю область захватили спартанцы в результате двух войн? (Мессению)
7. Кто ввел законы в Спарте? (Ликург)
8. Как называлась система организации власти в Спарте? (Олигархия)
9. Как назывался боевой строй тяжеловооруженных воинов? (Фаланга)
10. Из какого металла в Спарте были деньги? (Из железа)
4. Остров Крит
Учитель: Погостив в суровых спартанцев, мы продолжаем путешествие. Сейчас мы подплываем к большому и плодородному острову - Крит. В каком древнегреческом мифе рассказывается о нем?
Вопрос к классу:
- Когда была Критская цивилизация? Какое еще название она имеет?
- Перечислите главные достижения Минойской цивилизации.
- Расскажите, что вы знаете о Кносском дворце.
- Кем и когда он был открыт?
- Почему погибла цивилизация Крита?
5. Итака
Учитель: Наконец, преодолев, столько препятствий, мы подплываем к нашей родной Итаке. Как называется период греческой истории, описанный в поэмах Гомера?
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(114) "Презентация на тему "Греция во II - первой половине I тыс. до н. э.""
["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia_na_tiemu_grietsiia_vo_ii_piervoi_polovinie_i_tys_do_n_e"
["file_id"] => string(6) "375108"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1483451017"
}
}