Цель: Познакомить учащихся с источниками, расцветом и падением Индии.
Задачи:
Образовательная: Создать условия для усвоения знаний об образовании Индии.
Развивающая: Развитие разностороннего, оригинального, не скованного узкими рамками мышления.
Воспитательная: Создать условия для воспитания понимания технического прогресса и ответственности за сохранение исторического прошлого своей страны.
Тип урока:изучение нового материала.
Ход урока
I.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учеников к уроку, проверка школьных принадлежностей)II.Объяснение новой темы.
План:
Природные условия
Древнейшие города
Образование индийского государства
Хозяйство
Социальные отношения
Г.П. Южная часть Индостана омывает Индийский океан, в центре Деканское плоскогорье, с севера протекают 2 реки: Ганг и Инд. В верхнем течении реки Инд в нее вливаются воды 5 рек. Поэтому этот край называют Пенджаб или «Страна 5 рек». ПРОЧЕСТЬ всем стр. 90 п.1. - рассказать про ГП.
Города. Столица – Паталипутра. Появление первых городов 2 тыс. до н.э. Города в основном в Пенджабе и Синде. Орудия труда изготавливали из меди и бронзы. Железа в Индии в это время еще не знали. Дома б/2 этажные Стены б/из кирпичей. Население имело водопроводную систему В каждом доме был хауз- отстойник для воды (бассейн). Очень развито б/земледелие + развито было скотоводство, птицеводство и рыболовство. Развитие городов развивает и торговлю, обмен товарами. Если золото прибывало с юга Индии, то серебро и медь с севера. Находки археологов показали наличие знаков-иероглифов. В целом была развита письменность, что говорит о высокой культуре. Наличие городского строительства говорит о высокоразвитом раннеклассовом общественном строе. Однако что общество что культура пришли в упадок с вторжением кочевых племен Ариев.
3.Образование Инд государства. В 1 тысячелетии получает развитие железа. Орудия труда (соха) для распахивания твердой почвы. Вожди племен (раджи) передавали свою власть по наследству.
6 в. до н.э – формирование малых государств: Одно из них Махадха (р. Ганг) в конце 6 в. превратилось в крупное государство. Служащий дворца Чандрагупта сделал попытку государственного переворота, однако на первый раз не удалось испугавшись наказания он бежал и сформировал свое войско. В походе на Махадху он завоевал столицу страны и занял трон царя. Т.о Чандрагупта основал династию новых правителей страны Маурия. Чандрагупта присоединил к себе много территорий (северный Индии). Расцвет государства при Ашоке – внук Чандрагупты. В сер 3 тыс. до н.э. подчинил себе почти всю Индию, кроме (центра и юга).
4. Хозяйство. Развитие земледелия—система орошения—выращивание пшеницы, риса, ячменя, сахарный тростник, хлопчатник. + развитие ремесла. Торговые отношения со странами Средней Азии, на западе с Грецией, Египтом.
5. Социальные отношения. Имущественное неравенство. В Индии люди делились на 4 группы:
А) Брахманы – (ПРОЧЕСТЬ стр 95-96)служители религии, жрецы. Слуги бога- любимые дети бога, их нельзя оскорблять, сомневаться в них, кто нарушал тому отрезали язык, или заливали в глотку кипящее масло. Только дети брахманов могли стать брахманами.
В) Воины (кшатрии) (ПРОЧ. Стр 96)– военные люди, защищающие страну, общественная группа. Убийство воина это преступление- штраф 1000 коров.
С) Землевладельцы (вайшии) – ремесленники, скотоводы, торговцы. Созданы из тазовых костей бога Брахмы. Люди этой касты должны во всем слушаться брахманов и воинов.
Д) Шудры – созданы из запыленных ступеней бога Брахмы. Поэтому они должны были работать в пыли и грязи. Они не имели право копить имущество, деньги, иметь собственность, приносить жертвы богу.
Носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.
Таким образом, индийское общество было разделено на 4 касты. Для касты были определены свои места и обязанности. Никому не разрешалось переходить из низшей в высшую касту. Так, каждая каста имела право жить на уровне только своей закрытой группы. Ее в научной литературе называют Варной или той же кастой.
Рефлексия:
1. Тесты.
1. Индостан -это:
A) Материк.
B) Остров.
C) Полуостров.
2. Пересекает Индию река:
А) Меконг.
B) Янцзы.
C) Ганг.
3. «Страна пяти рек» на полуострове Индостан:
A) Пенджаб.
B) Кашмир.
C) Кашгар.
4. «Сакхари» от древнеиндийского:
A) Тростник.
B) Сахар.
C) Рис.
5. В середине П тысячелетия в Индию вторглись кочевые племена:
A) Тюрков.
B) Саков.
C) Ариев.
6. Расцвет индийского государства начался при правителе династии Маурия:
A) Чандрагупте.
B) Гупте.
С) Ашоке.
7.Столица Индийского государства:
A) Магадха.
B) Хотан,
С) Паталипутра.
8. В Индии люди делились на:
A) 2 общественные группы
B) 4 общественные группы
С) 3 общественные группы.
9.Брахманы - это:
A) Земледельцы.
B) Воины.
D) Служители религии.
10.Они созданы из запыленных ступней бога Брахмы:
A) Брахманы.
B) Кшатрии.
C) Шудры.
2. Творческие задания.
А) Впишите недостающие слова.
- Индия расположена на юге материка----------------------.
- Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название---------------------.
- Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает -------------------- океан.
- Самые многоводные реки Индии – это ---------- и ----------.
- В --- веке до н.э. почти все индийские царства объединились под властью царя -------- .
- Индийский мудрец --------- учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.
3. Объясните значение слов.
Брахман - ……………………….. .
Шудра - …………………………. .
Каста - …………………………… .
Будда - …………………………... .
Отшельник - ……………………. .
В) Вставьте пропущенные буквы.
- По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела – Б… .а.
- Труднопроходимые леса в Индии – д.....и.
- Выращивали в Индии х........к и с……й т......к..
4. Ответьте на вопросы.
Где расположен полуостров Индостан
Какие преимущества дало хозяйству страны использование железа
Что вы знаете о государстве Махадха
Кто такой Чандрагупта, какую династию он основал.
Как развивалось земледелие. Что вы знаете о системе налогов
Индия расположена на юге Азии. Берега ее с запада, с востока и с юга омывает Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире. Большую часть года в Индии жарко. Два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время дожди бывают редко.
Самые широкие и многоводные реки Индии – Инд и Ганг. В долине Ганга было жарко и влажно. Ее покрывали густые, труднопроходимые леса – джунгли. Чтобы освободить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес или вырубать его бронзовыми топорами. Индийцы выращивали: рис, хлопчатник, сахарный тростник.
Первые города-государства в Индии. Древнейшие жители Индии умели строить города с широкими и прямыми улицами. Из прочного кирпича они возводили дома в два и три этажа. В этих домах был водопровод. В каждом доме был хауз – отстойник для воды (бассейн). На холме в центре города возвышалась крепость. За ее мощными стенами можно было укрыться и от врагов, и от наводнений, которые случались в этой местности.
Археологи раскопали древнейшие индийские города Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени города Хараппы древнейшая цивилизация Индии получила название Хараппской. В древнейших городах Индии были обнаружены остатки дворцов, крупных зернохранилищ.
Правитель был верховным собственником земли. Он отдавал ее своим подданным в пользование. Лишившись места в управлении, человек мог лишиться и земельного владения. Из общественных зернохранилищ власти распределяли зерно между жителями города в годы неурожаев и голода. При раскопках были найдены вещи, которые могли служить детскими игрушками.
В середине 2 тысячелетия н.э. в Индию с северо-запада пришли новые племена, которые называли себя ариями. Они подчинили себе местные племена, смешались с ними и образовали свои княжества, население которых разделялось на сословия – касты.
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст – группе людей с определенными правами и обязанностями: жрецов (брахманов), воинов (кшатриев), земледельцев и купцов (вайшьев), слуг и ремесленников (шудр). Первые две касты считались высшими, и в них могли состоять только арии. Представители каждой варны имели право ; носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.
Правители, время правления.
В последней трети IV века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.
Царь Ашок - внук Чандрагупта_ - единая власть, расцвет государства, подчинил всю Индию, кроме центральных и южных районов.
Культура, религиозные представления. Огромную роль в жизни древнеиндийского общества играла религия.
IV-V вв. до н.э. – возникает религия буддизм, ставшая одной из мировых религий.
Основатель индийский царевич Сиддхартха Гаутама, за знания прозвали Буддой – «Просветлённым».
Основные положения буддизма.
- Жизнь во всех ее проявлениях – это зло и источник страданий для всех живущих.
- Прекратить страдания возможно лишь освободившись от своих желаний.
- Путь освобождения от желаний – это праведная жизнь, которая требует от человека выполнения 5 обязательных требований: не лгать, не красть, не причинять зло ближнему, воздерживаться от чувственных излишеств, роскоши и алкоголя.
- Спасение состоит в достижении Нирваны – особого состояния свободы, покоя и блаженства.
Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну.
Особенностью древних религиозных верований Индии – было представление о переселении душ.
Песни и эпосы:
- Эпос «Махабхарата» - борьба за власть между племенами (Кауравами и Пандавами);
- Эпическая поэма «Рамаяна» (Рама, Сита; Равана – тёмные силы; мудрый Хануман – вождь обезьян). В честь победы Рамы над злым Раваной в Индии и в наши дни устраивают праздник, сопровождая его театрализованными представлениями о герое Раме, его жене Сите и верном Ханумане.
- «Законы Ману» - сведения о хозяйстве, системе правления, социальном положении, обычаях и традициях народа.
Искусство.
- Религиозные дворцы - храмы – ( 1 вид из кирпича и камня на открытой местности; 2. храмы в пещерах).
- Из камня, обожженной глины изготовлялись разнообразные скульптуры.
- Астропрогнозы.
- Календарь.
- Возникновение десятирично – позиционной системы. Изобретение нуля - знака для обозначения пустоты.
- Медицина (болезни и способы лечения).
- Впервые стали производить сахар, ткани из хлопка.
- Появилась чатуранга", а по-русски – "шахматы".
- Была создана особая система духовного и физического совершенствования человека - йога.