«Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства"
«Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства"
В истории нашей Родины немало батыров, которые боролись за независимость и свободу своей страны. Они боролись за свободу своей родной земли, не жалея сил. Вожди, которые думали о благополучии своего народа, не слезая с коня, держа в руках свое копье.
Среди них был один, который боролся за независимость и проявил свою решительность, смелость, отвагу, защищая свой родной народ. Это - Абылай хан.
Эпоха Абылай хана - эпоха героизма. В это время на историческую арену вышли такие батыры как: Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Райымбек, которые создали основу национальной героической школы. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства».
Итак, наша с вами задача на сегодняшнем уроке: разобраться, кем же на самом деле был хан Абылай и каковы его заслуги перед Отечеством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства"»
Урок по дисциплине «История Казахстана»
Тема: «Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства»
Автор: Набеева Валентина Петровна ,преподаватель истории высшей категории
Цель урока: - расширить знания учащихся о периоде правления Абылай хана, о его вкладе в укрепление Казахского ханства;
Задачи урока:
- проанализировать внутриполитическое и международное положение Казахского ханства в начале XVIII в., осмыслить причины его экономического и политического кризиса;
- изучить жизненный путь Абылай хана, факторы, определившие его становление как крупного государственного деятеля;
- рассмотреть внутреннюю политику хана Абылая, определить его место и роль в возрождении и развитии казахской государственности;
- исследовать роль хана Абылая в организации общенародной борьбы против джунгарского нашествия и цинской агрессии;
- проанализировать роль хана Абылая в развитии всесторонних связей Казахстана с Россией;
- охарактеризовать роль хана Абылая в становлении и развитии дипломатических и экономических связей с Китаем и центральноазиатскими государствами;
- изучить и проанализировать проблему «хан Абылай и современность», учитывая схожесть задач, стоящих перед Казахстаном в эпоху Абылая и на современном этапе.
- помочь учащимся в выявлении фактов, оказавших влияние на формирование Абылая, как крупного государственного деятеля, полководца;
- показать роль Абылая в восстановлении единого феодального государства;
Продолжать работу над привитием навыков поисково-исследовательской работы;
- развивать у учащихся умение работать с дополнительными источниками, умение применять знания, умения и навыки на практике, выражать собственную позицию;
Воспитывать у учащихся патриотизм, любовь к Родине, готовность к ее защите;
- воспитывать потребность в повышении своего образовательного, интеллектуального уровня.
- Воспитание национального самосознания, национальной гордости за судьбы и героическое прошлое казахского народа;
- материалы, освещающие историю освободительной борьбы, должны формировать у учащихся героизм, укреплять идею единства.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Методические приемы: работа с текстом учебника, документами, работа с картой, высказывание своего решения.
Метод: исследовательский, дискуссия, словесный, наглядный, частично - поисковый, интерактивный.
Оборудование: карта «Казахские земли в XVII - первой четверти XVIII в., портрет Абылай хана, фрагменты из кинофильма «Кочевники», учебники, хрестоматия, раздаточный материал.
План изучения нового материала:
1.Биография Абылая.
2.Внешнеполитическая деятельность султана Абылая.
3. Казахское ханство в период правления Абылая.
4. Значение личности Абылая в истории казахского народа.
Ход урока
Организационный этап:
- мобилизирующее начало урока;
- психологический настрой группы на предстоящее занятие;
- сообщение темы, цели и задач урока.
Исследовательская работа учащихся:
I группа - Биография Абылая.
II группа - Внешнеполитическая деятельность султана Абылая.
III группа - Казахское ханство в период правления Абылая.
IV группа - Значение личности Абылая в истории казахского народа.
Вступительное слово учителя.
«Абылай для нашего поколения - могучая сила. Государственность и независимость казахского народа тесно связана с этим славным именем. А открытие первого во всем Казахстане полноценного памятника Абылай хану является торжеством исторической справедливости»
Н.А.Назарбаев
В истории нашей Родины немало батыров, которые боролись за независимость и свободу своей страны. Они боролись за свободу своей родной земли, не жалея сил. Вожди, которые думали о благополучии своего народа, не слезая с коня, держа в руках свое копье.
Среди них был один, который боролся за независимость и проявил свою решительность, смелость, отвагу, защищая свой родной народ. Это - Абылай хан.
Эпоха Абылай хана - эпоха героизма. В это время на историческую арену вышли такие батыры как: Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Райымбек, которые создали основу национальной героической школы. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность Абылай - хана по укреплению казахского ханства».
Итак, наша с вами задача на сегодняшнем уроке: разобраться, кем же на самом деле был хан Абылай и каковы его заслуги перед Отечеством.
Кем он был, какие подвиги он совершил?
Слово предоставляется исследовательским группам учащихся.
Выступление 1 группы.
Биография Абылая.
( просмотр фрагмента фильма «Кочевник» - битва Абылая с Шарышем)
Вопросы:
Какие факторы сыграли роль в формирование Абылая как личности?
Какие жизненные ситуации описывает Бухар-жырау в своих стихах?
Подведение итогов работы 1 группы.
Выступление 2 группы.
Внешнеполитическая деятельность султана Абылая.
( просмотр фрагмента фильма «Кочевник» - о внешних врагах казахского народа и о пленении Абылая).
Вопросы:
Какие внешние враги были у Казахского ханства в первой половине XVIII века?
Чем было вызвано принятие Российского подданства ханом Среднего жуза Абулмамбетом и султаном Абылаем, и какие вопросы рассматривались на переговорах?
Почему, первыми присоединились к России Младший и часть Среднего жузов?
Проблемный вопрос: Объясните, почему Абылай выступал за разновидность хозяйственной деятельности?
Какую политику вел Абылай в отношении Джунгарии?
Подведение итогов работы 2 группы.
Выступление 3 группы.
Казахское ханство в период правления Абылая.
Вопросы:
Почему Абылая избрали ханом трех казахских жузов вопреки традициям чингизидов?
Чем объясните утверждение Екатериной 2 Абылая лишь ханом Среднего жуза?
Какие меры предпринял хан Абылай для укрепления личной власти?
Каким образом Абылай развивал экономику и культуруКазахского ханства?
5. Чем вы можете объяснить разное отношение хана Абылая к соседним государствам? Подведение итогов работы 3 группы.
Выступление 4 группы.
Значение личности Абылая в истории казахского народа.
Вопросы:
Почему Абылай сумел заслужить любовь своих соплеменников и уважение противников?
Есть ли связь между современным независимым Казахстаном и возрождением независимого Казахского ханства ханом Абылаем?
Что лично ты можешь взять от Абылая для формирования своей личности?
Подведение итогов работы 4 группы.
Рефлексия
Выполнение творческого задания.
На листах написаны имена, данные правителю в разные годы.
Задача: используя буквы имени, дайте характеристику Абылаю ( можно работать в группах), (примерное выполнение задания).
С - стойкий
А - агрессивный
Б - борец
А - активный
Л - личность
А - авторитетный
К - корыстный.
А - авторитет
Б - блестящий
И - интуитивный, известный
Л - легенда
М - меценат, мудрый
А - авторитарный
Н - независимый, незаурядный, наблюдатель
С - стратег, справедливый, своенравный
У - умный, угроза
Р - реалист, расчетливый
А - аристократ
Б - батыр
Л - личность
А - аруах
Й - импровизатор
Вывод: Абылай был сыном своего времени…
Организация домашнего задания - 2 мин.
Подготовить биопоэму «Мое отношение к Абылай хану».
- работа с тестами
Выполнение творческого задания.
На листах написаны имена, данные правителю в разные годы.
Задача: используя буквы имени, дайте характеристику Абылаю ( можно работать в группах).