Цели урока: - повторить и закрепить знания об истории племён эпохи раннего железа на территории Казахстана;
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Казахстан в эпоху раннего железа»
Развивающая: развитие способности анализа предоставляемого материала, творческого самовыражения, логического мышления, формировать навыки обобщения полученных знаний, умение выделять основные данные от второстепенных.
- Воспитательная: Способствовать воспитанию исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа.
Тип урока: повторительно – обобщающий
Оборудование и материалы: Презентация, ватманы, карточки, листы с заданиями.
Методы и приемы: репродуктивный, самостоятельная работа, групповая работа, работа с иллюстрациями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эпоха раннего железа на территории Казахстана»
Тема: Кочевые племена эпохи раннего железа на территории Казахстана.
Цели урока: - повторить и закрепить знания об истории племён эпохи раннего железа на территории Казахстана;
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Казахстан в эпоху раннего железа»
Развивающая: развитие способности анализа предоставляемого материала, творческого самовыражения, логического мышления, формировать навыки обобщения полученных знаний, умение выделять основные данные от второстепенных.
- Воспитательная:Способствовать воспитанию исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа.
Тип урока: повторительно – обобщающий
Оборудование и материалы: Презентация, ватманы, карточки, листы с заданиями.
Методы и приемы: репродуктивный, самостоятельная работа, групповая работа, работа с иллюстрациями.
Эпиграф урока
Мильоны – вас. Нас – тьма, и тьма, и тьма.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы- мы! Да, азиаты- мы!
С раскосыми и жадными очами!
Александр Блок.
Ход урока.
Организационный этап (приветствие, готовность к уроку)
Сегодня мы с вами повторим знания полученные на предыдущих уроках по теме – «Казахстан в раннем железном веке». Мы совершим мысленное путешествие в прошлое, побываем в гостях у саков. Вы готовы отправиться сейчас в далекое прошлое?
На нашем пути будут встречаться препятствия, которые мы будем стараться преодолевать, как и много веков назад преодолевали их наши предки. Сегодня мы закрепим свои знания об племенах проживавших на территории Казахстана в раннем железном веке. Повторяя пройденный материал, мы будем опираться на разделы основных тем, которые были посвящены истории саков.
Класса делится на 2 группы: Победит команда, ответившая на большее количество вопросов. Если команда не может ответить на свой вопрос, то другие команды имеют право дать ответ и получить дополнительные баллы. Ваши правильные ответы подсчитывает жюри в составе:_______________________________________________________________________
Учащиеся работают с текстами, высказываниями древних историков о саках. Ученики по фразе из текста должны определить название своей команды:
команда
Фразы из текста:
«…по одежде и образу жизни они похожи на на скифов. Они — и всадники, и пешие воины (есть у них и тот и другой род войска), и стрелки из лука, и копейщики — имеют обыкновение носить секиры… Они ничего не сеют, питаются домашними животными и рыбой. Из богов больше чтут солнце, которому приносят в жертву коней».
МАССАГЕТЫ
команда:
Геродот сообщал, что соседями савроматов они были, которые жили «…у подножья высоких гор… каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий у них нет; более того, они и соседей своих примиряют в несогласии, а кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, получит от них кров и помощь… имя сему народу - …».
АРГИППЕИ
Задание 2. «Социум»
Расположите группы по занимаемому социальному положению в обществе. Укажите цвет одежды.
Жрецы Красный цвет
Воины Желтый, синий
Общинники Белый цвет
(Ответы детей)
Сакское общество состояло из трех групп:
Воины: носили одежду красного цвета.
Жрецы: носили одежду белого цвета.
Скотоводы и земледельцы: носили одежду желтого цвета и синего цвета.
А что еще нам известно о хозяйстве и быте сакских племен? Поможет нам в этом новое задание.
Задание 3: «Хозяйство и быт саков».
(для фронтального опроса) «Согласны ли вы?» Ели первый участник команды отвечает не верно, право отвечать переходит к другому участнику команды (все ошибки исправлять и аргументировать)
Задание команде «МАССАГЕТЫ»
1. Согласны ли вы, что основное место в хозяйстве саков занимало земледелие? (НЕТ)
2. Согласны ли вы, что саки вели оседло-кочевой образ жизни? (НЕТ)
3. Согласны ли вы, что скотоводство у них было только одного вида: кочевое? (ДА)
4. Согласны ли вы, что зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках? (НЕТ)
5. Согласны ли вы, что саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней? (НЕТ)
6. Согласны ли вы, что особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей? (ДА)
7. Согласны ли вы, что саки разводили лошадей трех видов: для мужчин, для женщин и детей? (НЕТ)
Задание команде «АРГИППЕИ»
1. Согласны ли вы, что саки употребляли в пищу продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты? (НЕТ)
2. Согласны ли вы, что саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом? (НЕТ)
3. Согласны ли вы, что сакские семьи обладали равным количеством земли и скота, поэтому среди них не было ни богатых, ни бедных? (НЕТ)
4. Согласны ли вы, что саки были искусными мастерами и ремесленниками? (ДА)
5. Согласны ли вы, что у саков хозяйство и быт были на высоком уровне развития? (ДА)
6. согласны ли вы, что саки изготавливали напиток «хаома» ? (ДА)
7. согласны ли вы, что саки во время охоты или войн использовали куйме ( юрту на повозке)? (ДА)
Благодаря развитому хозяйству и хорошо организованному обществу, у саков культура достигла высокого уровня развития. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
задание 4 «Культура и религия саков». «Знаешь ли ты?»
На доске задания, каждая группа выбирает одно задание и либо отвечает на вопрос, либо объясняет иллюстрацию.
1.Иллюстрация Золотого человека. Что здесь изображено? К какому периоду относится эта находка?
2.Иллюстрация.Вопрос. Птица, конь, козел, 4 стрелы. Что обозначали эти символы, где вы их видели?
4.Вопрос. Каких зверей изображали сакские ювелиры, почему? Как назывался стиль в искусстве саков?
5.Иллюстрации гончарных изделий. Какой вид ремесла здесь изображен? Какие еще ремесла вы знаете?
задание 5 «Борьба саков за независимость»:
Ученики получают карточки с короткими фразами — СМС. Необходимо определить от кого пришло сообщение и в связи с чем.
Гадкий сак! Завёл нас в пустыню. (Дарий о Шираке)
Мама, прости. Позор смою смертью. (Спаргапис, сын Томирис)
Великий завоеватель нас не победил! (саки об Александре)
Я предлагаю тебе царица стать моей женой (Кир, царице Томирис)
Золотой человек-2 найден!!!!! (археолог о находке в Байгетобе )
Я приготовил для вас пир (Кир, сакам)
Я не виновата, он сам пришёл! (Томирис о Кире)
Правители государств, которые сталкивались в бою с саками, утверждали, что с ними очень трудно воевать. Тактика ведения боя была тесно связана с образом жизни племен, так как саки были кочевниками.
задание 6 Игра «Юные археологи»
А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в археологов.
Каждой группе нужно побыть в качестве археологов на раскопках сакских курганов. ( где обнаружен, структура кургана, кто захоронен, находки.)
команда- Иссыкский курга
команда- Байгетобе курган
Задание 7 .Найдите ошибки. Групповая работа. Каждой команде дается карточка с заданием. В задании 5 утверждений, в которых есть ошибки . Команда должна найти их и исправить. После окончания выполнения задания карточка передается другой группе для проверки и оценки.
1. Курганы «с усами» представляют собой большой и малый курган, а также каменные гряды, отходящие от курганов на запад. 2. Археолог К.А. Акишев считает, что Тасмолинская культура относится к аргиппеям. 3. В горах Восточного Казахстана проживали аримаспы, чье имя означает «стерегущие железо». 4. К Шиликтинскому могильнику относится 71 курган. 5. На правом берегу реки Есиль расположено укрепление-городище раннежелезного века – Карлыга. 6. Курганы в местности Улыбай в Северном Казахстане составляют Улыбай-Шиликтинскую культуру.
Подведение итогов.
В заключении, давайте подведем итоги нашего урока.
(жюри считают набранные баллы)
Группы выставляют друг другу оценки
Рефлексия
С каким настроением пришли на урок?
А с каким уходим?
А теперь:
Топните правой ногой, если урок был скучным и неинтересным
Возьмитесь за руки, если вы любите историю
Поднимите руку, если вы будете выполнять домашнее задние
Похлопайте, если вы с удовольствием придете на следующий урок.
Сегодняшний открытый урок хотелось бы закончить следующими словами нашего Президента Н.А.Назарбаева: