kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Открытый урок в рамках конкурса «Педагогические таланты г.Жуковского"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Российская Федерация

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

г. Жуковский

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11













Открытый урок в рамках конкурса

«Педагогические таланты г.Жуковского 2010»



Урок истории по теме

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»











Учитель Судакова Л.А.



















2010

Тема урока: «Блокада Ленинграда»

9 класс



Цели урока:

  • знакомство с событиями блокадного Ленинграда, причинами возникновения блокады, героизмом жителей блокадного города;

  • формирование исследовательских навыков при изучении различных аспектов изучаемой темы;

  • развитие умений анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;

  • побуждение к активной речемыслительной деятельности;

  • обучение высказыванию с опорой на наглядность;

  • содействие воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.


Оснащение урока:

  • книжная экспозиция “Мужество останется в веках”;

  • проектор;

  • компьютерная презентация;

  • портреты командующих фронтами;

  • контурные карты;

  • таблицы с заданиями;

  • седьмая симфония Шостаковича;

  • кадры хроники;

  • кусочек хлеба, свеча.


На столе зажженная свеча, кусочек черного хлеба, рецепт из книги “Использование в пищу ботвы огородных растений”, дневник девочки блокадницы Тани Савичевой.

Звучит “Седьмая симфония” Шостаковича”.




Ход урока

Примечания

1.

Организационный момент урока.

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!

В 2010 году наша страна отмечает 65-ю годовщину победы в Великой отечественной войне. В эти дни 66 лет назад была окончательно снята блокада Ленинграда. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Мне кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны. Мы будем говорить о ленинградцах, перед мужеством которых, мы все должны склонить колени.

На примере одного города мы с вами сможем сегодня проследить судьбу всей нашей огромной страны в эти четыре трагических года.



2.

Опрос.

1. Работа с датами.

А пока давайте вспомним, как же все начиналось.

На доске обозначены события с начала Второй мировой войны. Рядом с событием указаны в скобках цифры от 1 до 3 (если стоит цифра «1» - необходимо указать год(ы), если цифра «2» - год и месяц, если «3» - точную дату):

1.Начало Второй мировой войны (3)

2.Советско-финская война (2)

3.Нападение Германии на СССР (3)

4. Операция «Тайфун» (3)

5.Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой (3).

2. Работа с понятиями:

Учащимся в классе заранее раздаются карточки с понятиями.

Один ученик назначается ведущим и зачитывает определения понятий, тот ученик у кого определение соответствует определению быстро поднимает свою карточку – ведущий оценивает правильно ли дано определение (оценки получают все участники).

3. Работа с картой.

Учащийся показывает основные направления ударов по плану «Барбаросса».

Учащиеся должны по одному, по очереди выйти и написать даты этих событий

3.

Объяснение нового материала.

Битва за Ленинград.

В сер. августа 1941 г. фашистские соединения обошли позиции Красной Армии по р.Луга и в начале сентября прорвались к Ладожскому озеру, тем самым Ленинград был отрезан с суши. Гитлер утверждал: «Ленинград немедленно падет, никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши мины, Ленинграду суждено умереть голодной смертью.» Немецкие диетологи уверили Гитлера, что весной 1942 г. Ленинград падет, что население города умрет своей смертью, просто не может не умереть, а они выжили.

Из плана «Барбаросса» известно, что именно армия группы «Север» должна была захватить Ленинград. В эту группу вошло 29 дивизий, 500 тыс. человек, войска были отлично вооружены. В планах немецкого командования захвату города отводилось важное место, захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, а на его месте создать искусственное озеро.

Клим Ворошилов командующий Ленинградским фронтом оказывается не в состоянии управлять ситуацией и Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом Г.К.Жукова. 12 сентября Жуков прибыл в город, принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована. 6 октября Жуков перебрасывается под Москву, куда Гитлер направляет свои основные войска. Командование фронтом принимает Михаил Семенович Хозин (октябрь 1941г – июль 1942 г).

Любанская операция (январь 1942) – самая трагическая попытка прорвать кольцо блокады (карта -41.25 мин). К Ленинграду с юга двинулась наша 2-я ударная армия, она прорвала оборону немцев и углубилась в леса на 75 км. Навстречу ей должны были выйти части Ленинградского фронта, должны были, но не смогли. И 2-я ударная сама оказалась в окружении. В марте 1942 года 2-я ударная армия полностью блокирована немцами. К ней посылают Власова – специалиста по выходу из окружения, но уже поздно – кольцо не прорвать. В июне в окруженной армии начинается голод. Генерал Власов сдался немцам, призвал сдаваться своих солдат – многие последовали этому призыву. Власова после войны в СССР повесили как предателя. Почти половина 2-й ударной армии осталась лежать в новгородских лесах, еще малая часть отказалась сдаваться в плен - решили прорываться к своим, в районе деревни Мясной бор. Те, кто выжил, называют этот коридор, по которому они выходили, коридором смерти. 70 тыс. солдат 2-й ударной армии погибли, 32 тыс. попали в плен. 2-я ударная погибла. Прорвать блокаду весной 1942 года не удалось. Хозина снимают с должности, назначив на его место Говорова (с июня 1942 г.)

Синявинские высоты – сентябрь 1942 года – очередная попытка прорыва блокады. Немцы устояли, но от штурма города отказались окончательно.

Операция «Искра» (12-30 января 1943 года) - войска Ленинградского и Волховского фронтов, взломав шлиссельбургско-синявинский выступ, прорвали блокаду Ленинграда, создав коридор шириной 8—11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации (Дорога победы) города с территорией всей страны. В город начали поступать продовольствие, вооружение, медикаменты.

Операция «Нева 2» – январь 1944 года – снятие блокады Ленинграда.


Когда начинается блокада в городе находилось 2,5 млн. человек. С сентября город подвергся систематическим бомбардировкам.


Учащиеся по ходу рассказа учителя записывают названия основных операций, даты и результат (работа с картой).

Работа с персоналиями.

4.

В кольце блокады.

А город живет. Во время Московской битвы ленинградцы помогали москвичам. Работали заводы. Мужчин у станков заменили женщины и подростки.

С первых дней сентября были введены продовольственные карточки.

В 1941 г. Наступила неожиданно ранняя зима. С этого времени любой вопрос в Ленинграде становился вопросом жизни и смерти. Жизнь и смерть в самом прямом смысле этого слова зависели от того

- по какой стороне улицы идти;
- надежно ли бомбоубежище;
- далеко ли идти за водой;
- при тебе ли твои продовольственные карточки или ты потерял их.

С ноября 1941 г. Норма выдачи хлеба сокращается, а с декабря в городе начиняется голод. В пищу шло все, люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, сваренного на картофельном крахмале. Чтобы заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода из домашних аптечек выбирали все, что можно употребить в пищу: вазелин, глицерин, касторку, из столярного клея варили суп.

Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -400 , замерзли водопровод, канализация, и воду брали из Невы. Вскоре заканчивается топливо, в домах погас свет, т.о. в декабре 1941 г. город оказался в ледяном плену.

Единственной связью с большой землей - Ладожское озеро, как только Ладожское озеро замерзло, оно становится «дорогой жизни». Уничтожить «дорогу жизни» немцы стремились постоянно, в первые недели расстреливали машины, бомбили, разбивали лед, поэтому было принято решение установить прямо на льду зенитные орудия.

«Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями.»

Зимой 1942 г. было принято решение создать симфонический оркестр, музыкантов искали по всему городу, если струнную группу собрали сразу, то с духовой возникла проблема, т.к. люди просто физически не могли дуть в инструменты, некоторые падали в обморок прямо на репетиции. 9 августа 1942 г. состоялась премьера 7-ой симфонии Д.Шостаковича, которую потом назовут «Ленинградской». Зал был переполнен, чтобы концерт состоялся, артиллеристы непрерывно обстреливали противника, и ни один самолет не проник в воздушное пространство Ленинграда. О. Берггольц по радио читала свои стихи, обращаясь к героическому Ленинграду. 4 марта 1942 г. возобновились спектакли театра музыкальной комедии- шла «Сильва». Летом стали работать кинотеатры.

27 января 1944 г. блокада была снята. Разные исследования позволили назвать цифру 1 млн. 200тыс. погибших в блокадном Ленинграде. Когда была полностью снята блокада в Ленинграде осталось лишь 560 тыс. жителей. За выдающиеся заслуги перед Родиной, за мужество и героизм Ленинград награжден орденом Ленина, медалью «Золотая звезда». Ленинград город-герой.


Работа учащихся с документами (дневники детей-блокадников)

С новой терминологией – сопоставляют определения с новыми понятиями.

5.

Закрепление - составление синквейна.

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя, всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка- три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

Образцы синквейна учащихся.

Ленинградцы.
Живые и мертвые.
Сражались, трудились, надеялись.
900 дней блокады выстояли.
Мужество.



Учащиеся зачитывают вслух получившееся

6.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п. 33, определения





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Блокада Ленинграда

Автор: Судакова Лариса Анатольевна

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 574992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-muzhiestva-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "163742"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422535836"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Презентация "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-blokada-lieninghrada-1"
    ["file_id"] => string(6) "200899"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428934873"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "118731"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413222054"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства