Задачи урока: в конце урока учащиеся могут определить итоги развития Ирана и Афганистана после второй мировой войны.
Образовательная: показать особенности политического и социально-экономического развития данных государств; определить причины политического кризиса в этих странах; показать стремление их народов выйти на путь прогрессивного развития.
Развивающая: учить умению объективно анализировать исторические события на примере этих государств.
Воспитательная: воспитание уважения к борьбе народов за независимость и национальную самобытность.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: карта, схема, таблица.
Основные понятия: национализация, нефтяной консорциум, “белая революция”, исламская экономика.
Ход урока:
Организационный момент
- Подари улыбку Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям
Проверка домашнего задания
Задание 1
Напишите, какие события произошли в послевоенной Турции в нижеприведен-
ные даты:
а) Какие законы были приняты?
В 1945 г._____________________________________________________________
В 1946 г._____________________________________________________________
В 1947 г._____________________________________________________________
б) Какие события произошли?
В 1950 г._____________________________________________________________
В 1952 г._____________________________________________________________
В 1954 г._____________________________________________________________
Задание 2
Ответьте на вопросы.
1. Какое влияние оказали законы, принятые в 1951—1954 гг., на экономику Турции?
2. Почему политика Демократической партии правительства не нашла одобрения
у народа?
3. Объясните, почему 70—80-е годы были самыми тяжелыми в истории Турции.
О чем говорится в межправительственном долгосрочном соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанном президентами двух
государств в 2003 г.
Размеры кредитов, предоставленных Казахстану Турцией
Задание 7
Что объединяет в истории этих известных личностей: Т. Озала, С. Демиреля, Н. Назарбаева?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение нового материала
Вводное слово
Положение Ирана после ВМ
Заполните таблицу. “Белая революция” в Иране
Действия
Причины
Ход
Итоги
Действия:
1) индустриализация страны;
2) решение земельного вопроса;
3) просвещение;
4) здравоохранение;
5) предоставление избирательного права женщинам.
Ход развития:
1) Излишки помещичьих земель продавались государству;
2) Правительство заранее выплатило помещикам 70 млрд. риалов, в течение 15—20 лет эта сумма должна была быть возвращена обратно государству;
3) 3,2 млн. крестьянских семей получили земли;
4) Аграрная реформа коренным образом изменила традиционные сельские общественные отношения, был осуществлен переход к структуре капиталистического типа;
5) Исчезли крупные помещичьи хозяйства, укрепились мелкие и средние.
Результаты:
1) Продовольственная проблема не решилась;
2) Пшеницу были вынуждены покупать за рубежом;
3) Миллионы крестьян уехали из сел в города;
4) Увеличилось число безработных;
5) Родственники шаха и крупная буржуазия обогатились;
6) В стране обострились противоречия;
7) Религиозно настроенные граждане вышли на демонстрацию против политики правительства;
8) В 1979 г. победила Исламская революция и была ликвидирована шахская власть;
9) Объявлена Исламская Республика Иран;
10) Страну возглавил религиозный деятель Р. Хомейни.
3. Групповая работа – дополнительно каждая группа готовит по три вопроса.
1 группа – Иран в 80-90 гг. (задание группе)
Охарактеризуйте общественно-политическую жизнь Иранского государства:
а) с 70-х по 80-е годы___________________________________________________________
б) с 80-х по 90-е годы___________________________________________________________
в) в начале ХХI в.______________________________________________________________
СООБЩЕНИЕ – Хасан Рухани
2 группа – Афганистан после Второй мировой (задание группе)