kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Боевые действия на восточном фронте 1914-18 годах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- Подвести студентов к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.

- Познакомить студентов с основными военными операциями.

- Продолжить формирование умений работать с исторической картой. Задачи урока:

Образовательные:

- Показать несправедливый характер войны;

- Отработать хронологию начала войны;

- Роль стран – союзниц в Первой мировой войне;

- Проследить основные события первой мировой войны на Восточном и Западном фронтах; подчеркнуть роль Восточного фронта в войне;

Развивающие – формирование умений:

- Развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей, для выработки самостоятельных выводов;

- Умение работать с картой.

Воспитательные:

- Формирование чувства патриотизма.

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Боевые действия на восточном фронте 1914-18 годах.»

План-конспект урока № 25

Дата проведения урока: 10.03 2023 года

Предмет: История

Группа № 24


Тема урока: Боевые действия на восточном фронте 1914-18 годах.


Место проведения урока: Онлайн – интернет



Цели урока:

- Подвести студентов к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.

- Познакомить студентов с основными военными операциями.

- Продолжить формирование умений работать с исторической картой. Задачи урока:

Образовательные:

- Показать несправедливый характер войны;

- Отработать хронологию начала войны;

- Роль стран – союзниц в Первой мировой войне;

- Проследить основные события первой мировой войны на Восточном и Западном фронтах; подчеркнуть роль Восточного фронта в войне;

Развивающие – формирование умений:

- Развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей, для выработки самостоятельных выводов;

- Умение работать с картой.

Воспитательные:

- Формирование чувства патриотизма.

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине

Оборудование: настенная карта «I мировая война», учебник

Тип урока: урок изучения нового материала и практического закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация.

Важнейшие события: начало Первой мировой войны, наступательные операции русских войск в Восточной Пруссии и Галиции (1914),«Брусиловский прорыв».

Ключевые понятия и названия: Антанта, Тройственный союз, Центральные державы, ультиматум, «министерская чехарда».



План урока:

1. Организационный момент

2.Мативационно – целевой этап.

3. Изучение нового материала.

3.1. Причины, характер и повод войны;

3.2. Ход военных действий 1914, 1915, 1916 гг.

3.3. Назревание революционного кризиса в России

4. Закрепление материала

5. Домашнее задание

Ход урока:

1.Огранизационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

Тестовый контроль:

1. П.А.Столыпин был назначен Председателем Совета министров

А) в апреле 1906 г.

Б) в июне 1906 г.

В) в ноябре 1906г.

2. По аграрной реформе, начатой Столыпиным, крестьяне НЕ имели

А) выделиться из общины и получить свой надел в частную собственность

Б) получить в надел помещичью собственность

В)переехать на малозаселенные территории Российской империи

3. Для облегчения переселения крестьян были предоставлены льготы

А) отсрочка от военной повинности

Б) освобождение от налогов на 5 лет

В)денежное пособие в несколько тысяч рублей

4.Участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне назывался

А) хутор б) отруб в) артель

5.Цели аграрной реформы

А) разрушение крестьянской общины и создание слоя крестьян – собственников

Б) укрепление крестьянских хозяйств в собственности общины

В) расширение помещичьего землевладения за счет переселяющихся крестьян

6. Одним из важнейших результатов аграрной реформы было

А) создание крепких крестьянских хозяйств, не связанных с круговой порукой

Б) создание крепких помещичьих хозяйств

В) окончательное решение проблемы малоземелья в Центральной части Российской империи

7. Проводником Столыпинских реформ была

А) I Дума б) II Дума в) III Дума

3.1.Введение в новый материал.

 Сегодня мы изучаем тему «Первая мировая война». Она весьма актуальна и для нашего достаточно неспокойного мира. То в одной, то в другой точке земного шара вспыхивают военные конфликты.

При этом агрессоры, совершая нападения, изображают себя миротворцами, прикрывая преступную политику, пытаются клеветой оправдать себя в глазах мировой общественности.

Первая мировая война была одной из самых кровопролитных войн, прошедших на Земле, которая была развязана крупнейшими капиталистическими державами, в начале XX века.

Что главное надо осознать, прочно усвоить сегодня на уроке? (записывают в тетрадь)

Величайшее преступление империализма против человечества. Убитых-10 000 000 человек. Раненных – 20 000 000 человек. Огромные разрушения, страдания сотен миллионов трудящихся.

Ради чего были принесены эти страшные жертвы?

Обобщенно сформулируем то, с чем вы уже познакомились раньше.

Война готовилась в течение многих лет. Еще в конце XIX и начале XX века капиталистический мир разделился на 2 враждебные коалиции.

Тройственный союз (Центральные державы) – Германия, Австро-Венгрия, Италия.

Антанта – Великобритания, Франция, Россия. ( записывают в тетрадь)

Давайте запишем и запомним причину войны:

Причиной войны стала борьба между капиталистическими державами, прежде всего между Германией и Англией, за колонии и сферы влияния.

Её зачинщиком был германский империализм, а ее виновниками – империалисты всех стран.

Таким образом, Первая мировая война была войной захватнической, грабительской с обеих сторон, кроме Сербии.

При этом преследовались конкретные цели.

Цели войны:( на доске, ребята записывают в тетради)

- территориальные захваты в Европе;

- передел колоний;

- ограбление и экономическое ослабление соперников;

- подавление рабочего и национально-освободительного движения.

Каковы же были планы противоборствующих сторон?

Германия – победа в молниеносной войне.

Антанта - победа при взаимодействии Западного и Восточного (русского) фронтов.

Поводом для войны послужило убийство в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда 28 июня 1914 г.

Убийство совершили члены террористической сербской группы. Правительство Австро-Венгрии решило использовать это убийство как повод для расправы с Сербией и укрепление своего влияния на Балканах. 10 июля австрийский посол вручил сербскому правительству ультиматум, состоящий из 10 пунктов.

Принятие этого ультиматума означало бы потерю Сербией независимости. 11 июля австрийский посол вручил ноту России. Стало понятно, что война неизбежна.

Но как развязать войну, как убедить трудящихся разных стран убивать друг друга?

Сейчас мы прочитаем ряд документов, а вы подумайте, достижению каких целей стремилось правительство Австро-Венгрии и Германии с одной стороны, и правительства Антанты с другой после событий 28 июня 1914 года.( документы на партах учеников)



«Правительство Австро-Венгрии запросило правительство Германии: если Россия поддержит Сербию (царизм стремился господствовать на Балканах), то поможет ли Германия Австро-Венгрии?

Получив от германского посла телеграмму о намерении правительства Австро-Венгрии расправиться с Сербией, Вильгельм II написал на ней:

«Теперь или никогда!»»

Вильгельму II было крайне важно выяснить позиции Англии – будет ли она участвовать в войне.



Министр иностранных дел Англии заявил послу Германии:

«Англия не заключала секретных соглашений с Францией и Россией, которые связывали бы Великобританию в случае европейской войны. Англия хочет сохранить полную свободу действий.»

Мнение посла, сообщенное в Берлин:

Англия может остаться нейтральной, во всяком случае будет выжидать.

Германский министр иностранных дел - германскому послу в Лондоне:

«Нужно «удержать Англию» от участия в войне и для этого «всемирно воздействовать на английскую прессу».»

Германский посол из Вены:

Для воздействия на иностранную печать германские дипломатические представительства имеют в Италии «любую сумму денег», а в Румынии «неограниченную сумму денег»

Доклад императору Австро-Венгрии: следует предъявить ультиматум Сербии, и при неудовлетворительном ответе объявить войну. «Мы бы взяли ответственность за войну на Сербию»

Германский посол из Вены в Берлин:

Нота будет так средактирована, что Сербия почти наверняка не сможет её принять.

Президент Франции посетил Петербург (прибыв с военной эскадрой!) и 20-30 июля вёл секретные переговоры с царём.

Царь и президент произносили речи о плодотворности союза России и Франции для защиты их интересов и сохранении мира!

Английский посол в Петербурге сообщил в Лондон:

Франция и Россия решили принять военный вызов.

Король Англии заявил 26 июля брату Вильгельма 2:

«Мы приложим все усилия, чтобы не быть вовлечёнными в войну и остаться нейтральными»

Министр иностранных дел Англии предложил мирно уладить конфликт путём посредничества европейских держав.

Германское правительство немедленно выразило согласие на посредничество, а в Вену поступило разъяснение:

«Если мы отвергнем все предложения о посредничестве», то « нас будут считать главными зачинщиками войны. Это сделало бы наше положение невозможным даже в нашей собственной стране, где необходимо, чтобы считали, что нас принудили к войне».

Германское правительство придаёт величайшее значение тому, «чтобы Англия в данный момент не пошла заодно с Россией и Францией»

Царское правительство было обеспокоено.

Почему союзная Франция не объявляет войну Германии?

Президент Франции объяснил русскому послу:

«Было бы лучше, если объявление войны последует со стороны не Франции, а Германии». Французский народ поднимается с ещё большим энтузиазмом, чтобы защитить свою землю и свою свободу».

3 августа Германия направила Франции ноту:

«Вчера французские лётчики сбросили бомбы на поезда вблизи (далее называют два немецких города).

Франция, таким образом, поставила нас в положение воюющей страны».

Так была объявлена война Франции.

Ссылка на бомбёжку была заведомой ложью.

После обсуждения с учащимися записываются в тетрадь выводы:

- Скрывают подготовку к войне.

- Обман противника.

- Снять с себя ответственность.

- Привлечь на свою сторону как можно больше государств(или нейтрализовать их).

- Явная ложь и провокации.

Начало войны. Подготовка России к войне.(записывают даты)

28 июля 1914г. Австро –Венгрия объявляет войну Сербии.

1 августа- Германия объявляет войну России.

3 августа-Германия объявляет войну Франции.

4 августа- Англия объявляет войну Германии.

Антанту поддержала Япония и Италия, на стороне Германии Турция, а затем и Болгария.

На разных этапах войны в ней участвовало 33 государства, это 90% населения земли.

Под ружьё поставлено 74 миллиона человек.



3.2. Какие территории в 1914-1916гг захватила Германия и её союзники и почему Германия потерпела поражение?

Учащиеся выполняют по ходу рассказа письменное задание с последующим обсуждением.

Немецкий генеральный штаб рассчитывал провести эту войну на основе «плана Шлиффена», разработанного ещё в конце 19 века- молниеносный удар по Франции, а все силы направились против России. Это можно было осуществить при 2 условиях, которые были уже у Германии- успела лучше подготовиться, особенно сильны была тяжёлая артиллерия. Россия также имела свой план « А»-разгром Австро –Венгрии, отрезав немцев в Восточной Пруссии план «Г»- наступление восточной Пруссии с целью оказания помощи Франции.

Поскольку граница Франции была хорошо укреплена, Германия намечала через Бельгию прорвать линию обороны французов и выдвинуться к Парижу. На всю операцию отводилось 6-8 недель . 20 дней понадобилось германским войскам, чтобы преодолеть сопротивление бельгийцев и выйти к территории Франции. Французские и подоспевшие английские войска не смогли сдержать натиск неприятеля, германские армии двинулись к Парижу. Но русские войска вступили в бой до завершения мобилизации . Они заняли часть Восточной Пруссии, нанесли серьёзное поражение австро-венгерским войскам. Германское командование перебросило несколько корпусов из района Парижа на восточный фронт. Это помешало обходу Парижа ,а 5-9сентября 1914 года в близи Парижа на реке Марна германские войска были отброшены и перешли к обороне, создали густую сеть Акопов, зарылись в землю и войска Антанты. Маневренная война сменилась позиционной. Германские войска, переброшенные с западного фронта, помогли остановить наступление русских войск в Австро-Венгрии и вытеснили их с Восточной Пруссии, нанеся им большие потери.

Итог кампании 1914 года.

Германские войска заняли территорию Бельгии, северо-западные промышленные районы Франции, где добывалось 75% каменного угля, выплавлялось 84% чугуна и находилось 60% предприятий по обработке металла.

На стороне Германии выступала Турция.

Главный и решающий итог-это срыв плана молниеносной войны.Теперь предстояло вести длительную войну с крайним напряжением всех сил.

1915год

Германское командование решило нанести главный удар на Восточном фронте.

Цель: помочь Австро –Венгрии, вывести Россию из войны, воспользоваться её сырьём. При этом уже учитывалась нехватка оружия и боеприпасов в царской армии. На Западном фронте оборонительные сражения.

Итог кампании 1915 года:

У Германии появился новый союзник (Болгария).

Армия Германии заняла новые обширные территории (России, Сибири, Польши, Литвы, части Латвии, Западной Белоруссии и Украины).

Печать восторженно прославляла победы германского оружия.

Русская армия потеряла с начала войны 3,5 млн убитыми, раненными и пленными Но главной цели – вывести из войны Россию – достичь не удалось.(ЗАПИСЬ)

Снова сказалась переоценка сил германской армии.

Под влиянием этих событий Болгария объявила войну Сербии, и её территория была занята германскими и болгарскими войсками, В мае 1915 года Италии, примкнувшей к Антанте, объявила войну Австро- Венгрия, но активных действий не вела. Союзники России не оказали ей помощь.

1916год

Главный удар снова был направлен против Франции. Германское командование считало, что наступательная сила России « подорвана», положение Австро- Венгрии укрепилось. Для удара на Западном Фронте был выбран такой участок, для защиты которого французское командование « будет вынуждено пожертвовать последним человеком». Там Франция должна « истечь кровью», прорвать фронт, взять Париж и вывести Францию из войны. Был выбран Верден- важнейший укрепленный район на границе с Германией. В результате тяжелейших боев « перемалывались кости» не только французских, но и германских войск. Французское правительство потребовало от России помощи. И на две недели раньше запланированных сроков русская армия вновь уже на южном участке фронта перешла в наступление. Войска под командованием генерала Брусилова прорвали неприятельский фронт и продвинулись на 120 км (сообщение учащегося о генерале Брусилове). Потери Австро- Венгрии составили 1 млн человек убитыми и раненными, 400 тыс. пленными. Румыния объявила войну Австро – Венгрии. С Западного фронта срочно начали перебрасывать германские войска. Под Верденом наступление германских войск было прекращено. Потери Франции составили 350 тыс. чел, Германии – 600 тыс. чел. Вывести Францию из войны не удалось. Стремясь сломить Англию, Германия усилила подводную войну в 1916 и особенно в 1917 году. Было потоплено множество кораблей, но цели достичь не удалось.

Итог кампании 1916 года.

Германия сумела захватить новую территорию – часть Румынии.

Однако стратегические планы германского командования еще раз рухнули. Её людские и сырьевые ресурсы были почти исчерпаны. В это же время вооруженные силы Франции и Англии продолжали нарастать.

Обсуждая текст с учащимися, делаем основные выводы:

Нереальность замыслов, переоценка сил германской армии и возможностей экономики, недооценка своих противников, явные просчеты по времени.

3.3. Империалисты не только Германии, но и стран Антанты также грубо ошибались. Они не предвидели такой продолжительной войны, её размах и материальных затрат.

Какие последствия это имело?

Война потребовала огромных затрат и во всех странах пришлось перестраивать работу промышленности для нужд войны.

Быстро росли военные расходы

В Германии они составляли ежедневно:

В 1914 год - 36 млн марок;

В 1916 год -100 млн марок;

В 1918 год – 146 млн марок.

Россия за 1914-1916гг. потратила на войну – 50 млрд рублей!

Кто же расплачивался за эти миллионы, предназначенные на убийство? Может быть владельцы монополий или помещики?

За годы войны прибыли капиталистов Франции, Англии, США, России выросли от 2 до 10 раз! Зато положение трудящихся начинает резко ухудшаться.

Война принесла беды в дом каждого трудящегося и все острее вставали вопросы: как жить, зачем нужна война, как с ней покончить?

Недоедание и топливный кризис, изнурительный труд, отмена всякой его охраны, потери близких (к 1916 году погибших и раненных 9 млн человек из 15 млн мобилизованных только в России) Увечья миллионов привело к росту недовольства и обострению классовой борьбы.

И если в начале войны был мощный подъем патриотических настроений, массовый энтузиазм при отправке войск, то уже практически к концу 1916 года он сменяется общественной апатией, а затем и широким политическим недовольством , особенно ярко это проявляется в России. Правительство не могло обеспечить армию оружием, боеприпасами, продовольствием, преодолеть разруху в тылу. В государственном аппарате процветали казнокрадство, взяточничество, бюрократизм. Все это способствует всё большему нарастанию общественного недовольства, обострению классовой борьбы, явилось могучим ускорителем революции.

На митингах и демонстрациях помимо плакатов «Долой войну» появляются плакаты «Долой правительство», начинается братание солдат на фронте.

4. Закрепление изученного на уроке

Беседа по вопросам:

- Каковы причины Первой мировой войны?

- Какие государства входили в блоки Антанта и Тройственный союз?

- Какие цели преследовали участники войны?

- В чем суть « Брусиловского прорыва» ?

- Как изменилась внутренняя обстановка в России в ходе Первой мировой войны?

Подводим итог:

К началу 1917года правительство полностью утратило как способность эффективно управлять фронтом и тылом, так и общественную поддержку. Оппозиция царизму становится все шире, фактически сложились предпосылки для новой революции. И в результате февральских событий 1917 года монархия в России рухнула.

На этом наш урок закончен, спасибо за работу!

5. Домашнее задание

. Подготовить развернутый ответ на вопрос:

-Каковы итоги войны для России.


Сфотографировать и отправить в контакт.





















ПРИЛОЖЕНИЕ

11 ОСНОВНЫХ СРАЖЕНИЙ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

  • СЕНТЯБРЬ 12. 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

  • АРДЕННСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

  • ГАЛИЦИЙСКАЯ БИТВА

  • БИТВА НА МАРНЕ

  • ВТОРАЯ БИТВА ПРИ ИПРЕ

  • КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

  • ГОРЛИЦКИЙ ПРОРЫВ

  • БИТВА ПРИ ВЕРДЕНЕ

  • БИТВА НА СОММЕ

  • БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ

  • ЮТЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ

  • ВТОРОЕ МАРНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

БОЛЬШЕ

Основные сражения Первой мировой войны принесли военачальникам сражающихся сторон славу героев, а для человечества обернулись катастрофическими разрушениями и миллионными жертвами. Люди издревле решают конфликты с помощью оружия и прошлые столетия наполнены большими и малыми вооруженными столкновениями за территории, богатства, влияние и лавры победителей. Иногда это были баталии с участием сотен тысяч солдат по обе стороны баррикад. Но только двадцатый век с его двумя глобальными многомесячными побоищами показал планете, как выглядит настоящее эпическое сражение – страшно. Далее список наиболее эпических, масштабных, страшных основных сражений Первой мировой войны (ПМВ) 1914-1918-х.


АРДЕННСКАЯ ОПЕРАЦИЯ


Французские солдаты в Бельгии.

Дата: 21 — 23 августа 1914 г.

Германская империя против Франции.
Одна из премьерных крупнейших баталий, произошедшая спустя два месяца после роковых выстрелов в Сараево. Задолго до появления Третьего Рейха и характерного для Вермахта блицкрига немецкая армия осуществила быстрое успешное наступление на Западном фронте, за два дня (21-23 августа 1914-го) проведя Арденнскую операцию, в результате которой французы были вынуждены совершить глубокое отступление. Германцы и французы привлекли примерно равное количество солдат (380000 против 360000), более пятидесяти тысяч из которых не вернулись с поля боя.




Карта боя Арденнской операции.

ГАЛИЦИЙСКАЯ БИТВА


Дата: 5 августа — 13 сентября 1914 г.

Российская империя против Австро-Венгрии.
Стартовый период планетарной резни оказался наиболее удачным для германской и русской армий. Германцы триумфовали в Арденнах, а русские провели результативное наступление на западе империи, за август-сентябрь четырнадцатого заняв Галицию и Буковину. Правда, до победы в Галиции русских бойцов сильно потрепали под Танненбергом, где 26-30 августа стотысячная бригада генерал-кавалериста Александра Самсонова была в пух и прах разгромлена германцами под командованием Пауля фон Гинденбурга.

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ

  1. ТОП 25 ВАЖНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ

  2. МОДНЫЕ ТАНЦЫ 90-Х ГОДОВ

  3. ТОП 25 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИН

  4. 10 ОСНОВНЫХ СРАЖЕНИЙ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ


Российским войскам удалось реабилитироваться на другом участке фронте, где им противостояли четыре австро-венгерские армии и группа немецкого генерала-фельдмаршала Мартина Войрша. Австро-венгры считались одними из слабейших представителей Центральных держав, потому в ставке Николая Второго приняли решение безотлагательно атаковать Галицию, пока сюда не подошли отборные немецкие дивизии. План сработал и наряду с приобретенными территориями Россия продлила жизнь Сербии и Балканскому фронту.

Карта боя Галицийской битвы.

БИТВА НА МАРНЕ


Французские солдаты ждут штурма..
Дата: 5 — 12 сентября, 1914 г.

Франция и Великобритании против Германской империи.
После катастрофы в Арденнах французы пребывали в тяжелом положении, их английские союзники показали себя ненадежным подспорьем. Немцы тем временно уверенно приближались к Парижу. Столица почти наверняка пала бы в результате этого похода, но Германской империи банально не хватило сил, чтобы закончить наступление. Подкрепление увязло на Восточном фронте и немцы вынужденно маневрировали, выискивая лучший способ уязвить противника. Маневры привели к роковому повороту и пятого сентября возле реки Марна германцы открыли оппонентам тыл и фланг, куда объединенные англо-французские войска ударили с отчаянием загнанного в угол зверя.

Карта битве на Марне.
Итогом контрнаступления стало Чудо на Марне, как его называют французы, которым семидневная схватка возвратила веру в себя и победоносное настроение, утраченное постоянными поражениями заклятым соседям прусакам. Кроме психологического перелома и изменившейся расстановки сил другим результатом Марны-1914 (будет ещё Марна-1918) оказался сокрушительный удар, полученный Германской империей, которая потеряла четверть миллиона лучших солдат и отступила на десятки километров.


ВТОРАЯ БИТВА ПРИ ИПРЕ


Немецкая газовая атака, 1916 г.
Дата: 22 апреля 1915 — 25 мая 1915 гг.

Германская империя против Франции, Британской империи и Бельгии.
Несмотря на меньшее по сравнению с другими крупнейшими сражениями ПМВ количество жертв, Вторая битва при Ипре (всего возле скромного бельгийского городка состоялись четыре кровопролитных столкновения) является синонимом ужаса, ведь именно здесь впервые в истории военные успешно применили химическое оружие. Из 35000 убитых и раненых англичан и французов примерно половина погибла или попала в медсанбат с мощным отравлением после газовой атаки, к которой командование Антанты оказалось совершенно неготовым. Далее Антанта вместе с союзниками и сама небезуспешно пользовалась смертоносными газами, но пальма первенства навсегда осталась за соотечественниками Гитлера.

Карта Второй битве при Ипре.







КАРПАТСКАЯ ОПЕРАЦИЯ


Карпаты. Начальник дивизии на перевале.
Дата: 7 января — 20 апреля 1915 г.

Российская империя против Австро-Венгрии и Германской империи.
Состоялась в начале 1915-го (январь-апрель) и представляет собой пример довольно редкого обоюдного наступления, логично стоившего противникам кошмарных потерь. Погибли, получили ранения или обморожения сотни тысяч русских, немецких и австро-венгерских воинов. Россия стремилась сокрушить и окончательно вывести Австро-Венгрию из войны, потому бросила в бой почти сорок дивизий. На помощь австро-венграм пришли сильные соседи, доведя общее количество сражающихся до нескольких миллионов. Зимние и весенние столкновения привели к тактической победе русского оружия, хотя дальнейший ход боевых действий 1915-го для России вышел неудачным.


Карта Карпатской операции Юго-Западного фронта, февраль 1915 года.

ГОРЛИЦКИЙ ПРОРЫВ


.
Дата: 2 мая — 15 июня 1915 г.Российская империя против Германской империи и Австро-Венгрии.
Неудачи посыпались с мая, когда начался болезненный для Российской империи Горлицкий прорыв – возвращение Австро-Венгрией потерянных осенью 1914-го территорий вплоть до Тернополя. Увязнув в Карпатах, испытывая крайний дефицит боеприпасов и тяжелого вооружения, армия русско-болгарского командующего Радко Димитриева свела на нет все успехи годичной давности, отдала территории и оставила на поле 400000 убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Карта Горлицкого прорыва.

БИТВА ПРИ ВЕРДЕНЕ


Французские солдаты идут в атаку в битвы при Вердене.

Дата: 21 февраля — 18 декабря 1916 г.

Франция против Германской империи.
За 450000 потерянных жизней её называют Верденской мясорубкой, которая продлилась целых десять месяцев решающего для планетарной бойни 1916-го года. Верден и Сомма предопределили исход всей войны, подорвав германский военно-промышленный и человеческий потенциал. Сначала произошел Верден.
Напряжение на Западном фронте достигло очередной точки кипения. Германия бросила все возможные резервы на уничтожение ненавистных французов и захват их прекрасной столицы. Как всегда союзникам пришла на подмогу Великобритания и началась кошмарная война на истощение, которая спустя триста дней привела ослабленных соперников к стартовым позициям. Жестокая ирония судьбы : в декабре сражающиеся и жутко поредевшие армии оказались примерно на тех же участках, где находились в феврале, когда раздался первый выстрел Верденской мясорубки.

Карта Битвы при Вердене. Фото: Public Domain.

В ходе печально знаменитой баталии произошло несколько знаменательных событий, из которых следует отдельно упомянуть возросшую артиллерийскую активность и авиацию Первой мировой войны, закрутившую в воздухе смертельные противостояния самолетов, дирижаблей и других летательных аппаратов.

БИТВА НА СОММЕ


Британский танк Mark I возле Тьепваля, 25 сентября 1916 года.

Дата: 1 июля — 18 ноября 1916 г.Британская империя, Франция, Австралия и другие союзники против Германии.
Река не севере Франции – второе роковое для немцев место, где состоялось самая масштабная резня за 1914-1918-е. Особенно кровопролитной и жестокой вышла схватка на Сомме (1 июля-18 ноября 1916), где впервые на поле боя появились танки. Под Верденом первыми в бой пошли немцы, на Сомме англо-французские союзники организовали схожий ответ – более миллиона убитых и раненых. Эта ужасающая цифра говорит о баталии как о наиболее кровопролитной за всю историю человечества.
Стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Великобритании и Франции, а Германия, разуверившись в возможности триумфа на суше, решила усилить морские позиции и увеличить надводный и особенно подводный флот.

Карта Битвы на Сомме.

БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ


Военный совет 1 апреля 1916 года по поводу Брусиловского прорыва. Против часовой стрелки: генерал от инфантерии Н.И. Иванов, начальник штаба Юго-Западного фронта В.Н. Клембовский, главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта А.А. Брусилов, император Николай II, главнокомандующий армиями Северного фронта А.Н. Куропаткин, и.д. начальника штаба Северного фронта Н.Н. Сиверс, генерал-квартирмейстер Ставки М.С. Пустовойтенко, военный министр Д.С. Шуваев, генерал-инспектор артиллерии вел.кн. Сергей Михайлович, начальник штаба Верховного главнокомандующего М.В. Алексеев, главнокомандующий армиями Западного фронта А.Е. Эверт, начальник штаба Западного фронта М.Ф. Квецинский. Фото: Public domain.
Дата: 22 мая — 7 сентября 1916 г.Российская империя против Австро-Венгрии и Германской империи.
Наряду с Соммой по суммарным потерям Луцкая операция, как называли её в ходе проведения, считается крупнейшей за четыре года военных действий. Однако уже осенью шестнадцатого схватка получила официальное название Брусиловский прорыв в честь ключевого автора операции, вернувшей Российскому государству Буковину и восточную Галичину. Прорыв русских являлся частью общего наступления Антанты во Франции. Союзники забуксовали, встретившись с основными частями неприятеля, а вот Брусиловские войска осуществили мощное наступление и, несмотря на потерю 62000 убитыми, 39000 пропавшими без вести, 380000 ранеными и больными, за май-сентябрь продвинулись на сотни километров на запад. Правда, следует помнить, что в июле Брусиловская армия оказалась в катастрофическом положении. Спасли ситуацию решительность генерала Корнилова, применившего заградотряды и батальоны смерти, чтобы остановить бегущих и восстановить дисциплину. Неприятель не обладал информацией о массовом бегстве, потому не развил успех, но ставка Николая II прекрасно знала об июльской катастрофе, потому император отказался утвердить награду главнокомандующему. Брусилов затаил обиду и впоследствии легко перешел на сторону большевиков.

Карта наступление Юго-Западного фронта России (Брусиловское наступление).




ЮТЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ


Корабли Британского флота во время боя. Фото: Surgeon Oscar Parkes / Public domain.
Дата: 31 мая — 1 июня 1916 г.Германия против Великобритании.
Как говорилось выше, после ряда неудачных операций на суше Германия решила перенести давление на морской театр боевых действий и резко нарастила флот в 1917-м. Однако наиболее крупный морской бой ПМВ состоялся 31.05-01.06.1916. Немецкий флот пытался прорвать блокаду, Великобритания защищала свой титул повелительницы морей и океанов. В проливе Скагеррак близ датского полуострова Ютландия сошлись 44 линкора, 14 линейных крейсеров, столько же броненосцев и ещё сотня маленьких кораблей. Оба противника называли себя победителями Ютландского сражения и в принципе были правы : британцы потеряли в два раза больше кораблей и людей, но блокада устояла, так что Германия одержала тактическую победу, но Британия взяла верх стратегически.

Карта Ютландского сражения.

ВТОРОЕ МАРНСКОЕ СРАЖЕНИЕ


Немецкие солдаты между Луавром и Бримоном, вблизи реки Марна, 1918 год. Фото:.
Дата: 15 июля — 6 августа 1918 г.Франция, Великобритания, США и Италия против Германской империи
Разрушительные баталии 1915-1916-х поставили одних противников на грань революции и распада, а других ослабили до изнеможения. 1917-й в основном прошел в позиционной борьбе, которую неприятели вели с попеременным успехом и малыми силами. Финальный год военного противостояния требовал решительных действий и первыми в атаку пошли немцы. На свою беду. Потому что полуторамиллионному корпусу командующего Эриха Людендорфа противостоял объединенный фронт Франции, Великобритании, Италии и Соединенных Штатов, собравших для второй битвы на Марне более миллиона солдат. Людендорф начал атаку 15 июля 1918-го, однако через два дня прорыв был остановлен. А ещё через день союзники пошли в контрнаступление и отбросили соперников на прежние позиции. Под Марной Германия исчерпала свой военный потенциал и по большому счету проиграла войну. Серия последующих поражений в мелких схватках окончательно привела немцев в Компьень, где 18.11.1918 враги, четыре года убивавшие друг друга, подписали перемирие, подведя неутешительный итог ПМВ.

Карта Западного фронта на 1918 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Боевые действия на восточном фронте 1914-18 годах.

Автор: Ирина Игоревна Бадикова

Дата: 03.06.2023

Номер свидетельства: 633037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "165777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422874013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Военные  события 1944 года "
    ["seo_title"] => string(29) "voiennyie-sobytiia-1944-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "170080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423498507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. "
    ["seo_title"] => string(76) "kazakhstan-v-ghody-ghrazhdanskoi-voiny-i-inostrannoi-voiennoi-intiervientsii"
    ["file_id"] => string(6) "166872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423001624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Герои первой мировой войны "
    ["seo_title"] => string(28) "gieroi-piervoi-mirovoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "208541"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430838332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка панорамного модульного урока на тему "Великая Отечественная война" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-panoramnogho-modul-nogho-uroka-na-tiemu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "170882"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423591767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства