Сборник содержит пояснительную записку к тестам по всем ключевым темам истории Древнего мира, систему оценивания тестов в бумажном варианте и в электронном варианте. Тесты соответствуют требованиям ФГОС, В каждом варианте тестов использованы разные виды:
- тесты на выбор одного правильного ответа;
- тест на соответствие;
самостоятельного полного ответа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник тестов по истории Древнего мира 5 класс »
Пояснительная записка.
Проверка знаний, умений, навыков — обязательное условие результативного учебного процесса. Одной из возможных форм проверки уровня подготовки учащихся по истории является тестирование. Оно позволяет объективно оценить полученные учащимися знания и развитие учебных умений, внося необходимые коррективы в учебный процесс.
1. В пособии приводятся тесты (примерно одинаковой трудности) по каждой главе и разделам учебника истории для 5-го класса (авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) для текущей, тематической и итоговой проверки уровня подготовки учащихся основной школы по истории древнего мира. Формулировки тестовых заданий по возможности были приближены к тексту учебника.
2. Содержательная часть тестовых заданий обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по основным категориям: историческое время, историческое пространство, историческое движение, а функциональная — проверку владения элементами исторического анализа (умения выявлять простейшие причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать сравнения явлений и объектов, устанавливать последовательность и длительность событий во времени). Оценки за выполненные тестовые задания учитываются при аттестации учащихся за четверть, полугодие, год.
3. Проверка уровня подготовки учащихся с помощью тестов проводится после изучения соответствующих глав и разделов учебника. Итоговое тестирование — после полного изучения всего курса. Перед проведением тестирования каждому учащемуся выдаются бланк с тестом и карта ответов, сообщаются цель работы, номера тестовых заданий, требующих краткого указания (в виде знака «+» против соответствующей буквы в карте) правильных ответов из нескольких вариантов предложенных, и номера заданий, где учащемуся необходимо по памяти составить правильный ответ в виде последовательности цифр. Тестирование по разделам и темам рассчитано на 20—30 минут, а итоговое — на 40—50 минут в зависимости от подготовки класса.
4. Пересчет результатов тестирования в пятибалльную шкалу оценок производится согласно предлагаемой таблице.
Оценка «5» = 90%-100%
Оценка «4» = 80%-90%
Оценка «3» = 70%-80%
Оценка «2» = 60%-70%
Оценка «1» = 0%-60%
Курс “Истории Древнего мира” интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную сферу. Задания в форме тестов вызывают интерес пятиклассников, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к учению.
Работа с тестами от класса к классу будет усложняться. И чтобы итоговая аттестация в форме ЕГЭ прошла успешно, начинать готовить к ней в доступной для пятиклассников форме необходимо уже на начальном этапе изучения истории.
В своей работе я применяю не только тесты на бумажном носителе, но и тесты компьютерные. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро устанавливать обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
позволяет индивидуальную работу с учениками;
экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
применение тестов позволяет решать проблему саморазвития;
обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку.
Выбор формы тестирования зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, уровня подготовленности учителя в области теории и методики тестового контроля знаний. Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.
Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в том, что:
Тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию. (текст заданий и ответов компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным).
Компьютерный тест должен быть простым в использовании;
В тестовую систему должно быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
Тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывал весь материал, который обучающийся должен усвоить;
Вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
Варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
Необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Раздел I
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ
1. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в:
а) Северной Америке; в) Южной Австралии;
б) Восточной Африке; г) Западной Европе.
2. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современного и назван учеными:
а) «человек умелый»;
б) «человек прямоходящий»;
в) «человек разумный»;
г) «человек малограмотный».
3. Для облика древнейшего человека характерны:
а) выступающие челюсти;
б) прямая походка;
в) прыгающая походка;
г) руки, свисающие ниже колен.
4. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался:
а) человеческое стадо; в) соседская община;
б) родовая община; г) племя.
5. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удачной стала охота на:
а) сидящих птиц; в) крупную рыбу;
б) мелкую рыбу; г) быстро бегающих животных.
6. 40—12 тысяч лет назад первобытные люди охотились на:
а) лошадей, оленей, бизонов;
б) мамонтов, пещерных медведей;
в) волков, лисиц, тигров;
г) зайцев, собак, куниц.
7. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человеческом стаде, добывали себе пищу, занимаясь:
а) охотой; в) земледелием;
б) ремеслом; г) собирательством.
8. Первобытные люди общались друг с другом с помощью:
а) речи; в) разнообразных звуков;
б) жестов; г) рисунков.
9. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему человеку:
а) лучше общаться друг с другом;
б) удачнее охотиться;
в) жить в одиночку;
г) заниматься собирательством.
10. В случае потери первобытным человеком огня его:
а) заставляли разжигать огонь снова;
б) изгоняли из коллектива;
в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь;
г) требовали в одиночку добывать огонь снова.
11. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:
а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей;
б) с попытками понять явления природы;
в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы;
г) с умением изготавливать орудия труда.
12. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности, если:
а) нарисовать их в глубине пещеры;
б) поразить изображение копьем;
в) нарисовать их ранеными;
г) класть им еду у входа в пещеру.
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
1. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:
а) 15 тысяч лет назад;
б) 10 тысяч лет назад;
в) 9 тысяч лет назад;
г) 7 тысяч лет назад.
2. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:
а) охота; в) рыболовство;
б) собирательство; г) скотоводство.
3. Древние скотоводы разводили:
а) свиней и овец;
б) лошадей и кошек;
в) коз и коров;
г) уток и гусей.
4. 9—7 тысяч лет назад люди овладели такими видами ремесла, как:
а) обработка металлов;
б) кораблестроение;
в) ювелирное дело;
г) ткачество.
5. 10—7 тысяч лет назад люди научились делать одежду из:
а) льна; в) шерсти;
б) шелка; г) хлопка.
6. Первобытные люди для успешной пахоты в плуг запрягали:
а) коров; в) коз;
б) быков; г) лошадей.
7. В результате развития земледелия и скотоводства условия жизни людей стали зависеть от:
а) их собственного труда и умений;
б) природы в еще большей степени;
в) покровительства духов и богов;
г) существовавших порядков в человеческом стаде.
8. Впервые имущественное неравенство появляется в:
а) человеческом стаде;
б) родовой общине;
в) соседской общине;
г) государстве.
9. В соседской общине каждая семья имела в личном пользовании:
а) скот;
б) пастбища;
в) лес;
г) участок земли;
д) изделия ремесла;
е) орудия труда;
ж) пруд.
10. Военными действиями племени руководил:
а) старейшина; в) Совет старейшин;
б) вождь; г) царь.
11. У первобытных людей изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня, назывались:
а) оборотнями;
б) идолами;
в) молитвами;
г) обелисками.
12. Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:
а) земледелие;
б) охота;
в) ремесло.
ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»
1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:
а) 2 миллионов лет назад;
б) 3 миллионов лет назад;
в) 1 миллиона лет назад;
г) 5 миллионов лет назад;
д) 4 миллионов лет назад.
2. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:
а) 7 тысяч лет назад;
б) 8 тысяч лет назад;
в) 9 тысяч лет назад;
г) 10 тысяч лет назад;
д) 6 тысяч лет назад.
3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледелие возникло в:
а) Южной Африке;
б) Западной Азии;
в) Передней Азии;
г) Северной Америке;
д) Южной Америке;
е) Австралии.
4. Главное отличие древнейших людей от животных:
а) прямохождение;
б) речь;
в) умение изготовлять орудия труда;
г) объем мозга;
д) надбровный валик.
5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми до перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:
а) деревянная мотыга;
б) деревянное копье;
в) ткацкий станок;
г) гарпун;
д) лодка-долбленка;
е) рубило;
ж) одежда из льняных тканей.
6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:
а) копья с каменным наконечником;
б) рубила;
в) палки-копалки;
г) мотыги;
д) гарпуна;
е) серпа.
7. Первым домашним животным стала:
а) свинья;
б) корова;
в) собака;
г) кошка;
д) коза;
е) курица.
3. В период 40—14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:
а) охота;
б) собирательство;
в) рыболовство;
г) ткачество;
д) земледелие;
е) ремесло;
ж) скотоводство.
9. Жилищами первобытным людям служили:
а) глиняные дома; . б) пещеры;
в) деревянные постройки;
г) землянки;
д) шалаши из жердей;
е) дома из ивовых прутьев.
10. Выберите признаки, характеризующие племя:
а) коллектив древнейших людей;
б) Совет старейшин;
в) единая территория проживания;
г) небольшой коллектив людей (5—10 человек);
д) объединение нескольких родовых общин;
е) совместный труд;
ж) коллектив соседей.
11. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:
а) старейшинами;
б) вождями;
в) сородичами;
г) знатными воинами;
д) царями;
е) мужчинами-воинами.
12. Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:
а) отпугивать диких зверей;
б) заниматься земледелием и скотоводством;
в) готовить вкуснее и питательнее мясо;
г) согреваться холодной ночью;
д) строить жилища;
е) устраивать празднества в честь богов;
ж) охотиться удачнее.
13. Впервые настенные рисунки были найдены археологом Сауту-олой в:
а) Майкопском кургане на юге России;
б) Каповой пещере на Урале;
в) пещере Альтамира в Северной Испании;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.
14. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:
а) оборотень;.
б) душа;
в) жертва;
г) идол;
д) НЛО;
е) молитва.
15. Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:
а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;
б) боялись встретить в пещерах оборотней;
в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.
16. В 1997 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. Пожар произошел в:
а) 3000 году до н.э.;
б) 3536 году до н.э.;
в) 7530 году;
г) 7530 году до н.э.;
д) 8436 году до н.э.;
е) 8486 году до н.э.
Раздел II
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
Заполнить схему, вписав в пирамиду группы населения Египта.
РАБЫ, ВЕЛЬМОЖИ, ВОИНЫ И ЧИНОВНИКИ, ФАРАОН, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ.
2.Соотнесите термины и определения.
1. фараон А. Обязательная работа крестьянина по рытью
каналов, ремонту дамб, строительству
дворцов и гробниц.
2. Вельможа Б. Правитель Египта.
3. Налог В. Знатный человек, советник фараона или
военачальника.
4. Повинность Г. Обязательная плата, взимаемая государством
Со своих граждан.
5. Саркофаг. Д. Знак письменности древних славян.
6. Гробница. Е. Гроб фараона.
7.Иероглиф Ж. Усыпальница фараона.
тест.
Как называется река, протекающая по территории Египта?
А)Нил
Б) Тигр
В)Евфрат
2. Первая столица Египетского царства?
А)Мемфис
Б)Фивы
В)Атон
3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтом?
А)амулет
Б)саркофаг
В)мумия
4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?
А)Эхнатон
Б)Хеопс
В)Тутанхамон
5. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?
А)писцы
Б)вельможи
В)жрецы
6. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
А)писцы
Б)вельможи
В)жрецы
7. Письменность в Древнем Египте;
А)иероглифы
Б)клинопись
В)папирус.
8.Что обозначает понятие «религия»?
А)вера в сверхъестественные силы
Б)вера в силы природы
В)умение подчиняться кому-либо.
9. С какой целью фараоны организовали военные походы в другие страны?
А)с целью богатства
Б)с целью богатства своих вельмож и воинов
В)с целью знакомства с другими странами.
ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
1. Один из самых знаменитых и могущественных царей Вавилнии Хаммурапи правил с:
а) 1982 по 2001 год до н.э.;
б) 1849 по 1799 год до н.э.;
(в) 1792 по 1750 год до н.э.;
г) 1700 по 1760 год до н.э.
2. Широкое применение железа в ремесле начинается около:
а) 13 века до н.э.; (в) 10 века до н.э.;
б) 11 века до н.э.; г) 8 века до н.э.
3. Страна Двуречье расположена между реками:
(а) Тигр и Евфрат; в) Иордан и Евфрат; б) Нил и Тигр; г) Евфрат и Нил.
4. В 10-м веке до н.э. в верхнем течении Тигра располагала^ страна:
а) Вавилония; в) Сирия; С) Ассирия; г) Финикия.
5. В 6-м веке до н.э. персами были завоеваны:
(а) Лидия; ж) Египет;
б) Греция; е) Китай;
(в) Мидия; д) Вавилония,
г) Италия;
6. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили и отплыли в Египет...»:
(в) Финикия;
а) Палестина;
7. Достижения ассирийцев в области культуры и военного дела:
а) деление часа на- 60 минут;
б) изобретение тарана;
в) строительство висячих садов Семирамиды;
г) создание сказаний о Гильгамеше;
(д) строительство царского дворца в Ниневии;
(е) применение железного оружия;
организация библиотеки глиняных книг.
8. Существенный вклад в становление могущества персидской державы внесли правители:
а) Дарий Первый;
б) Крез;
в) Кир Великий;
г) Камбиз.
9). Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне; в) евреи;
б) вавилоняне; г) филистимляне.
10). Первую монету в мире из сплава золота с серебром стали чеканить в:
а) Мидии;
б) Лидии;
в) Финикии;
г) Персии..
б) Египет;
г) Персия.
11)Жители Двуречье почитали богов:
а) солнца; г) плодородия;
б) пустыни; д) воды;
в) луны; е) моря.
12)Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:
1. Палестина.
2. Египет.
а) храм в Иерусалиме;
б) пирамида фараона Хеопса;
в) аллея сфинксов;
г) царский дворец Соломона.
ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНДИИ, КИТАЮ И ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ.
Где находится Индия?
А) на западе Азии
Б) на юге Азии
В) на востоке Азии.
2. В какой стране стали впервые производить сахар?
А) в Китае
Б) в Индии
В) в Ассирии.
3. Какая варна, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног Брахмы?
А) воины
Б)слуги
В) жрецы.
4 . На чём писали в древней Индии?
А) на бумаге
Б) на пальмовых листьев
В) на дощечках из глины.
5. Какая варна по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?
А) жрецы
Б) воины
В) земледельцы.
6. К какой варне принадлежали цари в Древней Индии?
А) воинов
Б) брахманов
В) шудр.
7. На чём писали в Древнем Китае?
А) на дощечках из бамбука
Б) на пальмовых листьях
В) на глиняных дощечках.
8. Древнее государство, захватившее Вавилонское и Египетское царства?
А) Лидия
Б) Персия
В) Китай.
9. Предводитель персов, великий полководец Древнего мира?
А) Хаммурапи
Б) Кир
В) Крез.
10. Где протекает река Янцзы?
А) в Китае
Б) в Индии
В) в Персии.
11. Что выращивали земледельцы в Древнем Китае?
А) сахарный тростник
Б) хлопчатник
В) чай.
12. Где протекает река Инд?
А) в Персии
Б) в Индии
В) в Китае.
13. Индия располагается…
А) на юге Азии
Б) на севере Африки
В) в Африке.
14. Китай располагается…
А) к югу от Индии
Б) к западу от Индии
В) к северо-востоку от Индии.
15. Первым правителем единого гносударства в Китае был…
А) Конфуций
Б) Цинь Шихуан
В) Сыма Цянь.
16. Какие государства завоевал царь Персии Кир?
А) Мидийское царство
Б) Китай
В) Лидийское царство
Г) Индия
Д) Египет
Е) Вавилонское царство.
17. Где вся страна делилась на сатрапии?
А) в Индии
Б) в Персидской державе
В) в Китае.
18. Какой царь обложил всё население своей страны податями?
А) Цинь Шихуан
Б) Крез
В) Дарий 1.
Объяснить значение слов:
- ДАРИК
- БУДДИЗМ
- ВАРНА
-ДЖУНГЛИ
Заполнит схему цифрами, распределив по станам достижения культуры.
4) Самый большой амфитеатр в Риме, где проходили бои гладиаторов, - это:
а) акведук б) Колизей в) термы
5) Храм, посвящённый всем богам Рима, называется:
а) Парфенон б) Пантикапей в) Пантеон
III. Как мы знаем римских правителей:
О каком императоре римский народ говорил: "Актер на императорском троне" (Нерон);
О каком императоре римляне говорили: "Лучший из императоров" (Траян);
Именно этот человек получил первым звание диктатора и стал первым императором (Гай Юлий Цезарь);
Именно этот сенатор возглавил заговор против Цезаря (Брут);
Именно этот человек предложил земельный закон, по которому свободные земледельцы получали землю (Тиберий Гракх).
IV.Определите последовательность событий Второй Пунической войны:
А) Объявление Римом войны Карфагену Б) битва при Каннах В) военные действия против Ганнибала полководца Квинта Фабия Максима Г) битва у Тразименского озера и разгром римской армии Д) переход войск Ганнибала через Альпы
1
2
3
4
5
V. Работа с Лентой времени
(с помощью Ленты времени и иллюстраций запишите основные события Рима)
Оценка ____________
Итоговый тест по курсу «История Древнего мира».
ЧАСТЬ А.
Прочитайте вопрос.
К каждому вопросу дается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Укажите правильный ответ.
А1. Где жили древнейшие люди?
1)Северная Америка 2) Восточная Африка 3) Западная Европа 4) Дальний Восток
А2. Древнейшие люди обрабатывали землю …. 1) мотыгой 2) серпом 3) сохой 4) тяпкой
А3. Люди, изготовлявшие глиняную посуду, назывались ……