Просмотр содержимого документа
«7 класс Средневековая история Казахстана»
Поурочный план-конспект урока.
Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок № 1
Тема : Введение. Средние века в истории Казахстана.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: термин «средние века», этимология данного термина, возможные границы применения, место средних веков в истории Казахстана, а также основные события данного периода
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить развитие навыка составления схем и планов
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятийпознаваемости мира и природы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
1. Этапы урока
Этап урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
5-10 минут
Знакомство с учителем, уяснение порядка и темпа совместной работы, определение уровня остаточных знаний
Знакомство с классом – представление учителя, определение порядка и темпа совместной работы, выяснение уровня остаточных знаний
Определение термина «средние века», этимология данного термина, возможные границы применения
Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
20-25 минут
объяснительно-иллюстративный
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала, с упором на место средних веков в истории человечества, а также основных событий данного периода
Закрепление новых знаний
3-5 минут
репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Подготовка к усвоению нового материала
В истории существует сложившаяся система названий разных периодов времени – древний мир, средние века, новое, новейшее время.
На чем закончилось изучение Древнего Мира?
Какие народы проживали на территории Казахстана в Древнем мире?
Что было общего в их культуре, обычаях, традициях и образе жизни?
Как вы понимаете термин «средние века»? (ответы записываются на доске).
Почему возникло такое понятие?
Что может входить в содержание Средних веков?
Усвоение новых знаний
Определение термина «Средние века».
С.в. – особая эпоха истории в процессе развития человечества, охватывающая период с 5 по 17 века, и характеризующаяся распадом рабовладельческих отношений, зарождением, господством феодализма и постепенной сменой феодализма зарождавшимися буржуазными отношениями.
ЭПОХИ ИСТОРИИ
Древний мир
Средние века
Новейшее время
Новое время
Раннесредневековые государства на территории
Казахстана
Монгольское завоевание и его последствия
Образование казахского ханства и деятельность его ханов
Тюркский каганат (552-603 гг.)
Западно-тюркский каганат
(603-704 гг.)
Тюргешский каганат (704-756 гг.)
Карлукский каганат (756-940 гг.)
Государство огузов
(IX-начало XI века)
Государство кимаков
(IX-начало XI века)
Государство караханидов
(942-1210 гг.)
Государство каракитаев
(1128-1213 гг.)
Найманы и кереи (X- XII века)
Государство кыпчаков
(начало XI века – 1219 г.)
Захват Казахстана монголами под руководством Чингисхана
Образование Золотой Орды
Ак Орда (XIII-XV века)
Могулистан (XIV-XVI века)
Ногайская Орда (XIV-XVI века)
Маверанахр и походы хана Тимура (XV век)
Западно-Сибирское ханство (XIII-XV века)
Ханство Абулхаира (1428-1468 гг.)
Образование Казахского ханства.
Ханы Жанибек и Керей
(1456-1472 гг.)
Хан Бурундук (1472-1512 гг.)
Хан Касым (1512-1521 гг.)
Хан Хакназар (1538-1580 гг.)
Хан Шыгай (1580-1682 гг.)
Хан Тауекел (1582-1596 гг.)
Хан Есим (1598-1628 гг.)
Хан Жангир (1628-1653 гг.)
Хан Тауке (1680-1718 гг.)
Краткая характеристика эпохи.
Средние века охватывают очень важный период в истории Казахстана – именно в это время на территории Казахстана появляются первые предки современных казахов – тюрки. Родство с тюрками позволяет говорить казахам на языке тюркской группы и понимать таджиков, узбеков, турков.
В эпоху средних веков на территории Казахстана появились первые государства – каганаты Тюркский, Западно-Тюркский, Тюргешский, Огузкий, государства кыпчаков, караханидов, найманов и кереев. В средние века на территории Казахстана стал действовать Великий Шелковый путь и получила большое распространение религия ИСЛАМ. Большое развитие получила также культура – ученые Аль-Фараби, Аль-Бируни, Юсуф Бааласагуни, Махмуд Кашгари, Ибн-Синна оставили большой след в региональном и мировом наследии.
К сожалению, в средние века по территории Средней Азии и Казахстана прокатилась целая череда войн и завоевательных походов самых разных народов – арабов, монголо-татар, воинов эмира Тимура (Тамерлана), джунгар.
В то же время, начиная именно со средних веков, на картах появляются первые государства, в полной мере можно назвать предками современной Республики Казахстан – Ак-Орда, Ногайская Орда, Моголистан, и наконец, образовалось в 1465 году Казахское ханство, а также сам термин «казах», который первоначально имел не национальный, а скорее, социальный признак. В средневековье Казахским ханством управляли легендарные ханы, которые сейчас выступают примером для развивающегося Казахстана. Именно в средние века начались первые контакты с Россией, которые нашли свое продолжение в Новое и Новейшее время.
Поэтому, несмотря на название, мы, говоря об истории, чаще всего говорим об эпохе средневековья.
Закрепление новых знаний
Назовите хронологические рамки Средних веков? Чем вызваны именно эти границы?
Каких деятелей культуры Вы знаете? Чем они знамениты? О чем говорят приставки Кашгари, Баласагуни и др.?
Какой строй господствовал в средневековье? Дайте его определение?
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание – записи в тетради, стр. 3-4 учебника