Просмотр содержимого документа
«Доклад "Технология критического мышления на уроках истории"»
В нашем колледже приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение и воспитание для подготовки востребованных специалистов, перед нами стоит цель сделать преподавание с одной стороны содержательным и практическим, с другой стороны, доступным и интересным.
На уроках часто мне приходится видеть скучающие лица студентов, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к дисциплине и к культуре выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Поскольку это еще и история, то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть сформировано вследствие большого объема информации, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.
Наблюдая за обучающимися, я пришла к выводу, что сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию об историческом процессе, о развитии общества, необходимо научить получать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления.
Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, который позволил бы организовать учебный процесс так, чтобы обучающиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Урок, построенный по принципу – преподаватель дает знания, а студент просто их берет - не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Обучающийся должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Технология критического мышления через чтение и письмо как нельзя лучше подходит для решения таких задач.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
3) Развитие аналитического, критического мышления.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1- я стадия
2-я стадия
3-я стадия
Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
Стратегия «Инсерт» Тема «Великие географические открытия и их последствия»
Значки
Ключевые слова
ü
Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию
+
Конкиста – завоевание
Колония – территория, потерявшая независимость
–
Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов
?
Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Синквейн
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: Описание темы (два прилагательных)
3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Синквейн «КОЛЛЕДЖ»
Прием “Шесть шляп”
Это задание обычно используется на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: группа делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
“Белая шляпа” — АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
“Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
“Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
Приём “Ромашка Блума”
Структура вопросов:
I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)
II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)
III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью)
IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)
V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)
VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)
Выводы
использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока значительно повысить мотивационную деятельность, а также развивать у обучающихся критическое мышление, сформировать познавательный интерес. В результате повышения мотивации у студентов вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту. У них появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность. Обучающиеся становятся более восприимчивы к опыту других: совместная работа выковывает единство, студенты учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; развеять стереотипы восприятия того или иного обучающегося, повысить самооценку.