kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние Византии на Русь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Византия повлияла на развитие Древнерусского государства.А православие стало национальной религией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние Византии на Русь»

Тема: влияние Византии на Русь.

















Содержание: стр.

I. Введение…………………………………………………………………3.

II. Влияние Византии на Русь……………………………………………..4.

    1. Политическое влияние……………………………………………..4.

    2. Экономическое влияние……………………………………………9.

    3. Культурное влияние……………………………………………….12.

III. Заключение……………………………………………………………16.

IV. Список литературы………………………………………………….17.

V. Приложение………………………………………………………….18.



































I. Введение.

Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Перед Русью стояли внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников, борьба с экспансией Византии. Но не только негативное было связано с Византией.

Цель моего реферата показать, как Византия определила дальнейшее развитие России.

Задачи: с помощью экономических, политических, культурных связей показать, как повлияла Византия на развитие и становление Руси.

Актуальность работы заключается в том что, до сих пор истории спорят о влиянии Византии на Русь.

































II. Влияние Византии на Русь.

Византия самое развитое государство, которое возникло на осколках Римской империи. Оно географически оказалось рядом с возникшим Русским государством. Рассмотрим как политически и культурно повлияла Византия на Русь.

2.1.Политическое влияние.

Византия - Восточная Римская империя, Византийская империя, государство, просуществовавшее в период IV-XV веков, образованное при распаде Римской империи, в её восточной части Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье. Столица государства - Константинополь, население в основном греки, сирийцы, копты, армяне и др. Государственный язык - греческий. В IX- начале VII веков в Византии стал складываться феодализм, хотя сохранялось до VII века рабовладение. Особенностью византийского феодализма было сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово-ремесленных объединений, сельской общины. Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане I. Походы в период VII-IX веков арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Византийская империя была восстановлена императором Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византийской Империи.1

Византийская империя в политическом и культурном отношениях была главной силой средневекового мира. После первого крестового похода империя все еще занимала важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода пошел упадок ее могущества. Поэтому на протяжении почти всего киевского периода Древнерусского государства Византия представляла собой высокий уровень развития не только для Руси, но также и для Западной Европе. Для Руси влияние Византии значило больше, чем для любой другой европейской страны. Русь стала частью греко‑православного мира; то есть, говоря в терминах того периода, – частью византийского мира. Русская Церковь была не чем иным, как ветвью византийской Церкви; русское искусство было пронизано византийским культурой. Нужно сказать, что греко-православный мир был, руководим двумя главами – патриархом и императором; влияние Церкви на государство должно было составить основу греко-православного общества. Теория не всегда соответствует факту. В первую очередь константинопольский патриарх не был главой всей греко-православной Церкви, поскольку было еще четыре патриарха: епископ Рима (т. е. папа, признанный одним из вселенских патриархов до схизмы 1054 г.) и три восточных патриарха (Александрии, Антиохии и Иерусалима). А на Руси православная Церковь была не более чем епархией константинопольского патриархата, хотя власть того патриарха была огромной. Но характер отношений между императором и патриархом Константинополя очень часто затрагивал Русь. Хотя теоретически патриарх не был подчинен императору, на деле выборы нового патриарха зависели от отношения императора, который был в том положении, чтобы вмешиваться в церковные дела. Со временем многие историки смогли признать привилегии императора Византии в управлении Церковью.

Поэтому если иностранный народ признавал власть константинопольского патриарха, то это значило, что он попадал в сферу политического влияния византийского императора. Русские князья готовые принять христианство, понимали эту опасность и прилагали усилия, чтобы избежать политического влияния. Желание Владимира I сохранить свою независимость имело последствием военный конфликт с Византией, так же как и попытка организовать русскую Церковь как орган самоуправления вне константинопольского патриаршества. Ярослав Мудрый, однако, пришел к соглашению с Византией и принял митрополита из Константинополя в 1037 г. Вслед за этим император, по-видимому, стал считать Ярослава своим вассалом.

Хотя русские князья и отстаивали свою политическую независимость от Константинополя, престиж императорской власти и авторитета патриарха был достаточно велик, чтобы оказывать влияние на политику русских князей в очень многих случаях. Константинополь или Царьград, как обычно называли его русские, считался политической и культурной столицей мира. Благодаря всем этим факторам, в отношениях между Русью и ее соседями Византийская империя занимала особую позицию: в то время как культурное взаимодействие с другими народами осуществлялось на равных, по отношению к Византии Русь оказывалась на положении должника в культурном смысле.

Но было бы ошибкой представлять Киевскую Русь как полностью зависимую от Византии, даже в отношении культуры. Хотя русские и восприняли принципы византийской культурной жизни, они приспособили их к своим собственным условиям. Ни в религии, ни в искусстве они не подражали полностью грекам, а развивали свои собственные подходы к этим сферам. Что касается религии, использование славянского языка в церковных службах, конечно, имело громадное значение для натурализации Церкви и роста национального религиозного сознания, в какой-то мере отличного от византийской духовности.

Основным политическим влиянием можно считать династические браки, которые не только укрепляли торгово-экономические связи, но и позволяли в дальнейшем претендовать и на земли, и даже на престол супруга.

Связи между русскими князьями и членами византийской царствующей семьи также были очень обширными. Что касается династических уз, наиболее важным событием, конечно, была женитьба Владимира Святого на византийской княжне Анне, сестре императора Василия II. Между прочим, одна из жен Владимира, когда тот еще был язычником, тоже была гречанкой (прежде – супругой его брата Ярополка. Внук Владимира Всеволод I (сын Ярослава Мудрого) также был женат на греческой княжне. Из внуков Ярослава Мудрого у двоих были греческие жены: у Олега Черниговского и Святополка II. Первый женился на Феофании Музалон (до 1083 г.); второй – на Варваре Комнине (около 1103 г.) – она была третьей женой Святополка. Вторая жена сына Владимира Мономаха Юрия была, по‑видимому, византийского происхождения. В 1200 г. князь Галицкий Роман женился на византийской княжне, родственнице императора Исаака II, из семьи Ангелов.

В свою очередь греки женились на славянках, так в 1074 г. Константин Дука был помолвлен с киевской княжной Анной (Янкой), дочерью Всеволода I. По неизвестным нам причинам свадьба не состоялась, как мы знаем. Янка приняла постриг, а в 1104 г. Исаак Комнин женился на княжне Ирине из Перемышля, дочери Володара. Около десяти лет спустя Владимир Мономах отдал свою дочь Марию в жены изгнанному византийскому князю Льву Диогену, предполагаемому сыну императора Романа Диогена. В 1116 г. Лев вторгся в византийскую провинцию Болгарию; на первых порах ему сопутствовала удача, но позднее он был убит. Их сын Василий был убит в схватке между Мономашичами и Ольговичами в 1136 г. Убитая горем Мария умерла десятью годами позже. Внучка Владимира Мономаха Ирина (Добродея), дочь Мстислава I, была более удачлива в браке; ее свадьба с Андроником Комниным состоялась в 1122 г. В 1194 г. член византийского дома Ангелов женился на княжне Евфимии из Чернигова, дочери сына Святослава III, Глеба.

Благодаря этим династическим смешанным бракам, многие русские князья чувствовали себя в Константинополе как дома, и действительно, многие из членов дома Рюрика посещали Царьград, а первой из них в десятом веке была княгиня Ольга. Есть легенда, что Ольга, прибыв в Константинополь, понравилась императору и тот решил на ней жениться: «Я язычница-ответила Ольга,- Прими православие - ответил царь. Через неделю Ольга пошла, креститься, позвав царя в крёстные отцы. А жениться отцу на дочке, хоть и названной не гоже! Отпустил её император за ум с дарами. Вот так при всей могуществе Византии, русские хотели свободы.

Помимо Церкви и князей и еще одна группа Киевской Руси находилась в постоянных взаимоотношениях с византийцами - купечество. Русские купцы в большом количестве приезжали в Константинополь с начала десятого века, и для них была выделена постоянная квартира в одном из пригородов Царьграда. О русской торговле с Византией в одиннадцатом и двенадцатом веках прямых свидетельств меньше, но в летописях этого периода по разным поводам упоминаются русские купцы, «торгующие с Грецией».2



2.2.Экономическое влияние.

В Европе рек много. Река стала торговым путём. Такие торговые маршруты образовывали связь между развитым Западом и богатым Востоком, способствовали развитию международных отношений и обогащению мировой культуры.

Одним из самых старых и протяженных являлся так называемый «Путь из варяг в греки». Его часть, что проходила по Руси, проложенная не только по рекам и озёрам, но и по суше, была в длину около 2800 километров. Он связывал между собой Варяжское море (раньше так называли Балтийское море), Русь, а позже многочисленные русские удельные княжества, Причерноморские степные просторы, занятые кочевыми народами, Византию, восточную часть распавшейся Римской империи, и Средиземноморье. Путь начинался в Балтийском море, купцы возвращались сюда, уже огибая всю Европу по морю. Чем же торговали купцы? Что привозили из далеких стран и продавали уже у себя на родине? Русские летописи часто упоминают различные пряности, вина, книги, ювелирные изделия, иконы, дорогую ткань (все это тогда было роскошью и большой редкостью, поэтому заслуживало особого внимания летописцев), ввозимые из Византийской империи. Киев и Волынь торговали через своих людей ремесленными изделиями, оружием, серебром и хлебом. Новгородцы торговали мёдом, воском, мехом пушных зверей, а также лесом, которого на родине было в избытке и так не хватало на юге. Балтийские страны предлагали свое оружие, лес и янтарь. Страны Западной Европы служили источником предметов искусства.

«Путь из варяг в греки» для славян имел огромное значение. Благодаря торговле на этом пути, славяне имели доступ к рынкам сбыта достаточно распространенного товара в своих местах. Торговый путь также связывал два важнейших политических и экономических центра древнерусского государства – Новгород и Киев, позволял быстро перемещаться по Руси. Также торговый путь способствовал развитию городов на его пути внутри государства, Постепенно Русь наладила связь с Византией (откуда на славянские земли пришла православная вера и вместе с ней технические новшества) и другими иноземными государствами.

«Путь из варяг в греки» часто служил дорогой для древнерусских полководцев, по которой они шли со своей ратью на врагов. В 880 году Олег, прозванный народом Вещим, совершил свой поход на города южной Руси, в том числе и на Киев. Со своей дружиной он шел вдоль, уже известного нам торгового маршрута. Следуя этому маршруту, он все дальше продвигался на юг, подчиняя своей власти все города на пути. Дойдя до Киева, он захватил его и объединил все славянские земли, создав мощную державу. Получается, торговый путь сыграл немаловажную роль в объединении Руси.

В 907 году Олег, пользуясь удобной водной дорогой, предпринял свой знаменитый поход на Царьград, взял его и заключил выгодное торговое соглашение с Византией.

В 941 году уже князь Игорь, повторив маршрут своего предшественника, напал на столицу Византии. Пользуясь различными водными ответвлениями торгового пути, князь Святослав, его еще называют древнерусским Александром Македонским за его полководческий дар, неоднократно ходил в походы в целях завоевания новых земель. В период удельных княжеств, когда Русь распалась на отдельные, независимые друг от друга княжества, этот путь верой и правдой служил различным князьям как транспортная сеть, и те часто пользовались этим, нападая друг на друга или кочевников.

Из в этого можно сделать вывод, что торговый «Путь из варяг в греки» имел не только большое экономическое, но и военное значение для Руси в разные моменты её истории.

    1. Культурное влияние.

Киевская Русь, приняв в 988 году христианство из рук Византии, унаследовала целую систему духовных, эстетических, моральных ценностей, свойственных христианской культуре.

Церковь играла крупную роль в экономической и политической жизни Древнерусского государства. С принятием христианства высшую церковную иерархию стало возглавлять византийское духовенство. Лишь при Ярославе киевским митрополитом был поставлен Илларион, русский по происхождению. По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык.

Несмотря на все сложности в отношениях с Византией, принятие Русью христианства от неё стало неизбежным. Здесь для Руси не существовало другой судьбы. Иудаизм и ислам был представлен соседними с Русью кочевыми и полукочевыми народами, весь образ жизни и менталитет которых был абсолютно чужд земледельцу-славянину. А униженный и маловлиятельный к концу X века Рим был слишком далеко. Весь ход становления и развития Древнерусского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью» Древней Руси.

Первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон в X-XI вв., которые потом копировали. Привозимые иконы помещались в ново построенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями. Русское слово «икона» восходит от греческого «эйкен», что означает изображение, образ, подражание.3

Иконопись строго следует богословским канонам письма иконы, разработанным в Византии на VII Вселенском Соборе ещё в 787 году. И древнерусская иконопись унаследовала традиционные принципы изображения святых, закреплённых иконописными подлинниками византийского образца.

Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославился Печерский монах-живописец Алимпий. Про него современники говорили, что он «иконы писать хитр был зело».4 Иконописание было главным средством существования Алимпия, но заработанные средства он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.

Византийский канон живописи не был безоговорочно принят русскими художниками. В живопись мастеров из Византии, творящих в Киеве, Новгороде и других городах, проникают русские образы. Например, роспись собора св. Софии в Киеве представляет собой один из великолепнейших образцов фресковой живописи XI века. Это один из самых ранних из известных нам памятников монументальной живописи, отлично сохранившийся. Византийская школа иконописи уже с XV века уходит новое дает Андрей Рублев, Дионисий Симон Ушаков и другие.

В период сложения на Руси каменной архитектуры, в конце X – XI века, роль византийского влияния была очень велика. Отсутствие собственных традиций каменно-кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих. Тем не менее, полного совпадения византийских и киевских построек даже в тот период не наблюдается.

Византийское искусство, унаследовав громадный опыт художественного развития античности, выработало к X веку особый вид храма, чья композиция и выразительность стали образцами для архитектуры всей Восточной Европы. Это был так называемый крестово-купольный храм, структура которого стала основополагающей для зодчества до монгольской Руси. На её основе были созданы оригинальные высокохудожественные произведения. Таким был первый каменный храм, построенный в 991-996г.г. на деньги князя Владимира - Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), впоследствии разрушенная татаро-монголами в XIII веке. В Киеве и Новгороде были построены Софийские соборы. Влияние Византии на строительство было велико и продолжилось на века.

Византийская культура оказала огромное влияние на музыкальную культуру, надолго определив путь развития русской музыки.

Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов.

Феодосием Печерским было введено на Руси основополагающее понятие византийской музыкальной эстетики – «ангел гласное пение». Оно сыграло важную роль в развитии русской церковной хоровой музыки всех последующих эпох. В Византии идея ангел гласного пения развивалась у Псевдо-Дионисия Ареопагита.5

Византийский канон лёг в основу певческой церковной культуры Древней Руси. Однако если в Византии музыкально-поэтический канон богослужения складывался постепенно на протяжении нескольких столетий и оформился окончательно к X веку, в Древней Руси канон был воспринят целиком вместе с крещением Руси и рассматривался как нечто незыблемое, священное. Его нарушение на Руси могло рассматриваться как ересь. В дальнейшем первоначальная византийская основа церковного пения видоизменялась, ассимилировалась на русской почве

















III. Заключение.

Я узнала очень многое о Византийской империи и о её влиянии не только на культуру Руси, но и политику и экономику. Но закончить хотелось красиво: «Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований от других культур. Так культура Киевской Руси унаследовала культуру многих восточнославянских племен, составивших ядро государства, она испытала влияние византийской культуры, которая оказала на нее заметное влияние. Внешнее культурное вторжение византийской культуры сыграло роль катализатора, вывело и дремотного равновесия, оно обогатило древнерусскую культуру. История культуры убеждает, что интенсивное усвоение чужой культуры дает на следующем витке развития мощный выброс собственно в окружающее культурное пространство. В свете сказанного русско – византийский и русско – балканский диалоги, стоящие у истоков русской культуры, перестают быть эпизодами, существенными для изучения далеко прошедших эпох, а входят в число долго действующих структурных факторов истории русской культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно – исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.»6























IV. Список литературы:



  1. Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000.

  2. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV–XV веков.– Л.: «Искусство», 1981.

  3. Орлов А.С. История России. М.-2004.

  4. Византия и Русь / Сост. Т.Б.Князевская. М.: Наука, 1989. - 336 с.









































V. Приложение.



1.Интерьер Софии Киевской





  1. София Константинопольская. Современный вид.

3. Богородица со святыми. Византийская икона. VI–VII вв. Монастырь Святой Екатерины. Синай.

1 Орлов А.С. История России. М.-2004.C.-7.

2 Орлов А.С. История России. М.-2004.C.-17.

3 Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.5-7.

4 Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.5-7.



5 Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.5-7.

6 http://nesusvet.narod.ru/ico/ref/molochkov.htm

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Влияние Византии на Русь

Автор: Агафонова Наталья Михайловна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Достижения культуры Древней Руси"
    ["seo_title"] => string(37) "dostizhieniia-kul-tury-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "260226"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448905838"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внешняя политика и международные связи с византией, печенегами."
    ["seo_title"] => string(67) "vneshniaia_politika_i_mezhdunarodnye_sviazi_s_vizantiei_pechenegami"
    ["file_id"] => string(6) "622386"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1673010184"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "История возникновения и развития старославянской письменности "
    ["seo_title"] => string(67) "istoriia-vozniknovieniia-i-razvitiia-staroslavianskoi-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "208124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430742235"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассное мероприятие:    Тема :  «История Российского государства» "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-tiema-istoriia-rossiiskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "140659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417977850"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Архитектура Руси X-XII веков. "
    ["seo_title"] => string(31) "arkhitiektura-rusi-x-xii-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "146193"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419103287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства