kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антигитлеровская коалиция. Итоги войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории в 9 классе. На уроке используется групповая форма работы. Ученики делятся на творческие группы  и выбирают тему для исследования. В ходе урока учащиеся смогут  уяснить исторические условия и основные этапы формирования антигитлеровской коалиции и её роль во Второй мировой  войне.Смогутпонять какую, цену заплатил наш народ за  победу в Великой Отечественной войне.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антигитлеровская коалиция. Итоги войны. »

Антигитлеровская коалиция. Итоги войны.

Цели: учащиеся смогут уяснить исторические условия и основные этапы формирования антигитлеровской коалиции и её роль во Второй мировой войне; итоги и цену победы в Великой Отечественной войне.

Задачи: 1) учащиеся узнают суть и значение международных конференций;

2) продолжат отрабатывать навыки анализа документов и других источников информации;

3) продолжат развивать умения решать проблемные вопросы и делать

выводы;

4) на основе итогов Великой Отечественной войны воспитывать чувство патриотизма.


I Оргмомент.


II Актуализация знаний.

-Вспомните основные этапы Великой Отечественной войны и охарактеризуйте каждый этап. (Начальный этап – тяжелейшее положение, связанное с поражениями, отступлением армии, оккупацией большой части территории, потерей стратегически важных объектов, резким снижением производства ,необходимость в поставках вооружения и стратегического сырья иностранными государствами. Важен фактор моральной поддержки со стороны Англии и США. На втором этапе были созданы условия для коренного перелома в ходе ВОВ. Были выполнены задачи по эвакуации оборонных и промышленных предприятий из прифронтовых районов и пуск их на новом месте. К сер. 1942 г. завершился переход экономики на военный лад, выпуск военной продукции превысил по объёму германский уровень. Стратегическая инициатива перешла к советскому командованию. Победы в Сталинградской и Курской битвах. Рост международного авторитета СССР. На третьем этапе, к началу 1944 г., не смотря на большие потери, Германия всё еще оставалась сильным противником. Почти 2/3 всех немецких дивизий находились на советско-германском фронте. Но Германия была вынуждена перейти к стратегической обороне. СССР превосходил Германию практически по всем видам вооружения. Был взят курс на окончательный разгром врага. Бесспорный авторитет СССР на международной арене.).

- Какую роль сыграл тыл в годы войны?

  1. - Итак, к весне 1944 г. стало ясно всем, что СССР может самостоятельно завершить разгром гитлеровской Германии. Но именно в этот момент, практически за 11 месяцев до окончания войны, Англия и США открыли второй фронт. Почему же он всё-таки был открыт? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. (Сообщение темы урока).


III Изучение нового материала.

  1. Постановка целей.

- Исходя из темы урока, предположите, каковы цели нашей работы? (ответы)

Корректировка целей учителем.

- К сегодняшнему уроку вы готовились заранее. Вы поделились на группы, каждая из которых получила задание для самостоятельного исследования. Каждая группа выбрала руководителя. Он координировал вашу работу при подготовке к уроку, а так же должны будут оценить вклад каждого в проделанную работу. (На столах оценочные листы, которые сдаются по окончании урока).

2) Отчёт экспертных групп по темам домашнего исследования.

- Слово первой группе

I группа «Проблема второго фронта».

Второй фронт в Европе был открыт союзниками за 11 месяцев до капитуляции Германии. Чем это можно объяснить? Западные историки утверждают, что затяжка с открытием второго фронта компенсировалась военными поставками по ленд-лизу в СССР. Выскажите свою точку зрения на данную проблему.


Одной из проблем, которые пришлось решать СССР и союзникам в ходе войны, это вопрос об открытии второго фронта. Впервые Сталин обратился к английскому премьер-министру У.Черчиллю 18 июля 1941 г. Советское правительство предлагало координировать военные действия, чтобы заставить Германию воевать на два фронта. Это ускорило бы её поражение и облегчило бы положение СССР, принявшего на себя удар главных сил немецкой армии.

В послании к Черчиллю Сталин предлагал создать фронты против Гитлера на западе (Северная Франция) и на севере (Арктика). По его мнению, фронт в Северной Франции не только оттянул бы силы немцев с Востока, но и сделал бы невозможным вторжение в Великобританию. По мнению Сталина, несмотря на все трудности, такой фронт необходимо было создать.

Английский премьер- министр, однако отвечал, что открыть второй фронт прямо сейчас невозможно. Он приводил следующие аргументы.

  1. английская армия ведёт бои как в Англии (военно-воздушные силы), так и на Среднем Востоке. Битва за Атлантику, движение английских караванов в условиях блокады, проводимой подводными лодками и самолётами «Фокке - Вульф», требует напряжения военно-морских сил.

  2. Операция по высадке союзных войск в Северной Франции требует тщательной подготовки и огромных затрат. На данный момент у союзников не достаточно техники для высадки десанта. Наконец, опасался больших человеческих потерь в ходе операции.

Однако были гарантированы поставки самолётов и стратегического сырья (каучука, олова, шерсти и шерстяных тканей, джута, свинца).

Повторно советское правительство обратилось к английскому премьер-министру по этому вопросу осенью 1941 г. Подчёркивалось, что необходимо открыть второй фронт, чтобы облегчить положение на советско-германском фронте, оттянув с него 30-40 германских дивизий. В ответ было заявлено, что «…в настоящее время нет никакой возможности осуществить такую британскую акцию на Западе (кроме акции в воздухе), которая позволила бы до зимы отвлечь германские силы с восточного фронта».

Были ли основания у английского правительства основания для отказа открыть второй фронтов то время? Исследования зарубежных и советских историков дают основания утверждать, что Англия и США имели все необходимые условия для вторжения в Европу.

Но Англия и США заняли выжидательную позицию, и долгое время откладывали открытие второго фронта, переложив всю тяжесть войны на СССР. Это была тактика «взаимного ослабления СССР и Германии».

Союзники ограничили свои действия военной стратегией «малых дел»: воздушными бомбардировками в Европе, морской блокадой и десантными операциями Северной Африке.

Таким образом, в тот момент, когда СССР, находясь на грани катастрофы, больше всего нуждался в открытии второго фронта, он открыт не был.

К вопросу об открытии второго фронта возвращались на Московской конференции в 1943 г. Окончательно решение о проведении союзными войсками операции «Оверлорд» в Северной Франции было принято на Тегеранской конференции в 1943 г. Фактически второй фронт был открыт весной 1944 г.

Вывод: Англия и США, располагая необходимыми ресурсами, оттягивали открытие второго фронта, ожидая пока СССР и Германия взаимно истощат друг друга. Хотя поставки по ленд-лизу техники и стратегического сырья были необходимы СССР особенно на 1-м этапе войны, но они не превышали 3 % от промышленного производства СССР.


Учитель:

- Итак, Англия и США заняли выжидательную позицию, не спеша открывать второй фронт и переложив тяжесть войны на СССР. Однако Они заявили о поддержке СССР в войне против Германии и помогали нам поставками вооружения и стратегического сырья. В первую очередь это были поставки из США по программе ленд-лиза.

Тем не менее, уже на первом этапе Великой Отечественной войны началось складывание антигитлеровской коалиции. Впервые этот вопрос поднимался ещё в 1941 г. За годы войны произошло несколько встреч «в верхах», на которых представители Англии, СССР и США решали различные вопросы. Следующие группы расскажут нам о конференциях глав государств- участников антигитлеровской коалиции, проходивших в течение ВОВ.

Класс получает задание: во время отчёта групп заполнить таблицу. Сделать вывод, какова была роль СССР в антигитлеровской коалиции?


Конференция


Исторические условия

Основные вопросы

Принятые решения





- Руководитель группы

II группа. Московская и Тегеранская конференции.

Московская конференция (октябрь 1943г.) (На доске вывешивается дата конференции).

Решающие победы Советской Армии под Сталинградом и на Курской дуге, высадка англо- американских войск на Сицилии и усиливающееся народное движение в Италии за выход из войны, привели к падению диктатуры Муссолини. 3 сентября 1943 г. было заключено перемирие с Италией, на условиях, одобренных Англией, Советским Союзом и США. 13 сентября Италия объявила войну Германии. Действия союзников требовали корректировки.

В октябре 1943г. в Москве состоялась конференция министров иностранных дел СССР, Англии и США. На ней были обсуждены важнейшие вопросы, относившиеся как к ходу войны, так и к послевоенному устройству мира.

Советская сторона предложила в качестве одного из наиболее важных вопрос об открытии второго фронта. Британский генерал Исмей, выступая от имени делегаций Англии и США, заявил, что решение об открытии второго фронта весной 1944 г. будет зависеть от ряда причин. Твёрдых обязательств о сроках высадки англо-американских войск в Северной Франции Англия и США не дали. Но в опубликованном коммюнике говорилось, что правительства признают своей «первейшей целью» ускорение конца войны.

На Московской конференции впервые была подтверждена тремя государствами формула безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её союзников как единственное условие прекращения войны.

Решения Московской конференции содействовали победе стран антифашистской коалиции. Она подготовила почву для первой встречи глав трёх держав в Тегеране.


Тегеранская конференция (28 ноября- 1 декабря 1943 г.)

В конце 1943 г. гитлеровскому блоку так и не удалось оправиться от ударов, нанесённых на советско-германском фронте. При всей трудности борьбы Советский Союз не только не ослабел, но и наращивал силы. «Стратегия истощения» СССР, которой придерживались Англия и США, не оправдалась. В такой обстановке в Тегеране состоялась встреча глав Англии, СССР и США.

Одним из основных вопросов по прежнему оставался вопрос об открытию второго фронта. Хотя СССР мог завершить разгром Германии своими силами, но для скорейшего завершения войны активные действия англо- американских войск в Западной Европе могли иметь большое значение.

В результате длительного обсуждения было принято решении о том, что операция «Оверлорд» будет осуществлена в мае и что высадка в Северной Франции будет поддержана операцией в Южной Франции. Советская делегация заявила о готовности Советских Вооружённых сил начать одновременно с высадкой союзников во Франции широкое наступление, чтобы заставить врага воевать на два фронта и не позволить немецкому командованию снимать силы с советско-германского фронта для переброски их против англо-американских войск.

Так же главы государств обменялись мнениями о будущем устройстве Германии. Рузвельт и Черчилль предусматривали расчленение Германии, Сталин – создание демократического государства. Однако детально эта проблема не обсуждалась, и решений принято не было. В связи с пожеланиями Рузвельта, Советское правительство восстановило связи с польским эмигрантским правительством в Лондоне. Кроме того, советская сторона заявила о согласии вступить в войну с Японией после окончания войны в Европе. На конференции была достигнута договорённость об оказании помощи югославским партизанам. Была принята декларация трёх держав об Иране: сохранялись полная независимость, суверенитет и территориальная неприкосновенность Ирана.

Значение тегеранской конференции заключалось в том, что были выработаны принципы коалиционной военной стратегии, произошёл обмен мнениями о послевоенном устройстве мира, не оправдался расчёт германского правительства на раскол внутри антигитлеровской коалиции. Успешному завершению конференции способствовал рост международного авторитета СССР.

Учитель:

- Заметьте, что Тегеранская конференция проходила на территории Ирана. Это было связано с тем, что на территории СССР невозможно было обеспечить необходимый уровень безопасности делегаций такого уровня. Следующая конференция Ялтинская проходила уже в Крыму на территории нашей страны.

- О чём говорит этот факт? (Наступил коренной перелом в ВОВ. Советская Армия остановили немецкое наступление. Стало возможным обеспечить безопасность глав государств, присутствовавших на конференции. Возросло доверие к СССР.).

- Слово третьей группе. (Руководитель Боженков Сергей)


III группа. Ялтинская конференция. (4-11 февраля 1945г.)

Ялтинская конференция проходила в Крыму с 4 по 11 февраля 1945 г. В это время советские войска вели широкое наступление, которое начали раньше срока, т.к. войска союзников потерпели неудачу в Арденнах и вынуждены были отступить. Советская Армия фактически была у «ворот Берлина». На конференции присутствовали главы трёх государств: Сталин, Рузвельт и Черчилль, министры иностранных дел, военные и другие советники.

Обсуждались вопросы о вступлении СССР в войну с Японией после капитуляции Германии. Было уделено большое внимание послевоенному устройству мира. Главы государств договорились о порядке принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции Германии. В основу её были положены принципы демократизации и демилитаризации. Было решено, что Германия будет оккупирована войсками победителей, над нею будет установлен контроль трёх союзных держав.

Участники конференции приняли декларацию об освобождённой Европе, которая предусматривала сотрудничество трёх держав в демократическом переустройстве Европы. Франции предложили присоединиться к этой декларации. Было решено создать международное учреждение, целью которого будет предохранение мира от новой военной катастрофы и поддержание межгосударственной стабильности – Организацию Объединённых Наций. Было достигнуто соглашение о Польше. Предусматривалась реорганизация действовавшего временного правительства с включением в него демократических деятелей из самой Польши и из-за границы.

Во время конференции было заключено секретное соглашение о том, что Советский Союз вступит в войну против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончании войны в Европе. В нём указывалось, что СССР возвращаются Южный Сахалин и прилегающие к нему острова. Будет восстановлена аренда на Порт- Артур, как на военно-морскую базу СССР. КВЖД и ЮМЖД будут находиться в совместном пользовании СССР и Китая. Советскому Союзу также передавались Курильские острова. Важным условием вступления СССР в войну было сохранение существующего положения Монгольской народной республики.

Ялтинская конференция явилась важнейшим этапом в борьбе антифашистской коалиции с гитлеровским блоком. Её работа и итоги, совместно декларированные цели во многом определили последующие решения, принятые в Потсдаме.

Учитель:

- Третья конференция состоялась после капитуляции Германии. Проходила она в пригороде Берлина Потсдаме. Поэтому получила название Потсдамской.

- Материал по Потсдамской конференции подготовила IV группа .


IV группа. Потсдамская конференция (июль – август 1945 г.)

Конференция проходила уже после капитуляции Германии и разгрома стран фашистского блока. Изменился состав участников конференции: 12 апреля 1945 г. скончался президент Франклин Рузвельт, его сменил Г.Трумэн. Он был противником советско-американских отношений, даже намекнул, что готов пойти на отказ от Ялтинских соглашений. Усилились антисоветские настроения и в Англии. Черчилль заявил, что отношения с СССР должны строиться «на признании русскими англо- американской силы». Такова была международная обстановка, в условиях которой началась Ялтинская конференция.

На конференции было решено учредить Совет министров иностранных дел пяти держав для подготовительной работы по заключению мирных договоров. Были приняты подробные решения о политических экономических принципах, которыми необходимо руководствоваться в отношении Германии в начальный контрольный период. Решения Потсдамской конференции предусматривали запрещение производства Германией вооружения, военного снаряжения, орудий войны, производства всех типов самолётов и морских судов. Производство металлов, химических продуктов, машиностроение и т.д. должно быть строго контролируемо и ограничено в соответствии с одобренным уровнем послевоенных мирных потребностей Германии. При организации должно обращаться внимание на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности. Были определены объёмы репараций и порядок их получения. Конференция вынесла решение о передаче СССР г. Кёнигсберга и прилегающего к нему района. Приняты решения о Польских границах. Было принято решение заключить мирный договор с демократическим итальянским правительством поддержать просьбу Италии о принятии её в члены Организации Объединённых Наций. Фактически союзники вынуждены были согласиться с включением в сферу влияния СССР стран Южной и Центральной Европы, освобождённых Советской армией.

Не конференции американская и английская делегации вновь затронули вопрос о вступлении СССР в войну против Японии. Глава советской делегации подтвердил, что Советский Союз вступит в войну в намеченный срок.

Выполняя взятые на себя обязательства, Советское правительство 8 августа 1945 г. опубликовало заявление о вступлении в войну с Японией. А на следующий день началась Дальневосточная кампания Советской армии. Она была успешно завершена разгромом Квантунской армии. В это же время советские войска развернули боевые действия по освобождению Южного Сахалина и Курильских островов.

ВЫВОД: В ходе конференции ясно обозначились противоречия между странами антигитлеровской коалиции. Причинами к этому послужило то, что угроза для мирового сообщества и этих стран миновала. Гитлеровская Германия была разгромлена, была подписана безоговорочная капитуляция. США и Великобритания, стремясь сохранить мировое лидерство, готовы были нарушить ранее достигнутые соглашения. Но т.к. СССР вышел из войны самой мощной державой и обладал бесспорным авторитетом как страна – победительница, советской делегации удалось отстоять свои интересы и добиться выполнения ранее намеченных соглашений. Конференция закрепила основы послевоенного устройства мира. И одновременно показала зарождающийся конфликт между союзниками.

- Каждая группа представила результаты своей работы. Теперь давайте проверим результаты вашей работы с таблицей.

Обсуждение заданий.

- Назовите, каковы были исторические условия во время проведения конференций союзниками? ( Тегеран, Москва: решающие победы Советской Армии под Сталинградом и на Курской дуге, высадка англо- американских войск на Сицилии и усиливающееся народное движение в Италии за выход из войны, привели к падению диктатуры Муссолини. 3 сентября 1943 г. было заключено перемирие с Италией, на условиях, одобренных Англией, Советским Союзом и США. 13 сентября Италия объявила войну Германии. В конце 1943 г. гитлеровскому блоку так и не удалось оправиться от ударов, нанесённых на советско-германском фронте. При всей трудности борьбы Советский Союз не только не ослабел, но и наращивал силы. Ялтинская: советские войска вели широкое наступление, которое начали раньше срока, т.к. войска союзников потерпели неудачу в Арденнах и вынуждены были отступить. Советская Армия фактически была у «ворот Берлина». Потсдамская: конференция проходила уже после капитуляции Германии и разгрома стран фашистского блока. Президента Рузвельта сменил Трумэн, настроенный против СССР. Изменилась позиция Черчилля.)

- Почему, несмотря на изменившееся к СССР отношение союзников, на Потсдамской конференции СССР играл ведущую роль и добился реализации своих интересов? (СССР обладал самой сильной армией в мире. СССР – держава - победительница, освободившая Европу от фашизма.).

- Какова была роль СССР в создании антигитлеровской коалиции? (СССР участвовал в международных конференциях, координирующих действия против гитлеровской Германии, советское руководство постоянно поддерживало связь с главами Англии и США, настаивая на объединении усилий в борьбе с фашизмом, принял на себя главный удар немецкой армии, оттянув на Восточный фронт 70 немецких дивизий, настаивал на открытии второго фронта для скорейшего разгрома стран фашистского блока и др.)

- Оцените эффективность усилий стран – участниц антигитлеровской коалиции по её созданию. (Наибольшую активность проявил СССР. Англия и США занимали выжидательную позицию, затормаживая, таким образом, создание коалиции. При этом США активнее поддерживали идею создания второго фронта в Европе .).


3) Итоги войны для СССР.

- Каковы были итоги войны для Советского Союза, какой ценой досталась долгожданная победа? (ответы.)

Корректировка ответов учителем.


III Подведение итогов урока.

- Возвращаясь к целям нашего урока, давайте попробуем определить: по вашему мнению, была ли у СССР возможность выиграть Великую Отечественную войну без помощи союзников? («Да»: действительно, советская промышленность превзошла германскую по объёмам производства. Советская армия прочно взяла стратегическую инициативу в свои руки с 1943 года, ведя фактически только наступательные операции. Но даже если сравнить цифры потерь, то становится ясно, что человеческие потери были бы значительно больше. А так же продлились бы сроки войны. «Нет»:Несмотря на удачи Советской армии, невозможно было справиться с гитлеровской Германией силами одного государства. Потери СССР были слишком велики. Экономика страны не может успешно действовать в условиях войны долгое время. Небеспредельны человеческие силы.).


Домашнее задание: п.57,

на выбор:

  1. Составьте таблицу территориальных приобретений СССР по решениям международных конференций;

  2. Эссе: Согласны ли вы, что победа советского народа в Великой Отечественной Войне была одержана главным образом благодаря нашей готовности платить за неё любую цену. Иными словами, побеждать не умением, а единственно «большой кровью».















































Приложение.


Оценочный лист

Фамилия, имя




Работа в группе

Самооценка

Работа на уроке




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Антигитлеровская коалиция. Итоги войны.

Автор: Бичурова Светлана Александровна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "СССР И СОЮЗНИКИ. ИТОГИ ВОЙНЫ"
    ["seo_title"] => string(24) "sssrisoiuznikiitogivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "281682"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453567332"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "У истоков «Холодной войны»"
    ["seo_title"] => string(25) "u-istokov-kholodnoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "293937"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455561792"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Философия войны "
    ["seo_title"] => string(16) "filosofiia-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "230745"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442248885"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. "
    ["seo_title"] => string(61) "koriennoi-pierielom-v-khodie-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "100877"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402397690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны/. урок в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(79) "koriennoi-pierielom-v-khodie-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-urok-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "102148"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402481686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства