kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: усвоение учащимися причин греко-персидских войн, изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; способствовать формированию представлений о завоевательном характере войны для персов и справедливом характере войны для греков, которые защищали свою родину и свободу; создать условия для ознакомления с Марафонским сражением и его результатом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве»»

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве»

Цели урока:

Образовательная - усвоение учащимися причин греко-персидских войн, изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; способствовать формированию представлений о завоевательном характере войны для персов и справедливом характере войны для греков, которые защищали свою родину и свободу; создать условия для ознакомления с Марафонским сражением и его результатом.


Воспитательная - показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину;


Развивающая –научиться работать в команде; получить навыки работы с изображениями, схемами;

научиться высказывать свое мнение; формировать навыки работы с учебником; научиться составлять схемы и объяснять их; развитие речевых навыков; развитие навыков работы с картой и историческими источниками.


Оборудование занятия:

  1. Компьютер;

  2. Интерактивная доска и проектор;

  3. Маркеры;

  4. Фломастеры, простые карандаши;

  5. Чистые листы формата А4;

  6. Рабочие тетради и ручки;

  7. Стикеры;

  8. Репродукции;

  9. Презентация «Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве».


Методы урока:

- практический;

- словесно-наглядный;

- поисковый.

Формы урока: командная, индивидуальная, работа в парах


Интеграция образовательных областей – математика

Средства обучения: Ключевые опорные знания учащихся, учебник, тетрадь, дневник,учеб-ныепринадлежности, ИКТ-средства, речевая культура учителя, единый орфографичес-кий режим.


Учебник:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира 5 класс», Москва, из-во «Просвещение», 2013 год.

Основные понятия и термины:  война,  стратег, фаланга.

Участники событий: афинский стратег Мильтиад, персидский царь Дарий I.



Основные события:

  • 500 г. до н.э. - восстание греческих городов в Малой Азии против персов.

  • 490 г. до н.э. - Марафонская битва.

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся по теме.

1. Беседа с классом.

“Греки расселись вокруг моря как лягушки вокруг болота” - шутливо замечал афинский мыслитель Сократ.

Что он имел в виду?

- Какой полуостров в Эгейском море греки заселяли наиболее активно? (Малая Азия)

Какое государство Древнего Востока стремилось к завоеванию полуострова Малая Азия? (Персия)

- Если два государства интересуются одной территорией, к каким историческим событиям это может привести?(к войне)

2. - Войны, война.… Попытайтесь дать определение этому понятию.

Используется -ДжотТотс 

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Попробуйте сгруппировать их по каким-либо признакам.

Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось.   Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы.

3. А теперь обратимся к БЭС, посмотрим, что обозначает это слово “война”. (Война – это вооружённая борьба между государствами и народами).

2. Постановка учебной задачи.

2. Перед вами несколько примеров на действия с десятичными дробями, но в них стёрты запятые. Вот какие равенства получились. Они записаны на доске. Запишите эти равенства в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.Выполнив задание, вы узнаете название древние государства, о которых мы будем говорить на уроке:


  1. 32 + 18 = 5; р 8) 636 -336 = 3 р

  2. 736 – 336 = 4; ц 9) 536 – 236 = 3 е

  3. 3 + 108 = 408; г 10) 46+24 = 7 с

  4. 42 + 17 = 212; е 11) 11+19 =3 я

  5. 57 – 4 = 17; и 12) 22 +28 =5 и

  6. 63 – 27 = 603; п

  7. 58 + 29 = 609 я


Выполняется проверка. На доске расставляются запятые. В случае правильного ответа учитель сообщает, какая буква соответствует выражению.

Затем нужно составить из них слово, расположив их в следующем порядке:

Первое слово: 3), 1), 4), 2), 5), 7); Второе слово 6), 9), 8), 10), 12), 11)

Мы говорили о войне, о государствах. Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: «Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве».

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадях)

Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

3. Изучение нового материала

План:

  1. Угроза порабощения. Предпосылки войны.

  2. Победа греков в Марафонском сражении — 490 г. до н.э.

ЭЙ АР ГАЙД

Страничка ожидаемого и полученного.


1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUNDROBIN)


ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

+

В 490 г. до н.э. была Марафонская битва


+

По своим размерам Персидская держава превышала территорию Греции


-

Спартанцы приняли участие в Марафонской битве


+

Фаланга – тесные сомкнутые ряды воинов


+

Битвой при Марафоне руководил стратег Мильтиад


+

Афиняне первыми одержали победу над персами



5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?

1. Угроза порабощения. Предпосылки войны.

- Какими были эти государства: Персидская держава и греческие полисы?

(держава – сильное государство, постоянно захватывает территории, сильная армия)

(Эллада состоит из отдельных полисов, армия формируется из граждан полиса)

Работа с картой:

  • Покажите территорию Греции

  • Покажите владения Персидской державы при Дарии I (укажите границы на севере и юге, на западе и востоке).

  • Какие страны были завоеваны персами к началу V в. до н.э.?

  • Почему персы стремились к новым завоеваниям? (Новые земли, богатства нужны были персидской знати).

  • Кто был самым могущественным царем Персидской державы? (Дарий Первый) 

СИНГЛ РАУН РОБИН
(каждый по очереди делится своим мнением с командой)

Вопрос: Как вы считаете, кто и почему победит в Марафонской битве?(Время на обдумывание: 1 минута.Время на ответ: по 15 секунд каждый, начинает 1 номер команды)

В V в. до н.э. Древняя Греция достигла наивысшего расцвета. Благодаря труду крестьян и ремесленников процветали сельское хозяйство, ремесло и торговля. Самыми могущественными греческими государствами были Афины и Спарта. Греками были основаны многочисленные колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Но в начале V века до н.э. Грекам пришлось вести борьбу за свою свободу с огромной Персидской державой, которая пыталась подчинить Элладу. 

Персидский царь Дарий I, несмотря на огромную территорию своего царства, стремился к новым захватам. В начале V в. до н.э. он завоевал часть островов в Эгейском море, его восточное и северное побережье (показ по карте). Разорил города. Во всех городах Греции появились персидские послы, они говорили: “Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды”.

- Объясните смысл этого требования Дария?

Подчинились персам и ионийские греческие города на побережье Малой Азии. Персидские цари стремились покорить весь обитаемый мир. Подчинение Греции казалось им легкой задачей. Самый крупный греческий полис мог выставить в лучшем случае около 10 тысяч воинов и несколько десятков кораблей, а персидский царь располагал армией в десятки раз больше и огромным флотом. Греческие полисы были разрознены, часто воевали между собой.

В 500 г. до н.э. ионийские города во главе с Милетом подняли восстание против персов. Афиняне послали на помощь восставшим 20 боевых кораблей. Персам с большим трудом удалось подавить восстание. Храмы Милета были сожжены, а жители - угнаны в рабство в глубь Азии. Дарий I поклялся отомстить афинянам. Он приказал слуге каждый день повторять за царской трапезой: «Владыка, помни об афинянах!»

Царь Дарий I отправил в греческие полисы послов с требованием: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех морей от восхода до заката, требует от вас земли и воды».

Большинство греческих государств изъявили покорность. Они решили так: 
«Мы считаем, безнадежно сопротивляться, ведь Дарий покорил до нас всю Малую Азию, Египет. У него сильная армия, перед которой открываются любые ворота крепости». 
Но в двух самых крупных греческих государствах решили, не подчиняться персам.

- Кто может назвать эти греческие государства?

Это Афины и Спарта. Геродот сообщает, что афиняне сказали: «Мы Афиняне не потерпим, чтобы наша земля досталась персам. А когда к нам прибудут послы, мы их убьём и сбросим со скалы». Спартанцы сказали: «Мы послов персов бросим в колодец со словами: там, на дне вы найдете достаточно и воды и земли». Они так и сделали: афиняне сбросили посланцев царя в пропасть со скалы, а спартанцы бросили их в колодец со словами «там вы найдете и землю и воду для своего царя».
Как на ваш взгляд мог отреагировать Дарий I? (Объявить Греции войну)

2. Победа греков в Марафонском сражении — 490 г. до н.э.

СИ-ФИНК-УАНДЕ


Что Вы видите на изображении? (записать в виде списка)

Что Вы думаете об изображении?

О чем изображение заставляет Вас задуматься?









В 490 г. до н.э. к берегам Греции отправился огромный персидский флот из 500 кораблей. Древние истории сообщают, что армия состояла из 100 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Войско персов высадилось в Аттике на Марафонской равнине в 42 км от Афин (показ по карте). Афиняне смогли собрать всего 9 тысяч гоплитов, еще 1 тысячу прислал город Платеи. Армию возглавляли 10 стратегов. В решающий день они уступили командование Мильтиаду, хорошо знакомому с тактикой персов.

Стратег – это военноначальник

Гопли́т (др.-греч. ὁπλίτης) — древнегреческий тяжёловооружённый пеший воин. Слово происходит от названия тяжёлого круглого щита —гоплон (др.-греч. ὅπλον) (ср. пельтасты, названные по лёгкому щиту — пельте). 

TОКИН МЭТ

Составление схемы.Каждый член команды предлагает и записывает вариант в схему «Марафонская битва» с.161 – 164 учебника.Время работы: 5 минуты



Марафонская битва









В 490 г. до н.э. Быстро собралось войско афинян. Во главе со стратегами (стратег – это военноначальник) войско выступило к Марафонской равнине. (Рассматривается карта – схема сражения на доске или в учебнике на стр.160). Здесь они с холмов увидели лагерь персов и их корабли. Их войско было многочисленнее афинского. Заняв позиции на холме, греки преградили путь в Афины. Около недели простояли войска без боя. Наконец, афинское войско, построившись фалангой (тесные сомкнутые ряды), двинулось на персов. Мужество и силу придавала грекам мысль, что они сражаются за Родину, за жизнь, за свободу матерей, жён, детей.

Если мы проиграем сражение, персы захватят наши поля, виноградники, оливковые рощи, разрушат Афины, а жителей угонят в рабство. Лучше смерть, чем такой позор!”

Афинским войском командовал опытный стратег Мильтиад. Главные силы он сосредоточил на краях фаланги. Враг встретил афинян тучей стрел, но они продолжали атаку.

Завязался рукопашный бой. Персы прорвали слабую середину фаланги. Враг уже думал о победе. В это время сильные края фаланги атаковали противника. Персы не выдержали и побежали к кораблям. Греки захватили 7 персидских кораблей.

Афинянин, желая принести радостную весть о победе Афин, пробежал 42 км.от Марафона до Афин. Вбежав в город, он воскликнул: “Радуйтесь афиняне. Мы победили!” Весть разнеслась по всей Элладе. И если раньше борьба с Персией казалась безнадёжной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.

- Что на ваш взгляд помогло победить афинянам? (Помощь жителей города Платеи; мужество, храбрость греческих воинов, талант полководца Мельтиада, греки защищали свою Родину – это давало им силы для борьбы).

- За что боролись греки?

Вывод: Первый этап войны был удачным для греков. Победа при Марафоне воодушевила всю Элладу на дальнейшую борьбу с завоевателями.

- Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге бегуна – афинянина?

3. Подведение итогов

ЭЙ АР ГАЙД

Страничка ожидаемого и полученного.


1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUNDROBIN)


ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

+

В 490 г. до н.э. была Марафонская битва

+

+

По своим размерам Персидская держава превышала территорию Греции

+

-

Спартанцы приняли участие в Марафонской битве

+

+

Фаланга – тесные сомкнутые ряды воинов

+

+

Битвой при Марафоне руководил стратег Мильтиад

+

+

Афиняне первыми одержали победу над персами

+


5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?


ТАЙМ-ПЭА-ШЭА
(Работа в парах по очереди на время). Участник «Б» своему соседу по плечу рассказывает о том, что нового он узнал на уроке, затем наоборот.Время обсуждения: 30 секунд каждому члену команды

Рефлексия. 
Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно… 
Мне понравилось…



Домашнее задание:

  1. Отметьте на линии времени дату Марафонской битвы.

  2. Подсчитайте, сколько лет прошло от начала Марафонской битвы?

  3. В каком году греки могли праздновать дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне?




ЭЙ АР ГАЙД

Страничка ожидаемого и полученного.


1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUNDROBIN)


ДО

Утверждения

ПОСЛЕ


В 490 г. до н.э. была Марафонская битва



По своим размерам Персидская держава превышала территорию Греции



Спартанцы приняли участие в Марафонской битве



Фаланга – тесные сомкнутые ряды воинов



Битвой при Марафоне руководил стратег Мильтиад



Афиняне первыми одержали победу над персами



5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?



СИ-ФИНК-УАНДЕ


Что Вы видите на изображении? (записать в виде списка)

Что Вы думаете об изображении?

О чем изображение заставляет Вас задуматься?




















Перед вами несколько примеров на действия с десятичными дробями, но в них стёрты запятые. Вот какие равенства получились. Они записаны на доске. Запишите эти равенства в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.Выполнив задание, вы узнаете название древние государства, о которых мы будем говорить на уроке:


  1. 32 + 18 = 5; р 8) 636 -336 = 3р

  2. 736 – 336 = 4; ц 9) 536 – 236 = 3 е

  3. 3 + 108 = 408; г 10) 46+24 = 7 с

  4. 42 + 17 = 212; е 11) 11+19 =3 я

  5. 57 – 4 = 17; и 12) 22 +28 =5 и

  6. 63 – 27 = 603; п

  7. 58 + 29 = 609 я



Затем нужно составить из них слово, расположив их в следующем порядке:

Первое слово: 3), 1), 4), 2), 5), 7); Второе слово 6), 9), 8), 10), 12), 11)




































Приложение 1.

«...афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. Поведение афинян персам казалось безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов. До сих пор даже одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Битва при Марафоне длилась долго. В центре боевой линии, где стояли сами персы и саки, одолевали варвары... Однако на обоих крыльях одерживали верх афиняне и платейцы. После победы афиняне не стали преследовать обратившихся в бегство врагов, но. Соединив оба крыла. Сражались с врагами. Прорвавшими центр. И здесь также победили афиняне. Затем они начали преследовать и рубить бегущих персов, пока не достигли моря. Здесь они старались напасть на корабли и поджечь их. Семь кораблей захватили таким образом афиняне. На остальных же варвары снова вышли в море.» (Геродот.История// Хрестоматия... - с.159) [2]





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Греко-персидские войны: Победа греков над персами в Марафонской битве»

Автор: Вальтер Надежда Константиновна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства