Здесь даны два варианта поурочной разработки на одну тему.Ранее мною уже была опубликована презентация к данному уроку.Не спорю,содержание спорное...Среди учителей,да и в обществе вцелом,существуют различные взгляды на происходившие события.Поэтому эта тема может быть изучена и в форме урока-диспута.Особую актуальность тема имеет сегодня,когда межнациональные разногласия привели Украину к вооруженному противостоянию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.формирование исторических и гражданских основ личности учащихся; воспитание патриотизма и активной жизненной позиции
Тип урока: комбинированный
Методы: Коллективная работа. Индивидуальная. Развитие мышления.
Оборудование урока: учебное пособие, интернет- ресурсы
Ход урока:
Оргмомент
Психологический настрой на урок
II. Опрос
Фронтальный и индивидуальный по дидактическим карточкам
III. Новая тема
1.
Причины декабрьских событий в Алма-Ате
2.
Повод событий
3.
Характер и движущие силы движения
4.
Последствия декабрьского движения
5.
Молодые герои декабрьских событий (Кайрат Рыскулбеков и другие)
6.
Историческое значение декабрьских событий 1986 г.
7.
Волнения 1989 г. в городе Жанаозен.
Повод. Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана).
Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов (национально-освободительное движение за свободу и независимость).
Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.
Декабрьские события в Казахстане стали одним из первых в СССР народных митингов против диктата центра.
Сообщение
События декабря 1986 стали первым в СССР массовым митингом за конституционные права, провозглашенные руководством Советского Союза. Нежелание подчиняться решению центральных властей, открытое недовольство новым генеральным секретарём ЦК КПСС и проводимой им политикой «зачистки кадров» и, главное, неспособность центральных властей полностью взять ситуацию под свой контроль, создали прецедент, которым воспользовались местные элиты по всему СССР. Представители казахского патриотического движения оказались среди тех, кто первыми бросили открытый политический вызов действующей власти.
События в Новом Узене или Новоузенская резня — межэтнические столкновения 17 — 28 июня 1989 г. в городе Новый Узень Казахской ССР между группами казахов и выходцев с Кавказа.
Бунт сочетал в себе элементы сильного социального недовольства, разгула хулиганства, молодёжного мятежа, антисоветской пропаганды и межобщинных столкновений, направленных в первую очередь против выходцев с Кавказа. Точное количество погибших неизвестно (называются цифры от 4 до 200 человек). Архивы восстания были частично уничтожены, частично засекречены. Бунт был подавлен отрядами спецназа.
IV.Актуализация
V.Закрепление
Каковы же были последствия декабрьских событий 1986года?
1.Образовательные: показать комплекс исторических и других факторов способствовавших открытому столкновению молодёжи Казахстана в 1986году с командно-административной системой нашего общества.
2.Развивающие: формировать умение анализировать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, отстаивать свою позицию, развивать монологическую речь.
3.Воспитательные: воспитание высокой гражданской позиции, формирование чувства ответственности каждого перед лицом истории.
Оборудование: карта Казахстана, периодическая печать, ОК «Декабрьские события 1986года», дополнительная литература: Г.В.Кан «История Казахстана»,«Алма-Ата, декабрь 1986год», «Очерки», г.Алматы, 1993год.
Ход урока:
I.Организационный момент: озвучивание темы и задач урока.
На доске: Эпиграф:
«Патриотизм – это не значит только любовь к своей Родине, это гораздо больше». Л.Н.Толстой.
Вступительное слово учителя:
«Подобно тому, как отец ответствен за поступки своих детей, так и каждый народ ответствен перед своей историей». (Абу Насыр аль-Фараби).
16.12.1986года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором был снят с должности Первый секретарь ЦК Д.А.Кунаев, на его место назначен Г.В.Колбин, работавший до этого Первым секретарём Ульяновского обкома партии. То есть в духе вековых традиций был решён вопрос управления Казахстаном, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое, решительное сопротивление.
II. Характеризуя источники, учащиеся определяют повод, причину декабрьских событий, характер.
III. Выступление учащихся (опережающее задание).
IV. По ходу изучения новой темы заполняется опорный конспект.
Причины:
1.Несогласие с назначением Г.В.Колбина.
2.Командно-административные методы руководства регламентированные из центра.
3.Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
4.Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка.
Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алма-Аты, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана).
Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов (национально-освободительное движение за свободу и независимость).
Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.
Ход событий:
15.12.1986год
16.12.1986год
Из Москвы в Алма-Ату прибыл заворготделом ЦК КПСС Г.Разумовский и Первый секретарь Ульяновского обкома Г.В.Колбин
Пленум ЦК Компартии
Казахстана освободил от должности Д.А.Кунаева
17.12.1986год
18.12.1986год
Казахская молодёжь вышла на главную площадь республики.
Против демонстрантов брошены силы милиции и внутренних войск.
Учениками собран материал по теме и распределён по группам.
1группа – выступление по лекции Мухтара Шаханова «Алма-Ата, декабрь 1986год, правда и ложь». В1990-91гг. изучает и даёт анализ.
2группа – постановление ЦК КПСС «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся от 15 июля 1987года».
3группа – общественные движения «Азат», «Адилет», «Желтоксан», «Невада - Семей».
4группа – Докажите, что жертвы героев – декабристов были не напрасны.
Учитель: События 1986года обсудим в прениях.
Вопросы: - Почему демонстрация приняла массовый характер?
- Допускались ли нарушения в правовых отношениях?
- Как вы считаете, всегда ли правильно поступали демонстранты в 1986года, и можно ли считать их действия правильными?
- Такой бунт мог ли иметь успех?
- Событие свершилось, как же оно оценивается очевидцами? (выступление учащихся)
- Каковы же последствия декабрьских событий 1986года?
«отрицательное»
«положительное»
1.Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из комсомола – 78.
2. Усилилась «охота на ведьм и «коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков, Н.Надиров, учёный – антрополог Р. Исмагулов.
3.Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку.
1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение « Невада – Семипалатинск».
2.Начали образовываться организации и движения- «Адилет» и «Мемориал».
3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев.
V. Итоги: В канун празднования 15-ой годовщины Независимости РК, на площади в Алма-Аты был установлен памятник, который символизирует старый, ушедший тоталитарный режим и Новый мир современной республики с демократичными преобразованиями.
VI. Вывод: Патриотическое движение казахского народа, стало одной из ярчайших страниц многовековой народной летописи и положило начало мощному демократическому движению во всём, казавшемся могучим и непобедимым.
VII. Домашнее задание: «Моя точка зрения на события 1986года» - эссе.