kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Греко – персидские войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: « Греко – персидские войны». 5 класс

 Цели урока:

 - Раскрыть причины, характер и итоги войн,

 - Продолжить формировать умение выделять причинно- следственные связи, работать с историческим источником, картой,

 - Воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, проявлявшим героизм и мужество.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Греко – персидские войны»»

Урок по теме: « Греко – персидские войны». 5 класс



Цели урока:

- Раскрыть причины, характер и итоги войн.

- Продолжить формировать умение выделять причинно- следственные связи, работать с историческим источником, картой.

- Воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, проявлявшим героизм и мужество.



Тип урока: урок изучения нового материала.



Оборудование: презентация, проектор, атласы, учебник, рабочий лист.



Ход урока:



План изучения нового материала:

1. Начало войны

2. Марафонская битва

3. Подготовка к новой войне

4. Фермопильский бой

5. Саламинское сражение

6. Битва при Платеи

7. Окончание войны



Слово учителя.

Мы приступаем к изучению новой главы «Классический период истории Древней Греции». Классический период в истории Древней Греции принято исчислять с конца VI века до 338 г. до н.э. Этот, в общем-то, не долгий двухсотлетний период, тем не менее, знаменуется наивысшим рассветом древнегреческого общества во всех сферах жизни. Именно в это время было создано и совершено все то, что составляет славу Древней Греции.

Однако эпохе невиданного расцвета предшествовало суровое испытание. Всем греческим государствам грозила опасность быть порабощенными могучей и воинственной Персидской державой.



Работа по карте и беседа с учащимися.

• Где находится территория, на которой проживали племена персов? (Это побережье Персидского залива)

• Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет)

• Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Дарий Первый)

• Какие государства Балканского полуострова покорили персы? (Фракию, Македонию, Фессалию)

• К границам какого государства приблизились персы? (к границам Греции)

• Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, богатства нужны были персидской знати)



Какова тема урока? Объявление темы урока.

А что вам было бы интересно узнать? (беседа)

• Причины войны.

• Когда началась?

• Кто победил? Почему?

• Как вооружены соперники?

• Каков состав армий?

• Характер войны.

• Герои войны.

• Итоги и результат.



Ролевая игра.

В большие и малые города Греции прибыли персидские послы.

Они нагло заявили:

«Наш повелитель, царь царей Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды»

В большинстве греческих полисах решили так:

« Мы считаем, безнадежно сопротивляться, ведь

Дарий покорил до нас всю Малую Азию, Египет.

У него сильная армия, перед которой открываются любые ворота крепости».

Иначе думали жители Спарты и Афин, узнав, что многие полисы сдались:

АФИНЯНЕ: « Мы Афиняне не потерпим, чтобы наша земля досталась персам. А когда к нам прибудут послы, мы их убьём и сбросим со скалы».

СПАРТАНЦЫ: «Мы послов персов бросим в колодец со словами: там, на дне вы найдете достаточно и воды и земли».

Как на ваш взгляд мог отреагировать Дарий I? (Объявить Греции войну)



Работа с учебником.

Стр. 138 два абзаца.

«Однажды летним днем 490 года до н.э. в Афины вбежал усталый запыленный гонец со страшным известием – огромное персидское войско высадилось на побережье аттики, на Марафонской равнине. Это было совсем рядом, всего в 42 километрах от города. Афиняне отправили гонцов во все полисы с призывом о помощи. Но откликнулись лишь жители соседнего городка Платеи, приславшее небольшой отряд. Спарта тоже медлила, ссылаясь на старинный обычай, запрещавший им выступать в поход до полнолуния.

Афиняне, оставшиеся одни, не дрогнули. Все способные носить оружие были призваны в войско. Даже рабам обещали свободу, если они помогут отстоять город. Всего набралось 10 тысяч тяжеловооруженных воинов и еще тысяча гоплитов из Платей. Возглавил войско опытный стратег Мильтиад».



Рассказ учителя.

Мильтиад построил свою армию так, чтобы лес и море прикрывали ее фланги.

Персы пытались выманить противника. Так продолжалось 3 дня.

На 3 день персы решили обогнуть Аттику и высадить войска у Афин.

В ответ на это Мильтиад решился начать битву и вывел войска из лагеря. Персы сделали тоже самое. Опасаясь подхода спартанцев, Дарий I двинул войска навстречу грекам. Греки встретили противника градом камней и стрел.

А затем Мильтиад приказал перейти в наступление.

Удар фаланги был страшен, персы понесли большие потери. Однако новые воины стали теснить греков и ударили в центр противника. Греки дрогнули и стали отступать. Вскоре персы разрезали греческую армию на две группы - победа казалась близкой, но... Края греческого войска стали выдвигаться вперед, охватывая армию противника. Персы не выдержали и побежали к своим кораблям.

Пока греческая фаланга перестраивалась, персы погрузились на корабли и покинули аттический берег.

Вопрос: Что на ваш взгляд помогло победить афинянам?

(Помощь жителей города Платеи. Мужество, храбрость греческих воинов. Талант военного предводителя Мильтиада. Греки защищали свою Родину, это давало им силы для борьбы.)



Рассказ учителя.

Еще не перевязали раненых, как Мильтиад приказал своему быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя! – «Стратег! – отвечал юноша, - я буду бежать без отдыха и остановок!» (Сколько километров ему предстояло пробежать?) В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнес он и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения. С тех пор спортсмены-бегуны соревнуются на «марафонской дистанции».

По всем городам Греции пронеслась радостная весть – персы разбиты. И если прежде борьба с могущественной Персией казалась многим безнадежной, то теперь победа при Марафоне воодушевила всю Элладу.

В честь победы была сделана надпись на гробнице:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.



ПОДГОТОВКА К НОВОЙ ВОЙНЕ.

Рассказ учителя.

Неудача под Марафоном сильно раздражала персов, поклявшихся, во что бы то ни стало покорить Грецию. Сын Дария царь Ксеркс собрал большую армию, включавшую в себя помимо персидских воинов воинские контингенты из всех подвластных Персии стран. Это была огромная военная сила – не менее 100 тысяч пехотинцев, всадников и воинах на боевых колесницах. В расположении Ксеркса был также многочисленный флот. Боевые суда поставляли финикийцы и египтяне. В испуге перед мощью персов греческие города, расположенные на малоазийском побережье, поспешили изъявить покорность персидскому владыке, а некоторые из них прислали боевые отряды, которые должны были вместе с ним участвовать в походе на Грецию.



Работа с учебником.

Стр. 141 «Греки готовятся к войне».

«До Греции доходили слухи о готовящемся походе. Больше всего волновались афиняне. Был среди них энергичный, умный и дальновидный человек по имени Фемистокл. Он предвидел новую войну и часто выступал в Народном собрании, призывая, готовиться к ней. Своими пылкими речами Фемистокл убедил сограждан, что их сила не в гоплитах, а в сильном военном флоте. Он призвал их продолжить строительство боевых кораблей – триер. Это были быстроходные и маневренные корабли с тремя рядами весел. Их главным оружием был окованный медью нос, которым они таранили и топили вражеские суда.

Фемистокл убедил афинян пустить на постройку новых кораблей доходы от принадлежащих городу серебряных рудников. На эти деньги было построено почти 200 триер.

Много сил потратил Фемистокл, убеждая и другие полисы готовиться к предстоящей войне. Благодаря его усилиям Афины и Спарта заключили военный союз, к которому присоединились многие города Греции».



Вопрос: какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла? (создание флота, объединение греческих полисов)



Работа с картой. Путь войска Ксеркса.

Из города Сарды в Малой Азии выступило громадное войско персов. Оно подошло к проливу Геллеспонт, который разделяет Европу и Азию. По приказу Ксеркса через пролив был выстроен мост длиной более километра. Но поднялась сильная буря и разрушила мост. Ксеркс пришел в ярость, он приказал казнить строителей моста, а непослушное море отстегать кнутами. Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег. Далее войско двинулось по европейскому побережью, а вдоль берега шел флот. Походным маршем персы миновали Фракию, Македонию, прошли всю Северную Грецию и приблизились к узкому Фермопильскому проходу, которым открывался путь в Среднюю Грецию.



Просмотр видеосюжета.

Вопрос: фактически греки проиграли битву при Фермопилах. Почему же это сражение считается моральной победой эллинов? В чем вы видите подвиг трехсот спартанцев? Почему они не отступили вместе со всеми?



Рассказ учителя.

После занятия Фермопил персам открылась дорога в Среднюю Грецию. Союзное войско поспешно отступило к Коринфскому перешейку, преграждая путь в Пелопоннес и саму Спарту. Афины же остались, брошены на произвол судьбы. Большинство жителей покинуло город и перебралось на соседний остров Саламин. Отсюда они видели, как горели их прекрасные Афины, подожженные по приказу Ксеркса.

В проливе, отделяющем Саламин от побережья Аттики, был сосредоточен весь греческий флот. Командовал им Фемистокл. Зная о превосходстве персидского флота, он решил дать бой именно здесь, в узком проливе, чтобы Ксеркс не мог ввести в бой все свои корабли одновременно. К тому же персидские суда были тяжелее греческих и сидели в воде глубже легких триер, а Саламинский пролив изобиловал множеством подводных камней и мелей, которые грекам были известны, а персам нет. Начали бой греки. Вот как описал его участник этого сражения, поэт Эсхил:

Весь флот спешил, и слышен в то же время

Был громкий крик: «Вперед, сыны Эллады!

Спасайте Родину, спасайте жен,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков: бой теперь - за все!»

Навстречу им неслись и персов крики,

И медлить дальше было невозможно:

Один корабль ударил медным носом

В другой, и начал эллинский корабль

Сраженье, сбивши с судна финикийцев

Все украшенья… Всюду бой кипел.



Работа со схемой Саламинский бой.

Быстрые и легкие триеры врезались в строй персов. Своими медными носами они ломали борта вражеских судов и топили их. Большие и неповоротливые персидские корабли, сгустившись в тесном проливе, лишь мешали друг другу. Они сталкивались, налетали на мели и камни и тонули во множестве. Многие персы не умевшие плавать, гибли в волнах, а спасшихся встречали на берегу греческие гоплиты. Это был разгром, которого еще не знали персы. Персидский владыка наблюдал за ходом морского сражения с высокого берега Аттики: его хвалебный флот был разбит и потоплен на его глазах.

После поражения при Саламине Ксеркс, опасаясь, что греческие корабли отрежут ему путь в Персию, с частью армии и остатками флота спешно покинул Элладу. Но в Греции еще оставалось многочисленное и сильное персидское войско, командование которым царь получил своему родственнику полководцу Мардонию. В 479 году до н.э. у города Платеи состоялась решительная битва.



Работа с источником.

Стр. 146 учебника, вопросы к источнику.

Битва при Платеях. Из «Истории» Геродота

Павсаний (спартанский царь, командовавший греками в битве при Платеях), лишь только началась атака персидской конницы, послал всадника к афинянам с приказанием передать вот что: «Афиняне! Теперь нам предстоит решительная борьба за то, быть ли Элладе свободной или порабощенной».

Персы, сомкнув свои плетеные щиты, беспрерывно осыпали эллинов градом стрел. Тегейцы первыми поднялись и двинулись на варваров, за ними и лакедемоняне пошли на персов. Персы же перестали пускать стрелы и выступили навстречу. Начался долгий и жаркий бой у самого святилища Деметры, пока дело не дошло до рукопашной. Ибо варвары хватались за длинные копья гоплитов и ломали их. Персы не уступали эллинам в отваге и силе; у них не было только тяжелого вооружения и к тому же еще боевой опытности. Не могли они сравниться с противником также и боевым искусством. Персы устремились на спартанцев по одному или собирались кучей по 10 человек и больше и погибали.

Пока Мардоний оставался в живых, персы стойко сражались… Когда же Мардоний пал и был перебит весь отборный отряд его телохранителей, самых отважных воинов, тогда-то остальные персы повернули назад и бежали от лакедемонян. Потерпели же персы поражение главным образом потому, что у них не было тяжелого вооружения, и они должны были сражаться легковооруженными против гоплитов.

Вопросы:

1. В чем заключалось преимущество греческих воинов перед персидскими? Подтвердите свою мысль словами из источника.

2. Геродот считал, что главной причиной поражения персов было преимущество греков в вооружении. Как вы думаете, только ли в этом было дело? Обоснуйте свою мысль.



Рассказ учителя.

Но война на этом не закончилась и продолжалась еще почти 30 лет. Только теперь военные действия велись главным образом на море. Чтобы довершить разгром Персии, многие греческие заключили между собой союз, в котором главную роль играли Афины. Он стал называться «Афинский морской союз». Афины заправляли в нем всеми делами: они распоряжались его казной, осуществляли суд, а афинские стратеги командовали войском и флотом союзников.

Объединенные силы греков окончательно разгромили вражеский флот, и Персия была вынуждена заключить мир. Она признала независимость греческих городов в Малой Азии, а ее флоту было запрещено появляться в Эгейском море.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Беседа по вопросам:

1. Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, проявился талант полководцев.)

2. Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе этих сражений греки смогли отстоять свою независимость.)



Физминутка.

Представьте, что вы участники Марафонской битвы, Как идет строем греческая фаланга? Как бросали камни греческие воины?

Как лучники натягивали лук, чтобы пустить стрелу. Упало копье, давайте его поднимем. Как мы отважно сражаемся, мечем, теперь другой рукой. Как мы ликуем, узнав о победе?

Представьте, что вы бегун, которому необходимо доставить радостную весть о победе. Теперь, чтобы не пасть замертво нам нужно восстановить дыхание. Поаплодируем победителям.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

П. 31,32.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
« Греко – персидские войны»

Автор: Сираева Айгуль Газинуровна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Греко-персидские войны 5 класс "
    ["seo_title"] => string(33) "grieko-piersidskiie-voiny-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107377"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403242365"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Презентация для истории по теме  «Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве» "
    ["seo_title"] => string(115) "priezientatsiia-dlia-istorii-po-tiemie-grieko-piersidskiie-voiny-pobieda-ghriekov-nad-piersami-v-marafonskoi-bitvie"
    ["file_id"] => string(6) "194933"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427823453"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "«Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве»"
    ["seo_title"] => string(76) "grieko-piersidskiie-voiny-pobieda-ghriekov-nad-piersami-v-marafonskoi-bitvie"
    ["file_id"] => string(6) "194924"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427822820"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Греко-персидские войны. Марафонская битва""
    ["seo_title"] => string(41) "greko_persidskie_voiny_marafonskaia_bitva"
    ["file_id"] => string(6) "543273"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1584535225"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация для обучающихся 5 класса по теме "Греко-персидские войны""
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiiadliaobuchaiushchikhsia5klassapotiemiegriekopiersidskiievoiny"
    ["file_id"] => string(6) "333967"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1465557619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства