kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Цели:

Личностные: Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Регулятивные: Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Коммуникативные: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

Познавательные: Определять и формировать особенности китайской религии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Урок №___


Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.


Цели:

Личностные: Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

Регулятивные: Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Коммуникативные: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

Познавательные: Определять и формировать особенности китайской религии


Ход урока:


I. Оргмомент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Устный опрос у доски.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание проблемной ситуации:

На прошлых уроках мы познакомились с религиозными верованиями древних индейцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций и почему Китай называют - уникальным, мудрым и удивительным , мы выясним сегодня на уроке

Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Великие реки Китая похожи на Тигр и Евфрат - Желтая река (Хуанхэ) на севере страны и Голубая река (Янцзы) - на юге. Они очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лесса - горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали поселки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Здесь водились олени, кабаны, медведи, тигры.

Можно ли на основании этих сведений сделать вывод о том, что в Китае сложились все условия для занятия земледелием?

Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».

Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ.

Сейчас вам станет ясно, почему эту реку называли «горе Китая»...

Однажды ночью вы просыпаетесь от, громкого крика: «Вставай, вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы. Все выскакивают наружу: вокруг вода! Люди кидаются к лодкам или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот и нажитое добро.

А произошло следующее: река незаметно подмыла берег из мягкого лесса. Тот обрушился и завалил русло. Началось наводнение, и на прибрежные поселки обрушилась вода.

Производство шёлка

  • Нужно опустить коконы в горячую воду, которая размягчает клей;

  • Соединить нити от нескольких коконов, а затем пропустить их через кольцо и прикрепить к небольшому колёсику;

  • После вращения колёсика, нити проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку;

  • Из нитей ткачихи создавали материю.

  • Шёлк ценился на вес золота

  • Китайцы держали в секрете способ производства шёлка, который отправляли на Запад по Великому шёлковому пути


Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.

Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.

Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.  

Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.

На прошлых уроках мы с вами уже знакомились с различными видами письменности и узнали, что письменность финикийцев была самой простой, а вот какова письменность древних китайцев я предлагаю вам узнать и попробовать пописать на древних бамбуковых книгах с помощью иероглифов.

Вопросы:

Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?

Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.

Учащиеся пробуют писать при помощи иероглифов и выясняют, что письменность у древних китайцев очень сложная.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные  силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По  их представлениям  Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.

Письменность на основе иероглифов

Изобретение бумаги 

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт

Наблюдая, за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.

Изобретение фарфора 

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас, механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.

Компас 

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Архитектура – строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами.

Выращивание чая 

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

И в древней китайской поэзии есть упоминания о чае:

Слышно, сквозь шум бегущей водыгде-то прялка стучит.Мостик под сводом вешней листвы,минуло время цветов.Вдруг чудеснейший ароматветер донес из-за гор.Это в селении у перевалаготовят полуденный чай.

(Гао Ци)

Об обычаях древних китайцев и рассказывал древний мудрец Конфуций

Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его  манерам» 

Объясните, как вы понимаете слово «манеры». (Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения).– Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком    

Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.– Объясните, как вы понимаете слово «циновка». (Циновка – ковер, сплетенный из тростника) 

Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.

Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»).  Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.

Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На  одежде императора вышивался дракон – символ божественности.

Основные положения учения:

  • Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе

  • Уважение старины

  • Приобщение к мудрости древних

  • Почитание и уважение старших

  • Хорошие манеры – признак воспитанного человека

  • Во всём должен быть порядок

  • Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всём служит примером, жестокость чужда ему

  • Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель – относиться к подданным как к своим детям


V. Первичная проверка понимания изученного.

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные   черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

А теперь, чтобы охарактеризовать ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям продолжите высказывание: « Китай- это страна………»

Учащиеся отвечают.

VI. Закрепление знаний.

  • К чему должен стремиться человек согласно Конфуцию?

  • Как человек, с точки зрения Конфуция, должен относиться к богатству, славе, службе?

  • Какие высказывания сближают Конфуция с Буддой, с заветами библейских мудрецов?

  • Чьи интересы выражало конфуцианство?

  • Приведите пример из собственной жизни, когда вы поступили согласно правилу, совпадающему советом Конфуция.

VII. Применение знаний.

Вопросы на стр. 109

VIII. Обобщение знаний.

Работа в группах (по карточкам).

IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Мини – тест

X. Итоги урока.

Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

XI. Коррекция знаний.

XII. Домашнее задание.

П. 22, подготовить сообщение.

XIII. Рефлексия.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Чему учил китайский мудрец Конфуций

Автор: Маськова Юлия Николаевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Технологическая карта урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций""
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_chiemu_uchil_kitaiskii_mudriets_konfutsii"
    ["file_id"] => string(6) "382028"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485002810"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект комбинированного урока на тему: "Чему учил китайский мудрец Конфуций""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_kombinirovannogo_uroka_na_temu_chemu_uchil_kitaiskii_mudrets_konfutsii"
    ["file_id"] => string(6) "491012"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544962922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "презентация по истории Древнего мира "Чему учил китайский мудрец Конфуций" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-po-istorii-drievniegho-mira-chiemu-uchil-kitaiskii-mudriets-konfutsii"
    ["file_id"] => string(6) "126781"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415210949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Технологическая карта "Чему учил китайский мудрец Конфуций""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia_karta_chiemu_uchil_kitaiskii_mudriets_konfutsii"
    ["file_id"] => string(6) "382021"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485001904"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Презентация для обучающихся 5 класса по истории на тему "Чему учил китайский мудрец Конфуций""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_obuchaiushchikhsia_5_klassa_po_istorii_na_tiemu_chiemu_uchi"
    ["file_id"] => string(6) "425800"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503298517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства