Шалдайская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по истории Казахстана
«Борьба казахского народа против джунгарского нашествия»
подготовила
Учитель истории,
Мекебаева Жанара Болатовна
Предмет: История Казахстана
Класс: 8
Тема урока: Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.
Цель (обучения): Выявление причин поражения казахских ополченцев в противостоянии с джунгарами.
Задачи урока:
Раскрыть негативное значение родоплеменной розни; подвести учащихся к выводу о том, что именно благодаря усилиям народных масс, вышедших из своей среды крупных предводителей народного ополчения, была сохранена территориальная целостность Казахстана.
Развивать навыки оценки исторических событий на основе систематизации материала.
В процессе знакомства с подвигами батыров, развивать высокую гражданственность и патриотизм.
Метод проведения: системный подход.
Материалы и оборудование: карта “Земли Казахского ханства в ХУII— первой четверти ХУIII в.”; портреты Абулхаир хана, портреты великих батыров.
Ход урока
I. Этап урока - организационный момент
II. Опрос домашнего задания:
1) Раздать критерии оценивания
СЛАЙД № 1 -2
«Игра в случайность»
(вопросы в конвертах) – на подготовку 2 минуты, обсуждение в группе
1. Нанести на контурную карту военные укрепления на территории казахских земель.
2. Внутреннее положение Казахского ханства в XVIII веке.
3. Почему в первой четверти XVIII века Российское государство усилило интерес к Казахскому ханству.
2. Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVIII веке.
Взаимное оценивание (использование «Оценочных листов»)
III. Изучение новой темы.
СЛАЙД № 3 «Игра 4 фото 1 слово»
СЛАЙД № 4
2. Деление на группы
1 группа –Старший жуз
2 группа – Средний жуз
3 группа – Младший жуз
3) Просмотр видео «Борьба казахов с джунгарами»
Работа с текстом учебника, и дополнительным материалом.
СЛАЙД № 5
Задание 1 группе «Старший жуз»:
Прочитать раздел № 1. «Усиление Джунгарии ее агрессия против казахского народа »Заполнить хронологическую таблицу.
СЛАЙД № 6
Задание 2 группе «Средний жуз»:
Заполнение кластера:
Главные битвы Главные битвы ббитвы
СЛАЙД № 37
Задание 3 группе «Младший жуз»:
Исторические личности Казахские батыры и ханы.
Используя дополнительный материал дайте характеристику историческим личностям хана Т.
алгоритм | Кабанбай | Богембай | Абулхаир хан |
Черты характера | | | |
Мероприятия проводимые ханом (политика) | | | |
Историческое значение | | | |
IV. Закрепление
СЛАЙД № 8
1.Стратегия «Потерянное слово»
Задание 1 группе «Старший жуз»:
Собравшись у подножия горы Ордабасы, представители казахских жузов, приняли решение о (всенародной организации борьбы против врага). Новые силы казахов сосредоточились в районе гор Ордабасы в 20-е годы 18в. потому что (удобнее было выйти на приграничные районы с Джунгарией). У гор Ордабасы казахское ополчение было рассредоточено и организовано (по принципу принадлежности к жузам). Хан (Абулхаир), был назначен главнокомандующим объединенного ополчения трех казахских жузов в борьбе с джунгарами.
СЛАЙД № 9
Задание 2 группе «Средний жуз»:
(1730 году) произошла самая крупная победа над джунгарами и освобождение Среднего и Младшего жуза. На Востоке грозным соседом для Джунгарии была (Цинская империя). Дело спасения страны, в решающий момент казахско-джунгарских войн, взял на себя (народ). Отличились в освободительной борьбе казахского народа против джунгарской агрессии: (Богенбай и Кабанбай). Достигнув значительных успехов, общенародная борьба казахов против джунгар, ослабла вследствие: (традиционных разногласий).
СЛАЙД № 10
3.Стратегия «Диалог на стикерах»
Задание 3 группе «Младший жуз»
1. «Первая четверть ХУIII в. – ужасный и роковой период в жизни казахского народа» - почему дают такую характеристику Ч. Валиханов и А. Левшин?
Оценивание работы спикерами групп.
Взаимное оценивание групп.
СЛАЙД № 11
2. Работа над проблемами, выявленными в ходе урока.
1.Вопрос: подумайте, что необходимо было сделать для отражения агрессии? Подвести к выводу о необходимости объединения всех сил казахского общества, так как сила народа в единстве.
2.Вопрос: возможна ли была иная развязка политических событий Казахского ханства в этот период?
СЛАЙД № 12 -13-14
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Анализ работы, выставление оценок.
СЛАЙД № 15
Домашнее задание: 1. прочитайте § 1-2,
1. На контурной карте обозначьте места основных сражений.
2.Творческое задание: Напишите реферат «Организаторы народной борьбы (бии, батыры)»