kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 9 класса по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории для 9 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 9 класса по истории»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП в 2019/2020 учебном году.

ЗАДАНИЯ 9 КЛАСС.

Время на выполнение заданий – 90 минут.

Общая сумма баллов – 100


Задание 1. (1 балл за каждый верный ответ. Максимальный балл – 3)

Выберите и запишите правильный ответ в таблицу.

1.1.Прочитайте отрывок из исторического источника и укажите, кто автор представленного текста.

«Пути не знаю – куда идти мне из Индостана: на Ормуз пойти – из Ормуза на Хорасан пути нет, и на Чаготай пути нет, ни в Багдад пути нет, ни на Бахрейн пути нет, ни на Йезд пути нет, ни в Аравию пути нет. Повсюду усобица князей повыбивала. А в Индостане жить – значит издержаться совсем, потому что тут у них всё дорого: один я человек, а на харч по два с половиной алтына в день идёт, хотя ни вина я не пивал, ни сыты…»

1) Афанасий Никитин

2) Аристотель Фьораванти

3) Симеон Полоцкий

4) Ермолай-Еразм


1.2. Прочитайте отрывок из литературного произведения и укажите годы правления государя, события правления которого представлены в отрывке.

«В застенке Трубецкого равелина

Пытает царь царевича – и кровь

Засеченного льёт по кнутовищу…

Стрелец в Москве у плахи говорит:

"Посторонись-ка, царь, моё здесь место".

Народ уж знает свычаи царей

И свой удел в строительстве империй». (М. Волошин)

1) 1547–1584

2) 1645–1676

3) 1676–1682

4) 1682–1725

1.3. Кто из названных исторических деятелей возглавлял оборону Смоленской крепости в годы Смутного времени?

1) М.Б. Шеин

2) В.И. Шуйский

3) М.В. Скопин-Шуйский

4) Авраамий Палицын

1.1

1.2

1.3





Задание 2.

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. (1 балл за каждый верный ответ. Максимальный балл – 8)

2.1. Ниже приведён список названий государств. Укажите те из них, которые существовали в Европе к началу XVIII века.

1) Италия

2) Ливонский орден

3) Священная Римская империя

4) Дания

5) Германия

6) Речь Посполитая

2.2. Ниже приведён список названий крепостей. Укажите те из них, которые осаждались русскими войсками в XVII веке.

1) Чигирин

2) Анапа

3) Азов

4) Измаил

5) Смоленск

6) Казань

2.3. В состав великокняжеской дружины в ранний период истории восточных славян входили:

1) рядовичи

2) гриди

3) вирники

4) отроки

5) холопы


Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл - 8)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.


3.1.1601-1603 гг., 1606-1607 гг., 1670-1671 гг., 1707-1708 гг.

___________________________________________________________________

3.2. . К.В. Нессельроде, Н.К. Гирс, А. А. Безбородко, Г. И. Головкин.

___________________________________________________________________

3.3. Иов, Гермоген, Филарет, Иоаким.

____________________________________________________________________

3.4.Фреска, миниатюра, мозаика, икона __________________________________________________________________


Задание 4. (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл - 8).

Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы

внесите в таблицу.

4.1.

В промышленности XVII века происходила специализация по районам и по видам изготовляемой продукции.

4.2.

Ярмарки в XVII веке превращаются в центры всероссийских торговых связей.

4.3.

По Соборному уложению Земские соборы становятся законодательным органом власти

4.4.

Новые явления в культурной жизни России – придворный театр появился в период царствования Михаила Романова.


4.1

4.2

4.3

4.4

да

да

нет

нет


Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 7 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова.

Обратите внимание:

- в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

- в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.



28 сентября 1708 г, у(1) ____________ корпус (2)_________________ был перехвачен и разбит "летучим отрядом",возглавляемым самим Петром. В результате сражения Карл XII лишился столь нужных ему подкреплений и обоза. Была подорвана уверенность шведов в их непобедимости, зато поднялся моральный дух русской армии. Петр назвал эту победу "матерью Полтавской баталии". Расчет КарлаXII на усиление шведской армии в связи с переходом на ее сторону гетмана Украины (3)_____________не оправдался: только незначительная часть казачества, обманутая гетманом, перешла на сторону шведов.

Ранним утром 27 июня 1709 г. произошло решающее сражение между войсками Петра I и Карла XII под (4) К 11 часам русские войска полностью разгромили шведов. Показав чудеса храбрости, в ожесточенном рукопашном бою русская армия опрокинула шведов и обратила их в бегство. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты и 3 тыс. взяты в плен. Еще 16 тыс. шведов русские пленили в ходе преследования. Сам Карл XII вместе бежал в (5).

Полтавская победа, в результате которой были уничтожены сухопутные войска шведов, определила исход(6)войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь перешли Польша и (7) , а также Пруссия и Ганновер.


А-Гренгам, Б-Ливенгаупт, В-Реншельд, Г-Нарва, Д- Мазепа, Е-Хмельницкий,

Ж- Семилетняя, З- Лесная, И- Польша, К-Полтава, Л-Отечественная, М- Турция,

Н-Кунерсдорф, О- Англия, П- Выговский, Р- Северная, С- Дания


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.









Задание 6. (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 8).

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.


1) Куликовская битва



А. «И пришли татары, и начали в наших стрелять, а наши в них. И много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река»



2) Ликвидация Иваном III Новгородского самоуправления



Б. Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина велика на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тяжести от насилия татарского, и была с тех пор тишина велика по всей Русской земле»



3) Стояние на реке Угре



В. «Вечу во отчине нашей в Новгороде не бытии, а государство свое нам держати, как на Москве»



4) Правление Ивана Калиты



Г. «...Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами...»




Д. «Кони ржут на Москве, звенит слава по всей земле русской, трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона у великого на берегу»



1

2

3

4






Задание 7. (1 балл - за выделение лишнего, 2- за пояснение, максимальный балл - 6)

Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему.

1. Д. И. Фонвизин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов.

2. 1584 г., 1589 г., 1598 г., 1605 г., 1606 г., 1610 г.

3. Свод Законов Российской Империи, Соборное Уложение, Судебник, Изборник.


Задание 8. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии

одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух символов)– 1 балл. Максимально за задание – 4 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в

таблицу.

8.1.

A) Бироновщина

Б) «Негласный комитет»

B) Хованщина

Г) Опричнина

1

2

3

4





8.2.

А) Рождение Ш. Марджани

Б) Гибель А.С. Пушкина

В) Гибель М. Ю. Лермонтов

Г) «Хождение в народ»

1

2

3

4





Задание 9. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание. (максимально 6 баллов)

 

Какие из пред­став­лен­ных ниже па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры на­хо­дят­ся в городе, ос­но­ван­ном по по­ве­ле­нию императора, ко­то­ро­му по­свя­щен памятник? В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

ОТВЕТ___________________


Задание 10. Внимательно рассмотрите схему и выполните предложенные задания.(6 баллов)

Заполните пропуски в предложениях. Ответы внесите в таблицу.

1. На схеме отображены события _________ войны.

2. Цифрой __ на схеме обозначено место, где произошло наиболее тяжёлое поражение русских войск в войне, события которой обозначены на схеме.

3. Цифрой __ на схеме обозначен город, невыплата дани за который послужила поводом к началу войны.

4. Цифрой __ обозначен русский город, выдержавший длительную осаду в годы войны, события которой обозначены на схеме, однако не сдавшийся врагу.

5. Цифрой __ обозначен город, в походе на который в ходе войны, события которой обозначены на схеме, участвовал лично русский монарх.

6. Напротив города, обозначенного цифрой __, была построена крепость в период правления деда российского правителя, при котором велась война, события которой обозначены на схеме.


Задание 11. Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы в Волгограде? Почему?(5 баллов – 2 балла за правильно название здание, 3 балла - объяснение )


ОТВЕТ __________________


Задание 12.Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке. (6 баллов)

Из сочинения историка.

«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.

Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».


Век____
Династия_______


Задание 13. Эссе. Максимальная оценка 25 баллов.


При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе - не более 5 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме (2 балла), и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (должно быть сформулировано 4 задачи) (3 балла).

2. Оценка основной части к работе (макс. 15 баллов):

При оценке каждой из выделенных задач учитываются:

1) грамотность использования исторических фактов и терминов (4 балла);

2) аргументированность авторской позиции (4 балла).

3) творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуется ярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения (3 балла). Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе (2 балла).

4) знание различных точек зрения по избранному вопросу (2 балла).

3. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении, осмысление развития своей личной позиции. Оценивается заключение к работе – не более 5 баллов.

Темы эссе

1. «При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла вершины своего могущества» (Н.С. Борисов).

2. «Александр Невский был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение» (А. Горский).

3. Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека» (И.Н. Данилевский).

4. «Иван III есть герой не только российской, но и всемирной истории…При нем Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Европы и Азии, спокойная внутри и не боясь врагов внешних» (Н.М. Карамзин).

5. «Увы, Смутное время оказалось временем утраченных возможностей, когда не осуществились те альтернативы, которые сулили более благоприятный для страны ход событий» (В.Б. Кобрин).

6. «В закрепощении крестьян и оформлении системы крепостного права в России, в отличие от Западной Европы.., ведущую роль сыграло государство… Прикрепление крестьян к земле и к личности землевладельца позволили государству сконцентрировать за счет эксплуатации крепостных значительные… ресурсы, использовавшиеся для содержания госаппарата, вооруженных сил, активной и наступательной внешней политики, содержания светских и духовных феодалов» (В.Б. Перхавко).

7. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти» (А. Каменский).

8. «Последовавшие после смерти Петра Великого события не были вызваны только указом о престолонаследии. Перевороты XVIII века были сложным социально-политическим явлением, прямо связанным не с одним указом 1722 г., а с развитием общественного сознания как следствия петровских реформ» (А.Б. Каменский).









































КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Задание 1. По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум 3 балла за задания 1–3.

1.1.

1.2

1.3

1

4

1


Задание 2. 1 балл за каждый верный ответ. Максимальный балл – 8

2.1.

2.2

2.3

346

135

24


Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл - 8)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

3.1. Народные восстания.

3.2. Министры иностранных дел.

3.3. Патриархи.

3.4. жанры древнерусской живописи


Задание 4. (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл - 8).

Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы

внесите в таблицу.


4.1

4.2

4.3

4.4

да

да

нет

нет


Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 7 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова.

Обратите внимание:

- в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

- в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

З

Б

Д

К

М

Р

С


Задание 6. (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 8).

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1

2

3

4

Д

В

А

Б


Задание 7. (1 балл - за выделение лишнего, 2- за пояснение, максимальный балл - 6)

Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему.

1. Д. И. Фонвизин (писатель, остальные - художники) - 2 балла.

2. 1589 г. - введение патриаршества в России; другие даты связаны со сменой правителей в эпоху Смуты - 2 балла.

3. Изборник (древнерусская рукописная книга; остальные - сборники законодательных актов) - 2 балла.


Задание 8. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии

одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух символов)– 1 балл. Максимально за задание – 4 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в

таблицу.

8.1.

1

2

3

4

Г

В

А

Б


8.2.

1

2

3

4

А

Б

В

Г


Задание 9. Задание 9. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание. (6 баллов)


3) Зимний Дво­рец

4) Исаа­ки­ев­ский собор

 

Ответ: 34.


Задание 10. Максимально-6 баллов

Задание

Ответ

1

Ливонская

2

12

3

6

4

8

5

11

6

2



Задание 11. Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы в Волгограде? Почему? ?(5 баллов – 2 балла за правильно название здание, 3 балла - объяснение )


Мельница Гергардта (позже мельница Грудинина) — необычное здание в центре Волгограда, живое напоминание потомкам об ужасах войны. Является частью музейного комплекса «Сталинградская битва» .Разрушенное, точно призрачное, здание паровой мельницы стоит на оживленном перекрестке улиц Советская и Наумова и поначалу вызывает недоумение: почему его не отреставрировали? Это было сделано намеренно, чтобы потомки не забывали о грустных страницах истории Сталинграда. Строительство мельницы началось в 1899 году и завершилось через год. Ею владели немецкие предприниматели Гергардты. Проработав совсем недолго, она сгорела почти до основания в 1907 году. Впрочем, новое здание отстроили так же быстро, как и прежнее, — за один год. Помимо мукомольного цеха перерабатывающий комплекс включал хлебопекарный, рыбокоптильный, маслобойный цеха: он шел впереди своего времени и был оснащен современным оборудованием, в том числе собственным электрогенератором. Производственные цеха размещались в северной части здания и отделялись от складов готовой продукции брандмауэром. После революции 1917 года мельницу национализировали, а в 1929-м ей присвоили имя секретаря компартии Грудинина. Она не прекращала работу вплоть до войны.В 1942 году фугасные бомбы проломили крышу, однако рабочие и солдаты мельницу не покинули: она стояла у реки, а значит, служила важным стратегическим пунктом. Благодаря тому, что мельница выполняла роль крепости, удалось отстоять дом Павлова.После войны мельницу решили не восстанавливать. Она закрыта для посещения, но через отверстия в стенах и оконные пролеты видны разбитые лестничные пролеты, груды кирпичей.


Задание 12. Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.

Ответ: XVII век - 3 балла, Династия Романовых - 3 балла – итого 6 баллов.


Задание 13. – максимально 25 баллов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 9 класса по истории

Автор: Амелина Оксана Владимировна

Дата: 10.07.2019

Номер свидетельства: 516595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории (10-11 класс) "
    ["seo_title"] => string(86) "zadaniia-shkol-nogho-etapa-vsierossiiskoi-olimpiady-shkol-nikov-po-istorii-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "203283"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Анализ участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2014 года."
    ["seo_title"] => string(92) "analizuchastiiavrieghionalnometapievsierossiiskoiolimpiadyshkolnikovpotiekhnologhii2014ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "319335"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460804132"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Задания школьного всероссийского этапа олимпиады "
    ["seo_title"] => string(53) "zadaniia-shkol-nogho-vsierossiiskogho-etapa-olimpiady"
    ["file_id"] => string(6) "139284"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417694285"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Индивидуальный маршрут занятий для подготовки ученика к олимпиадам различного уровня по истории и обществознанию"
    ["seo_title"] => string(112) "individualnyimarshrutzaniatiidliapodghotovkiuchienikakolimpiadamrazlichnoghourovniapoistoriiiobshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "256681"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448198131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "School Contest for English Learners Form 9"
    ["seo_title"] => string(42) "school-contest-for-english-learners-form-9"
    ["file_id"] => string(6) "247550"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446571492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства