kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание патриота и гражданина средствами изучения регионального компонента на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации Российского образования возрастает роль гуманитарных предметов в становлении и развитии личности учащихся. Краеведение как составная часть исторического образования помогает заинтересовать учащихся историей своей малой Родины, воспитывать патриотизм, формировать активную жизненную позицию, гражданственность, уважение к своим историческим корням.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриота и гражданина средствами изучения регионального компонента на уроках истории»

Воспитание патриота и гражданина средствами изучения регионального компонента на уроках истории




Я люблю родное Ставрополье,

Даль степную в дымке голубой

Золотых полей его раздолье

Чистым сердцем, пламенной душой!



В условиях модернизации Российского образования возрастает роль гуманитарных предметов в становлении и развитии личности учащихся. Краеведение как составная часть исторического образования помогает заинтересовать учащихся историей своей малой Родины, воспитывать патриотизм, формировать активную жизненную позицию, гражданственность, уважение к своим историческим корням.

- История развития отдельных регионов России – важнейший шаг к изучению прошлого страны в целом. Без этого она не только не полноценна, но и однобока. – Л. Н. Гумилев.

Краеведение сегодня способно решить не только актуальные проблемы современной исторической науки, но и по-новому «взглянуть» на уже написанные страницы отечественной и местной истории. Оно, подобно свойству «потухших звезд», способно сегодня отражать давно забытые идеи и взгляды. Это еще и возможность в рамках «локальной истории», по-новому «взглянуть» на историю города и края через раннее накопленные исторические источники, материальные и документальные свидетельства прошлого.

«Воспитание гражданственности, - писал еще в конце XIX века В. О. Ключевский, - важнейшая задача всех уровней российской школы, реализация которой содействует развитию и укреплению российской цивилизации».

Именно изучение истории родного края воспитывает чувство гражданского самосознания, гордости за исторические победы и достижения российского народа.

Думаю, что в работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей. Нужно постоянно обращаться к этим материалам, включать их в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на событиях истории своего города, истории школы.

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В. П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Важно, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, милую сердцу «Березку», «Палестину», знали и понимали, что значение нашего маленького города в истории России велико. Ведь наш Георгиевск вписал не одну страницу в истории страны.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому включение регионального компонента в изучение истории необходимо. Ведь только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание, безусловно, одно из важнейших направлений в работе учителей историков. Основной целью концепции является воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству, формирование у нее профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в верности к Родине, высокой значимости национальной принадлежности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

 утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

 уважение к культурному и историческому прошлому России, края, города, к традициям, обычаям.

В современных условиях содержание гражданско-патриотического воспитания должно опираться на следующие духовно-нравственные ценности:

 гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, преданность своему Отечеству, преемственность поколений, сохранение и развитие лучших традиций своего народа, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого не только своей Родины, но и своего района, города.

Безусловно, изучение истории неразрывно связанно с краеведением и опирается на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

История Ставропольского края многогранна, что ставит ее изучение, начиная со школьной скамьи, в ранг исследовательских задач и поисков, в связи с чем, в работе с учащимися на уроках истории и занятиях по истории родного края я, в основном, опираюсь на проектный и исследовательский методы преподавания и формирую навыки исследовательского поиска у учащихся. В этом помогает постановка проблемных задач, например: “Объяснить происхождение названий улиц нашего города”. Учащиеся проявили не просто любопытство, но и провели научные изыскания: работа в библиотеках, беседы со старшим поколением помогли совершить немало «открытий». Вызвал интерес у ребят вопрос о заселении территории нашего города. Причем, решение вопроса, кто же такие казаки, и когда они заселили территорию нынешнего Ставрополья, вызвал бурную дискуссию.

На уроке по теме «Кавказская война» в 8 классе были предложены новые хронологические рамки начала войны: не с начала ведения активных боевых действий под руководством Ермолова в 1817 г., а с подписания Георгиевского трактата в 1783г. И учащиеся нашли логическое обоснование данной трактовке: увеличение числа войск на территории Кавказа в целом и Ставрополья, в частности, для защиты Восточной Грузии. Следует отметить, что данная тема нашла серьезный отклик в сердцах учеников, что связано, возможно, с нынешней ситуацией в регионе. Было найдено много дополнительного материала по теме, составлен ряд творческих работ и сообщений: «Ермолов – проконсул Кавказа», «Осада Ахульго», «Шамиль – факты биографии». Совместно с учащимися подготовлена и проведена презентация урока «Кавказская война (приложение 1).

Наиболее интересной и результативной формой изучения и внедрения регионального компонента в изучении истории являются исследовательские проекты. Кроме того, это одна из форм обобщений результатов, подведения итогов самостоятельной работы учащихся под руководством учителя – научного руководителя. Думаю, что во многом успех исследовательской работы зависит от правильно организованной подготовки учащихся к самостоятельной и познавательной деятельности, от готовности учеников стать состоятельными, успешными в жизни, быть действительными гражданами российского общества. При защите проекта ученик должен показать основы ораторского искусства, мастерство речи, уметь доказывать свои суждения, нравственные позиции. Работа над исследовательским проектом не укладывается в рамки одного учебного года, т.к. проблемы, которые изучает учащийся, требуют глубокого осмысления, учета возрастных особенностей учащихся и его возможностей, умения выполнить аналитическую часть проекта.

Целенаправленную деятельность над исследовательским проектом начинаю с 8 класса. Однако, в зависимости от интереса и инициативы, проявленных учащимися, можно начинать исследовательскую деятельность с 7 класса. Так, учащиеся 7 «А» класса исследуют жизнь и творчество В. И. Сафонова, историю его семьи. Первоначально учащимися был подготовлен реферат о творчестве музыканта. По мере исследования добавлялись материалы о родителях музыканта, о его детях. Но самое большое впечатление произвела экскурсия на «Дачу Сафонова», когда история стала явью и юные исследователи увидели дом, в котором жили родители В. И. Сафонова и сам великий музыкант (приложение № 2).

Учащиеся готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края и города. В этом учебном году и с перспективой на 2007 – 2008 учебный год, были определены следующие этапы проектно-исследовательской работы:

1. Символика края и города.

2. История моей семьи.

3. Ими гордится наш город.

4. История Ставрополья в лицах.

5. Георгиевск – страница истории России.

По каждому этапу проводится определенная работа. По первому этапу (Символика края и родного города) – учащимися был подготовлен ряд рефератов, сообщений. Ребята с удивлением и с радостью узнали, что автором гимна и флага нашего города является учитель нашей школы Дмитриев Виталий Владимирович.

По 2 этапу (История моей семьи) – дети составляли схемы родословных своих семей, после подготовки этого задания они узнали много интересного о своих предках. Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, которая объединяет семью духовно. Родители, пытаясь обеспечить семью материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому, приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые невозможно выполнить, не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей. И иногда сами дети делают удивительные открытия.

Так, разрабатывая тему «История моей семьи» дети обнаружили, что их родные являлись непосредственными участниками истории, «делали ее». Например, ученица 8 «А» класса Житник Яна собирает интересный материал о своем прадедушке, участнике «Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.». Вместе с мамой они штудируют семейные фотоальбомы, документы, записывают воспоминания дедушки.

В воспитании патриотизма такие работы играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами города, взяв в руки старые фотографии, документы, лица ребят становятся другими. В этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого. Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родителям, близким, любимым местам, конечно же, их родного города и края.

По 3 этапу (Ими гордится наш город) был проведен семинар, на котором учащиеся рассказывали о земляках, прославившихся на фронтах Великой Отечественной войны (большую помощь в подготовке оказывают материалы, представленные в школьном Зале Боевой славы).

Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых “сторицей возвратил то, что по-

лучил от нее”. При разработке 4 этапа (История Ставрополья в лицах) были использованы материалы научно-практических конференций, библиотек г. Георгиевска, на основе которых учащимися подготовлен ряд интересных творческих работ:

- «Иван Диомидович Попко – прошлое и настоящее семьи». Учащимися подготовлено сообщение о деятельности самого исследователя и об одном из его потомков – докторе физико-математических наук В. И. Попкове, который продолжительное время возглавлял филиал Сев.Кав.ГТУ в г. Георгиевске (приложение 3);

- «Деятельность А. Ф. Реброва» в контексте темы: «Экономическое развитие Ставрополья в начале XIX в.» (приложение 4). Учащиеся собрали интереснейший материал о деятельности Алексея Федоровича Реброва, известного шелковода, винодела, грамотного чиновника, внесшего огромный вклад в развитие нашего региона.

- «Н. И. Пирогов на Ставрополье» (приложение 5) в контексте темы: Развитие науки, медицины на Ставрополье. Подготовлен материал о пребывании известного ученого-медика на территории Ставрополья.

- «Судьба Лорис-Меликова связана с Кавказом». Рассказано о его участии в Кавказской войне (приложение 6).

- «Историк-краевед Григорий Николаевич Прозрителев» (приложение 7). Материалы были предоставлены кандидатом исторических наук М.Е.Колесниковой, на их основе учащиеся 8 А класса подготовили реферат.

- «Сафонов в жизни Ставрополья» (указано выше).

Но самый интересный и творческий, по мнению самих учащихся, это 5 этап, посвященный разработке долгосрочного проекта – «Георгиевск – страница истории России». Связано, это, прежде всего с тем, что ученики получили возможность не только изучать и исследовать историю родного города, но и самим стать архитекторами и дизайнерами, инженерами и скульпторами. Проект разрабатывается учащимися 7, 8 классов с учетом тематического планирования, с учащимися 5 классов на внеклассных мероприятиях. В проект включены следующие темы:

1. «Мой город: каким я вижу его сегодня и каким мы его сделаем завтра»: включает в себя разработки и презентации учащихся о настоящем нашего города, инновационные проекты будущего (например: «План развития водолечебницы г. Георгиевска» (приложение 8)).

Учащимися собраны интервью с жителями города о том, что им нравится в городе, а что требует улучшения, изменения. Сами учащиеся выступают и фотокорреспондентами. Данный проект планируется продолжить в следующем, 2007-2008 учебном году.

2. «Памятные места города г. Георгиевска»: составлена презентация, учащиеся подготовили сообщение «Крепость Святого Георгия» о подписании Георгиевского трактата, о создании Азово-Моздокской линии (приложение 9).

3. «История Северо-Кавказского казачества». Эта тема особенно актуальна в нашем городе. Многие учащиеся являются потомками казаков – строителей Георгиевской крепости. Так, Рыбак Александр, ученик 8 «А» класса участник ансамбля казачьей песни и пляски подготовил реферат по теме: «Община Терского казачьего войска» (приложение 10).



Несмотря на то, что преподавание регионального компонента вводится в план с 6-го класса, был проведен ряд встреч в 5-х классах с археологом, преподавателем Северо-Кавказского технического университета, экспертом народного собрания Парламента республики Ингушетия по вопросам законодательства в области историко-культурного наследия С. Б. Бурковым по теме: «Древняя история Ставрополья: археологические загадки».

Ученый в интересной, увлекательной форме рассказал о древних народах, населявших край, об археологических культурах, представленных на территории края, о работе археологических экспедиций на территории Ставропольского края. Учащиеся узнали, что самые ранние археологические находки, зарегистрированные у ст. Зеленчукской, датируются 40-12 тыс. лет до н. э. На территории края представлены археологические культуры: майкопская, северокавказская, катакомбная, кобанская, скифская. В древности территорию нынешнего Ставропольского края населяли киммерийцы, скифы, сарматы, кавказские племенные группы.

Учащимся был продемонстрирован ряд археологических находок скифо-сибирского звериного стиля, найденных в районе Грушовского поселения (под Ставрополем), ст. Суворовской, из Кисловодских курганов:

Конек, бронза VII в. до н.э.

Татарское городище


Бронзовая пронизка в

виде головы барана IV в. до н.э.




Бронзовые кольца

Кисловодские курганы

V в. до н.э.

Кремниевый нож,

найден в районе

горы Кинжал 4 тыс. лет до н.э.




Бронзовая пронизка «кабарга». VII в. до н.э. Найдена в Северной Осетии.

Данное животное проживало только в районах Сибири. И находка изделия в районе Северной Осетии свидетельствует о миграции народов, носителей скифо-сибирского звериного стиля.

Бронзовые медальоны. VI в. до н.э.

Кисловодские курганы

Ребята смогли не только увидеть археологические находки, но и «потрогать историю руками». Ученому было задано множество вопросов о народах, населявших территорию Ставрополья в древности. В свою очередь, ученики 5 А класса сделали интересное сообщение о легендах и преданиях, существующих у народов Кавказа, перекликающихся с «Одиссеей» Гомера. В частности о «скале Прометея», о Медузе Горгоне - покровительнице скифов. Получилась интересная дискуссия.

Также, учащиеся рассказали ученому о том, как участники археологического кружка «Старт» исследовали территорию поселения «Дача Сафонова» и на основе этих исследований составили карту поселения, карту расположения курганных комплексов на территории Георгиевского района.

Во время второй встречи ученый рассказал ребятам о том, как математика, химия и физика помогают археологам в исследованиях и научных изысканиях.

Подобные встречи решено проводить регулярно, Сергей Борисович пообещал рассказывать ребятам обо всех новых интересных исследованиях, раскопках.

По материалам встреч были подготовлены презентация урока «Археология Ставрополья» (приложение 11) и выступление на школьной конференции, проведенной в МОУ СОШ № 6 в марте 2007 г. В газете «Георгиевская округа» напечатана статья о проведенных уроках (приложение 12).

Кроме того, считаю, что учитель не должен замыкаться только на преподавательской работе, но и сам должен быть исследователем. Так, участие в конференциях необходимо для того, чтобы учитель был всегда в курсе новых открытий, новых тенденций, как в преподавании предмета, так и в научно-исследовательской работе ученых региона, и страны в целом. Особенно это актуально в плане внедрения регионального компонента в преподавании истории. Так, в соавторстве с Емельяновым О. Б., я принимала участие в международной конференции «Курорт в дискурсивных практиках социогуманитарного знания», проводимой в г. Пятигорске 27 апреля 2007 г. с научным исследованием «Использование гребенскими казаками минеральных вод Восточного Предкавказья для получения дополнительных доходов в XVIII – первой четверти XIX вв.» (приложение № 13).

При изучении истории Ставрополья необходимо учитывать многонациональный состав населения края, этнокультурные особенности и различия. При этом, важно сформировать у учащихся готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, интересное для изучения и понимания.

- У всякого народа своя жизнь, свой дух, свой характер, свой взгляд на вещи, своя манера понимать и действовать. Думаю, лучше всякому оставить свое и, сознавая собственное достоинство, уметь уважать достоинство других, – В. Г. Белинский.

Историю края необходимо рассматривать как историю всех народов, населяющих его и изучать традиции, обычаи, национальные особенности. Так, учащимися собирается материал: «Моя маленькая история» (традиции семьи, национальные обычаи и т.д.).

Применение подобных технологий способствует не только выполнению основной задачи - изучению предмета, но и помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной, исследовательской работы, умению работать с документальным, картографическим материалом. Учащийся осознает себя как часть огромного культурного наследия, что способствует формированию нравственных ориентиров, уважению к историко-культурным традициям края и страны в целом. Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений.

В современных условиях, когда признается право на существование разных мнений, оценок, трактовок тех или иных событий, в условиях плюрализма мнений, на мой взгляд, просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что, безусловно, расширяет кругозор учащихся и формирует их толерантность. Перед нами, учителями истории, жизнь ставит важнейшую цель – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, обладающего нравственными качествами, способного к самореализации в условиях современной российской действительности. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь. Так, тема «Народы, Ставрополья – прошлое и настоящее» помог понять ребятам, что Ставрополье это не просто часть России, но и многонациональный край, на территории которого жили и живут многочисленные народы со своей этнокультурой, традициями, обычаями. Многие с удивлением узнали, что армяне жили на территории края еще во времена посещения Кавказа А. Дюма, а следы пребывания греков на территории края датируются с IV в. до н.э.



История требует личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории не только России в целом, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность.

Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, города, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является подготовка презентаций, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Особенно это важно в процессе изучения региональной истории, т.к. это позволяет учащимся посмотреть на свою историю глазами исследователя.



Итогом изучения истории Ставропольского края должны стать:

- знание основных этапов и ключевых событий истории Ставропольского края и народов Северного Кавказа с древности до наших дней, важнейшие достижения культуры, выдающихся деятелей Ставрополья;

- умение работать с источниками, работать с хронологией (соотносить даты событий истории края с отечественной и всеобщей историей; определять последовательность и длительность важнейших событий), применять полученные знания в ходе изучения предмета, работать с исторической картой (показывать на карте России территории расселения народов Северного Кавказа, границы края, города, места значительных исторических событий); описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);

- понимание и анализ современных процессов жизни на Ставрополье через призму исторического прошлого;

- применение знаний о традициях народов Кавказа в целом и Ставрополья в частности в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Это особенно актуально в настоящее время, когда очень развита национальная и религиозная нетерпимость.

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине.

Я полностью согласна с мнением Е. Евтушенко, который писал:



Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно

Нам права Родина такого не дала!

У нас такие за спиной встают пожарища,

Такие страшные могилы за спиной,

Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,

Как будто Родина нам стала неродной…



Воспитание патриотизма, гражданственности должно проходить на всех этапах обучения и воспитания подрастающего поколения, чтобы дети могли заинтересовано участвовать в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая поступательное развитие общества и защиту национальных интересов.















20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Емельянова Лайла Алимовна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок литературы на тему: "С Илимом связаны судьбой…"  (Родной край в стихотворениях поэтов XX века) "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-litieratury-na-tiemu-s-ilimom-sviazany-sud-boi-rodnoi-krai-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "184598"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072998"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Краеведческий аспект в обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(58) "kraieviedchieskii-aspiekt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "121857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414081613"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства