Просмотр содержимого документа
«Возможности проблемного обучения в современной школе»
Возможности проблемного обучения в современной школе
Шатрова А.А., учитель истории и обществознания
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо будет знать содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.
Активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической , технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное обучение.
В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения -принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения,
формируют с помощью учителя понятия и определения.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
-возникновение проблемной ситуации;
-осознание сущности затруднения и постановка проблемы ;
-нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
-доказательство гипотезы;
-проверка правильности решения проблемы.
Элементы проблемы я включаю на всех уроках. Перед изучением новой темы я ставлюпроблемные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце изученной темы. На проблемных уроках изучение содержание урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Начиная новую тему, я выдвигаю проблему, даю учащимся материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснительными вопросами и заданиями поискового характера. Например, в чем заключается либерализм и реакционность Александра 1? Такое задание побуждает учащихся искать ответ. Возникает проблемная ситуация. Излагаются различные мнения. оценивается событие. Учащиеся должны с помощью ранее приобретенных знаний сформулировать выводы.
Еще примеры. 1. Почему СССР одержал победу над гитлеровской Германией? 2. Почему сложно было предотвратить 1 мировую войну?
3. Почему времена правления Хрущева называют « оттепелью» ? Какие были плюсы, а какие минусы были допущены в его правление? 4. Какие события и факторы повлияли на начало эпохи Возрождения?
Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать более убедительный.
Например. Николай 2 , последний русский император был назван великомучеником. О нем пишут книги, снимают фильмы, представляют как героя нашей истории. В то же время он вошел в историю как император « Кровавый» . Какое рассуждение имеет место, более правильное ?
Наукой установлена
определенная последовательность
этапов познавательной деятельности человека в условиях проблемной
ситуации: проблемная ситуация
–проблема
–поиск способов ее решения
–решение проблемы. Примеры проблемных вопросов.
1.Почему русская армия одержала победу на Куликовом поле?
2.Почему возникает неравенство и государство?
По теме « Начало Великой Отечественной войны» ставится проблема: верно ли, что поражение Красной Армии в первые месяцы войны явилось следствием предвоенного развития страны?
Ход беседы.
1.В каком состоянии находились вооруженные силы СССР в конце 30-х годов?
2.Повлиял ли политический режим и экономический потенциал нашей
страны на укрепление обороноспособности или препятствовал?
3.Что представлял собой командный состав СССР?
4.Какова сущность военной доктрины СССР?
5.Почему война стала неожиданной? Так ли это было?По теме « Иван Грозный «. Задание. Показать плюсы и минусы правления Ивана Грозного.По теме «Нэп». Задание. Если бы не свернули политику НЭПа и она продолжалась, могли бы мы построить демократическое государство и не допустить трагедий индустриализации и коллективизации, репрессий?
Формы проверки знаний учащихся: 1) индивидуальная / работа по карточкам, составление таблиц и схем, планов/;
2)групповая /беседа, обсуждение, решение проблемных задач/;
3) фронтальная / тестирование, контрольная работа /
Результаты помогают учащимся проверить себя и свои знания. Они готовят самостоятельно презентации, сообщения, доклады. Результаты, достигнутые учениками проявляются в разнообразных видах деятельности (ученической, коммуникативной, творческой, социальной).
Необходимо отметить, что вышеуказанные методы постановки учебной проблемы имеют различия в характере учебной деятельности учащихся школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Проблемная ситуация, диалог обеспечивают подлинно творческую деятельность учащихся, развивает их речь и творческие способности. Диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся. Таким образом, проблемно-диалогическое обучения обеспечивает эффект развития интеллекта, творческие способности школьников, воспитывают активную личность.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1)Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Методика и сущность. М., Знание, 2009
2)Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М, Народное образование, 2011
3)Белкин А. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 2004
4)Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 2005