kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Бунташный век в России " - 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вторая половина 17 века была наполнена социальными взрывами. Восстания 17 века по своей организации и структуре были достаточно сложными.Они не принесли крестьянам облегчения их положения,можно сказать усугубили, помещики продолжали увеличивать повинности в свою полюзу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Бунташный век в России " - 10 класс»

«Бунташный век» (10 класс)

Цель:

  1. сформировать представление о народных движениях «бунташного века»

  2. Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают.

Задачи урока:



Образовательные:

  1. Дать характеристику городских народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича: Соляного бунта 1648 года и Медного бунта 1662 года.

  2. Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина 1670-1671 гг., социальном составе участников.

Развивающие:

  1. Формирование информационной компетенции: развивать навыки работы с историческими документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать, выделять главное, систематизировать материал.

  2. Формирование компетенции решения проблем: учиться в историческом контексте (на конкретном историческом примере) анализировать, ставить и разрешать проблемы.

  3. Формирование коммуникативной компетенции: развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.

  4. Способствовать формированию у учащихся умений давать собственную оценку историческим личностям и событиям.

  5. Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками.

Воспитательные: 

  1. Формирование  активной  гражданской  позиции.

  2. Воспитание  чувства взаимопомощи и коллективного творчества.

  3. Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Тип: комбинированный с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint.

Понятия: «Бунташный век», восстание, закрепощение крестьян.

Оборудование: карта: «Народные восстания в России в 40-70-х годах

XVII в.».

ХОД УРОКА

 

  1. Организационный момент урока.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

Бунташный век – это образное название XVII века на Руси, для которого были характерны частые выступления(мятежи, бунты, восстания, войны) городских низов, крестьян, стрельцов и казачества. В течении века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.

Середина - вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами.

Восстание — один из видов массовых выступлений против существующей власти, как правило не приводящих к смене политического строя: восстание, бунт, мятеж, путч.

Восстания XVII в. по своей организации и структуре достаточно сложны: они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б. И. Морозова, оказывавшего большое влияние на царя. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г. соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. «Чернослободчики» требовали ликвидации «белых слобод» и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы боярских дворов. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных -Морозова, начальника Земского приказа Плещеева и др. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. С помощью стрельцов восстание подавлено. Восстание способствовало тому, что господствующий класс на время отложил распри (бояре-дворяне) и занялся выработкой нового свода законов. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада. С 1630-го по 1650 г. произошли восстания в 30 русских городах.

Следующее выступление произошло в 1662 г. Оно известно как Медный бунт.Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако правительство вынуждено было пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии - заменить их серебряными.

Закрепощение - это превращение ранее свободных крестьян в крепостных, а освобождение - это превращение ранее крепостных крестьян в свободных.

Закрепощение крестьянства, неурожаи, эпидемии, затяжные войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения. Обнищавшие люди все чаще прибегали к испытанному средству - бегству в соседние уезды или на далекие окраины (казачьи области). В казачьих областях сдавних пор вошло в обычай не выдавать явившихся туда беглецов: «С Дона выдачи нет». Однако к середине 60-х гг. XVII в. положение на Дону ухудшилось. Здесь скопилось много беглых, в 1666 г. царь потребовал вернуть с Дона крестьян, бежавших туда из дворцовых сел. В 1666 г. 500 казаков во главе с Василием Усом преприняли поход с Дона через Воронеж на Тулу по направлению к Москве (покажите на карте). Они хотели получить средства к существованию и предложить свои услуги правительству в войне России с Польшей. В отряды вливались новые беглые и посадские люди. Численность отряда вскоре достигла 3000 человек. С большим трудом (с помощью регулярных войск во главе с князем Ю. Н. Борятинским) отряд В. Уса удалось отправить обратно за Дон. Поход Уса - предвестник крестьянской войны С. Разина.

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о восстании Степана Разина в учебнике (§ 35, с. 240-244), кратко законспектировать и ответить на следующие вопросы:

  • Почему казаки объединялись в ватаги, совершали походы на Волгу и Каспий, грабили торговые суда? [В 1667 г. в связи с окончанием войны с Речью По-стюлитой на Дон хлынуло огромное количество беглых, что усилило там голод. В поисках выхода из тяжелого положения они разбойничали.)

  • Какую территорию охватило восстание (попросите ученика показать на карте)? (Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды, Слободскую Украину, Дон.)

  • Кто был основной движущей силой восстания? (Крепостные крестьяне, бурлаки, служилые люди по прибору, представители низшего духовенства, «вольные люди».)

  • Что такое «прелестные письма»? («Прелестные письма» - от слова прельщать; призывы бунтовщиков к местному населению.)

  • Кто был главнокомандующим правительственных войск? (Князь Ю. Л. Долгорукий.)

  • Когда пал последний оплот восставших? (27 ноября 1671 г. пала Астрахань.)

  • Что стало с предводителем восстания? (Степана Разина после пыток казнили на Красной площади.)

 Причины поражения восстания, как и любого другого народного восстания, связаны с недостаточно четкой выработкой программы восстания, в отсутствии единства интересов различных его групп. В целом восстание показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения, оно знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, на стремление государства лишить привилегий слободских и «черных» людей, а также купцов, духовенство и другие сословия.

IV. Итог урока

XVII век, выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII -ый, веком бунташным. Главные события, давшие 17 веку такое название, произошло при «тишайшем» правители. Вторым царем России из династии Романовых, Алексеем Михайловичем. Есть ли здесь противоречия? Царь тишайший, век бунташный. Алексей Михайлович действительно был тишайшим, а вот время, в которое он правил не спокойным, бунташным. Повезло России, что в бунташный век, страной правил спокойный, незлобный и уравновешенный правитель. Не всегда, правда, удавалось проявить Алексею Михайловичу доброту и с нисхождение, но все, же последствия при другом правителе могли быть куда более кровавыми и тяжкими. Да, и откуда у Алексея Михайловича должна взяться доброта? Летопись повествует о различных восстания как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения XVII века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, Медный бунт, Чумной бунт, Разинщина и другие городские волнения, были вызванные вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно к попыткам поиска правды. Вот такой вот был Бунташный век, XVIIвв.

Домашнее задание

  1. § 35, работа с контурными картами.

  2. Подготовить рефераты о Степане Разине и о жизни казачества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Бунташный век в России " - 10 класс

Автор: Пальчикова Маргарита Юрьевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Бунташный век "
    ["seo_title"] => string(15) "buntashnyi-viek"
    ["file_id"] => string(6) "219847"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1434386360"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Технологическая карта с дидактической структурой урока по истории России в 7А классе МБОУ Гусинской  СШ Краснинского района"
    ["seo_title"] => string(117) "tiekhnologhichieskaiakartasdidaktichieskoistrukturoiurokapoistoriirossiiv7aklassiembougusinskoisshkrasninskoghoraiona"
    ["file_id"] => string(6) "256000"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031918"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Технологическая карта с дидактической структурой урока по истории России в 7А классе МБОУ Гусинской  СШ Краснинского района"
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaiakartasdidaktichieskoistrukturoiurokapoistoriirossiiv7aklassiembougusinskoisshkrasninskoghoraiona1"
    ["file_id"] => string(6) "256001"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031925"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация для вводного урока по истории "История России. Конец XVI-XVIII век. Введение""
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiiadliavvodnoghourokapoistoriiistoriiarossiikonietsxvixviiiviekvviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "337166"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1468037672"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Особенности социальных движений в России  в XVII- XVIIIвв.    история (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(78) "osobiennosti-sotsial-nykh-dvizhienii-v-rossii-v-xvii-xviiivv-istoriia-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255701"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447965276"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства