Просмотр содержимого документа
«Тренажер по подготовке к Единому Государственному Экзамену»
Тренажер по ЕГЭ 11 класс 2019 год.
Ответом к заданиям 1-19 является последовательность цифр или слов (словосочетаний). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).
Часть 1.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
Нормандское завоевание Англии
Принятие Русской Правды
Княжение Ивана III
Отчет :
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События Годы
А) монгольское нашествие на Русь 1) 1111 г.
Б) правление Юстиниана в Византийской империи 2) 945 г.
В) поход Владимира Мономаха в Половецкую степь 3) 882 г.
Г) Крещение Руси 4) 1237-1241 гг.
А
Б
В
Г
5) 988 г.
6) 527-565 гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух , относятся к восточным славянам.
1) поляне; 2) древляне; 3) вятичи; 4) мурома; 5) северяне; 6) хазары. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к названиям неславянских племен.
Ответ:
Запишите термин, о котором идет речь.
Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих владениях.
Ответ:__________________________________.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процесс (явления, события) Факты
А) объединение русских земель вокруг Москвы 1) Любечский съезд князей Б) княжение Ивана III 2) княжение в Киеве Ярослава В) экспансия с Запада Мудрого Г) распад Древнерусского государства 3) поход князя Олега на Царьград
4) принятие первого общерусского Судебника 5) укрепление Москвы при князе Иване Калите 6) Невская битва и Ледовое побоище
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников
А)
«Уже в исходе февраля к великому князю Юрию Всеволодовичу, его брату Святославу Всеволодовичу, племянникам – Васильку Константиновичу, Всеволоду Константиновичу – пришел вестник с известием о том, что город Владимир взят, епископ, великая княгиня и все люди сожжены, а некоторые перебиты. «А твоего старшего сына Всеволода с братьями убили вне города и идут к тебе»… Юрий ждал своего брата Ярослава, и не было его. И князь приказал своему воеводе укреплять людей и готовиться к бою … сошлись полки, и была крупная битва и злая сеча; кровь лилась как вода. Божьим попущением татары победили русских князей. Был убит тогда великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и многие его воеводы и бояре, и было перебито воинство его».
Б)
«Поставил Батый пороки (каменные орудия) около города. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради»
Характеристики:
Речь идет о завоевании города Киева.
Речь идет о битве на реке Калке.
Данное событие произошло в 1240 г.
В тексте описываются события, связанные с битвой на реке Сить
Описываемое событие относится к 1238 г.
В тексте описываются события, связанные с битвой на реке Воже.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А
Фрагмент Б
Отчет:
Что из перечисленного относится к строительству и убранству церквей в Древней Руси? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Крестово-купальный храм
Скань
Витраж
Фреска
Мозаика
Парсуна
Ответ:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) к 1943 г. относится проведение советскими войсками операции_________________
Б) проведение Ялтинской конференции союзников относится к ___________________
В) в 1942 г советские войска потерпели тяжелое поражение в ходе боев под городом______________________
Пропущенные элементы:
«Кутузов» 4) «Багратион»
Харьков 5) 1945
1944 6) Смоленск
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Ответ:
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События Участники
А) создание Верховного тайного совета 1) Екатерина I
Б) роспуск Тайной канцелярии 2) Петр I
В) учреждение Сената 3) Анна Иоанновна
Г) создание Кабинета министров 4) Иван Антонович
5) Елизавета Петровна
6) Петр III
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя московского князя, о котором идет речь.
«Великокняжеская армия отправилась в поход на Новгород. К ней присоединились войска союзников Твери и Пскова. Отбросив дипломатические ухищрения, князь объявил: «Мы, великий князь, хотим государства своего, как есть на Москве, так хотим быть на отчине своей в Великом Новгороде». Вслед за этим московские бояре продиктовали послам волю государя: «Вече колоколу в отчине нашей в Новгороде не быть, посаднику не быть, а государство нам свое держать».
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного, выберите номер нужного элемента.
Век
Событие истории России
Событие истории зарубежных стран
_______________(А)
_______________(Б)
Учреждение Лиги Наций
XIX в
Отмена крепостного права
___________________(В)
______________(Г)
Разрыв кондиций Анной Иоанновной
________________(Д)
XVI в
________________________(Е)
Заключение Аугсбургского религиозного мира
Пропущенные элементы:
Принятие Декларации независимости США
Установление опричнины Иваном IV Грозным
XX в.
Возникновение ислама
Провозглашение Германской империи
Свержение монархии в России
Принятие Судебника Ивана III
XVIIIв.
XIVв.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического источника.
«907 г. … Победоносный поход на Царьград одного из первых древнерусских князей… Византийские императоры Лев VI Премудрый и Александр поклялись соблюдать договор на кресте. Князь с мужами по закону русскому клялись оружием, богами – Перуном и Велесом. Нагрузили русские свои ладьи золотом, серебром, шелками, плодами и винами и двинулись восвояси. Князь же, что бы греки запомнили его надолго, у входа в византийскую столицу оставил свой знак.
Но в трепет город Византии
И в памяти всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам.
Так отразил это событие русский поэт К. Рылеев»
Используя отрывок и занятия по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В тексте речь идет о князе Олеге.
При этом князе Русь приняла христианство.
Этот князь был убит печенегами во время Дунайских походов.
С именем этого князя связано объединение Киева и Новгорода.
Именно этому князю князь Рюрик передал власть.
С именем этого князя связан Волжско-Хазарский поход.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Назовите древнерусского князя, впервые объединившего под свой властью город, обозначенный на схеме цифрой «1», с центром союза племен, территория проживания которого обозначена на схеме цифрой «3».
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Обозначенное на схеме цифрой «2» государство – Хазарский каганат.
Союз племен, территория проживания которого обозначена на схеме цифрой «3», какое-то время платил дань государству, обозначенному на схеме цифрой «2».
Обозначенный на схеме цифрой «4» город был столицей Болгарского царства.
Обозначенное цифрой «2» государство было уничтожено в результате действий князя Владимира Святого.
Объединение города, обозначенного на схеме цифрой «1», с центром союза племен, территория проживания которого обозначена на схеме цифрой «3», произошло VIII в.
Город, обозначенный на схеме цифрой «4», в древнерусских летописях назывался Царьградом.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Произведения литературы Характеристики
А) «Слово о Законе и Благодати» 1) Автор – Дионисий.
Б) Успенский собор Московского Кремля 2) Воинская повесть о Куликовской битве.
В) «Задонщина» 3) Автор – Симон Ушаков
Г) росписи собора Ферапонтова монастыря 4) Автор – духовное лицо.
5) Автор – Аристотель Фиораванти.
6) Произведение посвящено «стоянию на р. Угре».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Ответ:
Рассмотрите изображение задания 18,19.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми ори указаны.
Это памятник княгине Ольге.
Памятник установлен в Киеве.
Время правления княгине Ольги – XIV в.
Ко времени ее правления относится принятие Русской Правды.
С именем этой княгине связано Крещение Руси.
Ответ:
Кто из представленных ниже лиц был современником этой княгини? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
2)
Князь Иван III. Князь Игорь
3) 4)
Князь Владимир Мономах Князь Святослав.
Ответ:
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (20, 921, и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда историка Н.М. Карамзина «История государства Российского».
«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец – и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделенное на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.
Варяги … правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье… и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные – так говорит предание – советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.
Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».
20. Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.
21. На основе текста документа и знаний по истории укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой их них.
22. В чем видит Н.М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите не менее трех положений.
23. Император Павел I продолжил внешнеполитический курс Екатерины II и энергично противостоял революционной Франции, однако в 1800 г. столь же решительно пошел с ней на сближение. Объясните, в чем заключались причины такого поворота ( приведите три объяснения)
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической наук.
«Вассальная зависимость Руси от Орды представляла собой военно-политический союз, весьма выгодный для русских земель».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)….
2)….
Аргументы в опровержение:
1)….
2)….
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 879-945 гг.; 2) 1054-1113 гг.; 3) 1533-1547 гг.
В сочинение необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными ( явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений процессов), происходивших в данный период;
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания