Просмотр содержимого документа
«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 1ЭТАП 10-11 КЛАСС »
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. 1ЭТАП 10-11 КЛАСС
Максимальная оценка -100 баллов
Время на подготовку -135 минут
Фамилия, имя____________________________ Класс ____________________
Задание № 1. Установите соответствие. Соотнесите учёного с научным открытием (до 3 баллов)
1.К.Э Циолковский
А. Основатель научной теории авиации.
2.И.М. Сеченов
Б. Труды по физиологии кровообращения и пищеварения.
3.И.И. Мечников
В. Теория движения реактивных аппаратов и ракетной техники
4. Н.Е. Жуковский
Г. Разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека.
5. И.П. Павлов
Д. Исследование в области иммунологии и инфекционных заболеваний.
Е. Открытие периодического закона химических элементов.
1
2
3
4
5
Задание №2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).
2.1. (3 балла)
Автор
Произведение
1. Владимир Мономах
А.«Слово о Законе и Благодати»
2. Иаков
Б.«Поучение»
3. Илларион
В. «Задонзина»
4. Нестор
Г. «Памяти и похвале Владимира»
Д. «Чтение о житии Бориса и Глеба»
1
2
3
4
2.2. (3 балла)
1. Северная война
А. Сан-Стефанский мирный договор
2. Русско-персидская война 1826-1828гг
Б. Ништадский мирный договор
3. Крымская война
В. Адрианопольский мирный договор
4. Русско-турецкая война 1877-1878гг
Г. Парижский мирный договор
Д. Туркманчайский мирный договор
1
2
3
4
Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).
На время княжения __(1 имя князя)__(2 даты княжения)_ приходится успешная война с Волжской Булгарией. В честь одержанной победы по его приказанию неподалеку от его княжеской резиденции __(3 название резиденции)_ была воздвигнута замечательная церковь Покрова Богородицы на реке _(4 название реки)_ . Этот князь стремился овладеть и великокняжеским престолом, и Новгородом. Его войска взяли _(5 название города)_ и учинили там страшный разгром. Однако, в отличие от своего отца _(6 имя князя)_, он ставил своей главной целью укрепление собственного _(7 название)_ княжества. Развернутое при нем мощное каменное строительство также призвано было подчеркнуть его могущество и суверенность. В годы его княжения в новой столице княжества _ (8 название города)_ по примеру Киева были построены _(9 название архитектурного памятника)__ и __(10 название собора) собор. В результате заговора он был убит своими приближенными. В борьбе за власть между его младшими братьями победил _(11 имя князя)__ по прозвищу _(12 прозвище)_. Этот князь завещал престол не старшему своему сыну, а второму – Юрию. Этому князю было суждено погибнуть в битве с монголами на реке _(13 название реки)_ в _(14 год)_ г.
Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 13).
3
2
1.Напишите название войны, изображённой на схеме. Укажите годы военного конфликта (3 балла).
2.Напишите имя императора, правившего в этот период в России. (1 балл)
3.Напишите название сражения, указанного на схеме цифрой «1». ( 2балла) 4. Напишите цифру, которой обозначено на схеме место описанных событий: «В первый день войны — 27 января, крейсер "Варяг" и канонерский корабль "Кореец" приняли неравный бой с вражеской эскадрой. В ходе боя "Варяг" и "Кореец" потопили несколько лучших кораблей противника, после чего, не сумев прорваться из окружения, были затоплены своими командами.» (2 балла)
5.Напишите название мирного договора, окончившего данную войну. (1 балл)
6.Какое государство выступило посредником урегулирования конфликта между воюющими сторонами. (1 балл)
7.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (3 балла)
А. Одно из крупнейших сражений этой войны называется «Мукденской мясорубкой».
Б. Во время этой войны погиб выдающийся русский художник-маринист И.К.Айвазовский.
В. Порт-Артур был сдан сразу же после начала войны, и это предопределило её быстрый конец.
Г. Из 2-й Тихоокеанской эскадры уцелели только 3 корабля, среди них был крейсер «Аврора».
Д. Мирный договор по итогам войны был подписан на территории США.
Е. Россия получила в качестве возмещения за о-в Сахалин 100 тысяч золотых рублей.
Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).
Иван IVполучил выход к Балтийскому морю.
Иван III стал первым царём на Руси.
Василий II одержал победу в московской усобице.
Елена Глинская ввела денежную единицу копейку.
1
2
3
4
Задание №9. Перед вами агитационные плакаты. Определите, какие плакаты относятся к периоду НЭПа, а какие к периоду военного коммунизма в СССР.Ответ оформите в виде таблицы (до 6 баллов)
Агитационные плакаты периода политики военного коммунизма..
Агитационные плакаты периода НЭПа в СССР
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Задание № 10. Документ (10 баллов).
Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб… крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни. Мы считаем справедливым и полезным… постановить следующее:
1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам… 4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. 6) Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят. 7) Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне; по владениям же разбираются по крепостям, как владельцы недвижимой собственности. 8) Как скоро исполнением условий крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.
Вопросы и задания:
1. Под каким наименованием вошел данный указ в историю? (1 балл)
2. В каком году был принят указ? (1 балл)
3. Какие права получали крестьяне, освобожденные по этому указу? (до 3 баллов)
4. Что общего было (с точки зрения обязанностей) у освобождаемых крестьян с помещичьими? (до 2 баллов)
5. Каков был юридический порядок освобождения крестьян по данному указу?
(до 2 баллов)
6. На основе знаний курса приведите конкретное последствие принятия данного указа. (1 балл).
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
(эссе или развернутый ответ, 25 баллов).
Примерные Темы эссе:
1. «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного развития во всех областях» (Б.А. Рыбаков).
2. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).
3. «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)
4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).
5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии. (Л.Г. Захарова).
6.По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А. Корнилов).
7. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).
Примерные темы развернутых ответов:
1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.
2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.
3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.
4. Значение принятия христианства на Руси.
Ответы 10-11 классы (история)
Задание № 1. (максимальный балл 3)
1
2
3
4
5
В
Г
Д
А
Б
Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 6).
2.1. 2.2.
1
2
3
4
Б
Д
Г
А
1
2
3
4
Б
Г
А
Д
Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).
Андрей Боголюбский
1157-1174гг.
Боголюбово
На реке Нерли
Киев
Юрий Долгорукий
Владимиро-Суздальское
Владимир
Золотые ворота и Успенский Собор
11.Всеволод
12. Большое Гнездо
13. на реке Калке
14. 1223г.
Задание 4. Всего 5 баллов за задание.
Укажите, в какие годы проходили приведенные ниже события.
1
2
3
4
5
1783г.
18.03.2014г.
1853-1856гг.
1944г.
16.03.2014г.
Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите
1) ее название,
2) художника,
3) время создания (с точностью до половины столетия).
(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).
«1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)» — картина русского художника Козьмы Сергеевича Петрова-Водкина, написанная в 1920г году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
«Юрьев день» - картина русского художника С. Иванова, написанная в 1908 году.
Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите
1) его название,
2) место расположения (город),
3) архитектора,
4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.
(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).
Главное здание МГУ (ГЗ МГУ; в официальных документах иногда называется Главным корпусом МГУ) — центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Выстроено в 1949—1953 гг., архитекторы Б. М. Иофан (был смещён с должности главного архитектора), Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов — работы мастерской В. И. Мухиной.
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Скульптор Этьен Фальконе.
Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).
Русско-японская война. 1904-1905гг. (2 балла)
Николай II (1 балл)
Цусимское сражение (2 балла)
2 (2 балла)
Портсмутский мирный договор (1 балл)
США (1 балл)
АГД (3 балла)
Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).
1
2
3
4
НЕТ
НЕТ
ДА
ДА
Задание №9. (до 6 баллов)
Агитационные плакаты периода политики военного коммунизма.