kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности проблемного обучения в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрыты возможности проблемного обучения в современной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности проблемного обучения в современной школе»

Возможности проблемного обучения в современной школе

Шатрова А.А., учитель истории и обществознания



В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо будет знать содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

Активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической , технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное обучение.

В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения -принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения,

формируют с помощью учителя понятия и определения.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

-возникновение проблемной ситуации;

-осознание сущности затруднения и постановка проблемы ;

-нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

-доказательство гипотезы;

-проверка правильности решения проблемы.

Элементы проблемы я включаю на всех уроках. Перед изучением новой темы я ставлюпроблемные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце изученной темы. На проблемных уроках изучение содержание урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Начиная новую тему, я выдвигаю проблему, даю учащимся материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснительными вопросами и заданиями поискового характера. Например, в чем заключается либерализм и реакционность Александра 1? Такое задание побуждает учащихся искать ответ. Возникает проблемная ситуация. Излагаются различные мнения. оценивается событие. Учащиеся должны с помощью ранее приобретенных знаний сформулировать выводы.

Еще примеры. 1. Почему СССР одержал победу над гитлеровской Германией? 2. Почему сложно было предотвратить 1 мировую войну?

3. Почему времена правления Хрущева называют « оттепелью» ? Какие были плюсы, а какие минусы были допущены в его правление? 4. Какие события и факторы повлияли на начало эпохи Возрождения?

Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать более убедительный.

Например. Николай 2 , последний русский император был назван великомучеником. О нем пишут книги, снимают фильмы, представляют как героя нашей истории. В то же время он вошел в историю как император « Кровавый» . Какое рассуждение имеет место, более правильное ?

Наукой установлена

определенная последовательность

этапов познавательной деятельности человека в условиях проблемной

ситуации: проблемная ситуация

–проблема

–поиск способов ее решения

–решение проблемы. Примеры проблемных вопросов.

1.Почему русская армия одержала победу на Куликовом поле?

2.Почему возникает неравенство и государство?

По теме « Начало Великой Отечественной войны» ставится проблема: верно ли, что поражение Красной Армии в первые месяцы войны явилось следствием предвоенного развития страны?

Ход беседы.

1.В каком состоянии находились вооруженные силы СССР в конце 30-х годов?

2.Повлиял ли политический режим и экономический потенциал нашей

страны на укрепление обороноспособности или препятствовал?

3.Что представлял собой командный состав СССР?

4.Какова сущность военной доктрины СССР?

5.Почему война стала неожиданной? Так ли это было?По теме « Иван Грозный «. Задание. Показать плюсы и минусы правления Ивана Грозного.По теме «Нэп». Задание. Если бы не свернули политику НЭПа и она продолжалась, могли бы мы построить демократическое государство и не допустить трагедий индустриализации и коллективизации, репрессий?

Формы проверки знаний учащихся: 1) индивидуальная / работа по карточкам, составление таблиц и схем, планов/;

2)групповая /беседа, обсуждение, решение проблемных задач/;

3) фронтальная / тестирование, контрольная работа /

Результаты помогают учащимся проверить себя и свои знания. Они готовят самостоятельно презентации, сообщения, доклады. Результаты, достигнутые учениками проявляются в разнообразных видах деятельности (ученической, коммуникативной, творческой, социальной).

Необходимо отметить, что вышеуказанные методы постановки учебной проблемы имеют различия в характере учебной деятельности учащихся школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Проблемная ситуация, диалог обеспечивают подлинно творческую деятельность учащихся, развивает их речь и творческие способности. Диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся. Таким образом, проблемно-диалогическое обучения обеспечивает эффект развития интеллекта, творческие способности школьников, воспитывают активную личность.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1)Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Методика и сущность. М., Знание, 2009

2)Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М, Народное образование, 2011

3)Белкин А. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 2004

4)Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 2005




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возможности проблемного обучения в современной школе

Автор: Шатрова Антонина Анатольевна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-uud-v-nachal-noi-shkolie-v-kontiekstie-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446479273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Интеграция элементов педагогических технологий в современной школе "
    ["seo_title"] => string(85) "intieghratsiia-eliemientov-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422004995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Проблемное обучение в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(45) "probliemnoie-obuchieniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "224143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438521751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства