Умнейший человек России В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника, писал: «Цель исторической науки есть та же, как и цель жизни человеческой. Остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точные исторические моменты. Гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ». История в школах России не стояла букой в стороне, но активно способствовала возрождению народа, соборному нашему восстанию от свиноподобной бездуховной жизни к свету и смыслу. История не терпела и в прошлом праздных тунеядцев: рано или поздно она сбрасывала их в кучу ненужных отбросов. Тем более не терпит их она теперь. Мир не только мастерская, но и величайший храм, где всякий человек - луч божественного, неприкосновенная святыня. Нельзя забывать историю своей страны. Заботливое рассмотрение истории показывает нам, что много хорошего было и в Московской Руси. Немало его было и в более близком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по историческому краеведению»
47
Викторина по историческому краеведению «СИМБИРСКИЕ ПЕРЕКРЁСТКИ»
(10 КЛАСС)
«Твои дети - не твои дети.
Они порождены зовом,
Который жизнь
Обращает к самой себе.
Они приходят в мир благодаря тебе,
Но не ты их приводишь.
И хотя они с тобой,
Они тебе не принадлежат. Ты можешь предложить им
Свою любовь, но не свои мысли, Потому что мысли у них собственные.
Ты можешь дать приют их телам,
Но не их душам, Потому что их души
Обитают в доме завтрашнего дня, Который ты не можешь посетить
Даже в мечтах.
Ты можешь попытаться быть,
Как они.
Но не пытайся сделать их такими,
Как ты, Потому что жизнь
Не возвращается назад
И не останавливается
На дне вчерашнем».
Умнейший человек России В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника, писал: «Цель исторической науки есть та же, как и цель жизни человеческой. Остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точные исторические моменты. Гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ».
История в школах России не стояла букой в стороне, но активно способствовала возрождению народа, соборному нашему восстанию от свиноподобной бездуховной жизни к свету и смыслу. История не терпела и в прошлом праздных тунеядцев: рано или поздно она сбрасывала их в кучу ненужных отбросов. Тем более не терпит их она теперь.
Мир не только мастерская, но и величайший храм, где всякий человек - луч божественного, неприкосновенная святыня. Нельзя забывать историю своей страны. Заботливое рассмотрение истории показывает нам, что много хорошего было и в Московской Руси. Немало его было и в более близком
прошлом. Пора оценить это ценное, что есть в нашей истории, заботливо поднять её семена и оживить силою мысли. Изучая историю, запаситесь совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах: они дёшевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, о моральных поступках, о нравственном поведении в истории. Назовём главные источники информации, которыми пользуется современный ученик: Интернет, телевидение и редко - книга. Водопад новых исторических фактов, обрушившийся на нас в последние два десятка лет, разнёс вдребезги привычные представления о многих исторических событиях. Любовь к Родине - это как воздух, которым дышишь, чтоб жить: он просто должен быть. Точно так же и сыновья проявляют любовь к Родине, только при её наличии человек на Руси живёт полноценно, ярко и счастливо. Для него важно и дорого всё, что вокруг, он стремится быть полезным и нужным, переживает за неудачи и трудности родной земли. Мир социальной гармонии рухнул. Этот холодный душ не сразу, но с каждым годом всё сильнее и сильнее отрезвлял, закружившиеся было, головы, пробуждал задремавшие гены разумности и патриотизма, а Бог наградил Россию Путиным. У народа вновь появилась вера в себя и свою страну, появилась надежда выстоять в очередных неизбежных битвах за Россию. Но, чтобы это произошло, необходимо уроки истории восстановить и оживить ключевыми ценностями патриотизма.
ВОПРОС №1
Работа над главным трудом - «История государства Российского» длилась более двух десятилетий- с 1804 по 1826 год. 190 лет прошло. Карамзин сначала тщательно изучал эпоху по многочисленным источникам и уже на этом научном фундаменте строил своё повествование. Но это не значило, что художник иллюстрировал данные добытые историком. Карамзин выступал в своём произведении с результатами одновременного и единого историко-научного и художественного познания прошлого. Отказ Карамзина от «вымысла» не означал отрицания вообще возможностей художественного исследования истории. Не годилась старая поэтика, нужны были поиски новых принципов художественного познания и изображения прошлого, которые бы не противоречили историческим фактам и не искажали историческим фактам и не искажали истину, но помогали её открытию. В «Истории государства Российского» нет не только любовных, но вообще вымышленных сюжетов. Пример. Во время посещения Казани в памяти туристов запоминается легенда о несчастной Сююмбике. Народная молва 465 лет упорно связывает с её именем высокий семиярусный минарет с которого будто бы царица бросилась вниз, желая навеки остаться со своим народом.
а. Как описывает это событие Н.М. Карамзин о лете 1551 года?
В «Истории Государства Российского» есть главы, посвященные судьбе казанской царицы Сююмбике. Поэтическая интонация, пластическая яркость и красочность языка, придающие «особую достоверность всей исторической картине».
И была та царица Казанская
Так прекрасна, умна, рассудительна,
Что, подобно ей, не было женщины
Среди, жен всех казанских и девушек,
Даже в стольной Москве нашей царственной
Между жен, дочерей наших княжеских
Отыскать нелегко ей соперницы... (Приложение 1)
Симбирский художник Василий Григорьевич Худяков посвятил картину «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» (1870) (Приложение 2), Идею картины нашел у Карамзина Н.М., к сочинениям которого часто обращались русские мастера исторической живописи.
Народная молва упорно связывала с именем Сююмбике высокий семиярусный минарет, с которого будто бы царица бросилась вниз, желая навеки остаться со своим народом. На самом деле, как писал Карамзин, Сююмбике и ее малолетний сын Утемиш-Гирей, в двухлетнем возрасте поставленный на царство, стали невинными жертвами дипломатических игр между казанскими феодалами и правительством Ивана Грозного, всеми средствами добивавшегося присоединения Казани к русскому государству. Летом 1551 года царице с сыном надлежало покинуть Казань и выехать в Москву.
Вот как описывал это событие Н. М. Карамзин: "Не только Сююнбека, но и вся Казань проливала слезы, узнав, что сию несчастную как пленницу выдают Государю Московскому. Не укоряя ни Вельмож, ни граждан, Сююнбека жаловалась только на судьбу... Весь город шел за нею до реки Казанки, где стояла богато украшенная ладия. Сююнбека тихо ехала в колеснице; пестуны несли ея сына. Бледная, слабая, она едва могла сойти на пристань и, входя в ладию, с умилением поклонилась народу, который пал ниц, горько плакал, желал счастия бывшей своей Царице". Мы почти не располагаем сведениями об этюдном материале, который, без сомнения, Худяков собирал, следуя своим принципам создания большой картины. Чрезвычайно важной была работа над образом Сююмбике, имя которой в Казани окружено любовью и почитанием. Сохранились воспоминания о том, что в Казани Худяков держал ателье, работая над замыслом "Царицы Сююмбике».
Башня Сююмбике, входящая ныне в состав Губернаторского Дворца – это историческая жемчужина Казанского Кремля и архитектурная эмблема Казани. (Приложение 3)
Ханша Суююмбике правила Казанским ханством в 1549-1551 годах в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына, который стал наследником ханского престола в грудном возрасте. Суююмбике – одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которая была главой государства.
Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.
Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу. Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву: «Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же! Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих — тебе и мне!». И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях. [37].
б. Иоанн IV, прозванный Грозным, принимает на себя титул царя и венчается на царство в Успенском соборе Кремля (1547г.). В чём значение этого события?
В семнадцать лет неожиданно для окружающих Иван IV объявил о своем твердом намерении стать русским Царем-самодержцем. Воспринимая себя как
приемника Византийских Императоров и ощущая мистический смысл коронации, Иван IV потребовал, чтобы чин его венчания на царство был таким же, как в
Византии. 16 января 1547 г. произошло венчание на царство (коронация) первого русского Царя. Торжественный церковный обряд коронации включал в себя вручение Царю символов его власти (шапка Мономаха, скипетр) . Таинство Миропомазания и другие церковные обряды, в частности, провозглашение Царем Символа православной веры. Весь торжественный ритуал венчания на царство должен был подчеркивать то, что Российское государство является законным наследником и преемником Рима «ветхого» (императорского) и Рима «нового» (Византии) . Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Миропомазание Царя во время коронации свидетельствовало православным людям о благодатном даровании ему Богом способностей, необходимых для нелегкого царского служения. Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды – в обряде Крещения. Начиная с Ивана IV, русский царь был единственным человеком в мире, над которым Церковь совершала это таинство дважды. Есть несколько версий, но самая распространенная следующая: титул царь - переделка римского титула "цезарь". Называя себя цезарем, русский великий князь хотел подчеркнуть преемственность Российского государства от Римской и Византийской империй. Как раз в начале 16 в. была придумана и теория "Москва - третий Рим", согласно которой, Московское государство после разгрома Константинополя турками стало третьим и последним центром мирового христианства.
Цели принятия титула - подчеркнуть превосходство русского государя перед другими монархами, повысить авторитет и уважение России в Европе, а также подчеркнуть превосходство монарха над боярами, тем самым ограничивая влияние последних на государственную жизнь.
в. Перечислите известных вам государственных деятелей и полководцев времён Ивана Грозного и подчеркните имена тех из них, кто погиб в результате террора царя.
Имена государственных деятелей
Басманов А.Д. Русский воевода, приближенный царя Ивана IV, боярин, один из руководителей опричнины.
Жизнь Ивана Грозного открывала бездну возможностей для построения любовного сюжета - у царя было семь жён и бессчётное число тех, кто оказался жертвами его «бесстыдного любострастия». Но Карамзин исходил из общественных условий, которые определяли и характер царя, и его поступки, и «эпохи мучительства», потрясавшие всю Россию. Уровень интеллектуального окружения у историка был очень высокий. Когда скончался наш великий историк Николай Михайлович Карамзин, то именно Пушкин сменил его на посту государственного историка. Очень много сделал для прославления России, русской истории Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин говорил: «Я не хочу иметь никакой другой истории, кроме той, что Господь Бог дал для России». Для Пушкина «История» Карамзина - крупное достижение русской литературы начала 19 века, не только историческое, но и патриотическое произведение, которым можно гордиться перед Европой. Произведение А.Пушкина «Борис Годунов» - историческая трагедия была написана Пушкиным в селе Михайловском в период с декабря 1824 года по 7 ноября 1825 года. Основой для сюжета послужило содержание вышедших в марте 1824 г. 10 и 11 гг. «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина (1776 - 1826 г.г.), посвященных периоду от начала царствования Фёдора Иоанновича (1584 г.) до избрания на престол князя Василия Шуйского (1606 г.). В 1826 году рукопись «Бориса Годунова» была представлена Пушкиным Николаю I. Наложенная царём резолюция («с нужным очищением» переделать «в историческую повесть»). Впервые историческая трагедия вышла в Петербурге в конце 1830 г. (с датой издания 1831 г.) была посвящена памяти Н.М. Карамзина.
«Драгоценный для россиян памяти
Николая Михайловича Карамзина
Сей труд, гением его вдохновлённый,
С благоговением и благодарностию
Посвящает Александр Пушкин».
а. Почему 1591 год считают горьким для России? От события, которое произошло в этом году начался счёт годам Смутного времени. Дайте краткий отчёт этого времени. (Приложение 4)
б. Перечислите основных деятелей Смутного времени. У русского историка 19 века И.Е. Забелина есть книга о деятелях начала 17 века, имеющая
подзаголовок «Прямые и кривые в Смутное время». Попробуйте на основе материала №24 -26 по «Истории Отечества» (6 класс) составить два списка деятелей Смутного времени.
Забелин Иван Егорович (17.09.1820—31.12.1908) — русский историк. Родился в семье мелкого чиновника. После смерти отца в 1832 году воспитывался в Преображенском сиротском училище, где «старозаветное, спартанское, суровое и жестокое» воспитание не помешало ему познакомиться со многими книгами, пробудившими в нем любовь к истории. В 1837 году Забелин был зачислен канцелярским служителем в Оружейную палату Московского Кремля, где изучал русские древности, был экскурсоводом и разбирал богатейший архив. В 1842 году Забелин начал публиковать результаты своих изысканий и быстро вошел на равных в среду молодых московских историков. Не разделяя идеи ни западников, ни славянофилов, Забелин испытал влияние классической немецкой философии и позитивизма, и его работы, основанные на огромном архивном и археологическом материале, имеют значение ценного источника для ученых-мыслителей, концептуалистов.
Широко известен Забелин как историк Москвы. Основные его труды — «Домашний быт русских царей», «Домашний быт русских цариц», «История русской жизни», «Минин и Пожарский», «О металлическом производстве в России до конца XVII в.», «История города Москвы».
Книга Забелина «Минин и Пожарский» (Приложение 5)
«Кривыми» Смутного времени названы необузданные честолюбцы и карьеристы. «Кривые» ввергли страну в стихию грабежей, ненависти, в кризис экономики, нравственности.
«Прямые» же связаны с народным движением, возглавленным Мининым и Пожарским, вокруг которых сплотились все честные, патриотически настроенные люди России, принадлежавшие к самым разным социальным слоям. Не дворцовые интриги, не революции, а нравственный и гражданский поворот общества с «кривых дорог на прямой путь», по мнению автора, позволили установить «покой и тишину, и соединение государству, как было доселе...».
«Прямые»: -староста Кузьма Минин и Пожарский, Трубецкой, костромской крестьянин Иван Сусанин. Скопин-Шуйский, патриарх Гермоген
«Кривые»: -Вождь «воровских» казаков атаман Иван Заруцкий, Марина Мнишек, Василий Шуйский
ВОПРОС №3
В очерке «Лучше поздно, чем никогда» И.А. Гончаров писал: «Я жил в трёх эпохах, и они оттиснулись во мне и в моих сочинениях, в доступном мне быту, насколько хватило у меня сил и таланта». Если мы не будем углубляться в психологическую и духовную особенность каждой из пережитой писателем эпох, а только обратимся к датам его жизни, то осознаем, что И.А. Гончаров жил и творил при правлении четырёх русских императоров: Александр I, Николай I, Александр II и, наконец, Александр III. Каждый из них был связан с той или иной эпохой русской жизни и оставил определённый след либо в биографии, либо в творчестве писателя. В феврале 1855 года, через неделю после возвращения Гончарова из путешествия на фрегате «Паллада» скончался император Николай I. В России, в том числе и в жизни Гончарова, начиналась новая эпоха. Новый государь Александр Николаевич Романов (1818-1881 г.г.) пробудил в обществе дремавшие надежды на политические изменения. Ни один из императоров не был так близок Гончарову по духу, как царь-освободитель. Позже в «Необыкновенной истории он дал царствованию Александра 2 самые восторженные оценки: «С 1855 года начался ряд реформ - и я, конечно, рукоплескал им и теперь благословляю руку, совершившую их! Царствование Александра II стало второю великою преобразовательною эпохою (после Петра I). Он её творец. Это было всегда моею мыслию - и я поклонялся великой фигуре современного героя, который наполнил свой век - не военною славою, идя вслед другим, а славою мира, на охранение которого и посвятил свою жизнь, своё царствование и все силы России! А потом - суды, свобода печати, земство! Другим стало бы этого на десять царствований! Он сделал это один - и Россия благословила его!»
Дайте краткую характеристику главным реформам Александра П.
60-70-е гг 19в.- «Великие реформы» Александра 2.
Крестьянская
1861
1.Положила начало ускоренной модернизации России
2.Дала свободу миллионам людей
3.Дала импульс экономическому и социальному прогрессу страны
4.Создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования
5.Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране
Военная
Военная
1.введена всеобщая воинская повинность с21 года.
2.Вводились льготы, освобождавшие от службы категории населения граждан: имевшие 1 сына у родителей, кормильца семьи, представители малочисленных народов
3. вводились льготы, сокращавшие срок службы для людей с образованием
4. сократилась численность армии без снижения ее военного потенциала
5.создавались новые рода войск -железнодорожные войска
6. началось строительство железных и шоссейных дорог стратегического назначения, идущих к западной границе России
7. производилось перевооружение армии, Россия и Германия стали монополистами в производстве стальных орудий
8. проведена коренная реконструкция на военных заводах
9. проводилась реформа военно-учебных заведений с целью подготовки офицерского состава. Доступ в армию стал открытым всем сословиям. Создана сеть юнкерских 2 летних училищ, куда принимались лица со средним образованием. Производство в офицеры предполагало обязательное окончание этих заведений
Судебная
1864
1.Старый сословный суд заменялся бессословным.
2. вводились новые принципы судопроизводства: гласность
Открытость
Публичность
Состязательность процесса
Независимость судей от администрации ( они утверждались царем и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду
3. Вводился суд присяжных.
4.Упрощена структура судов. Они делились на мировые
Общие
Военные
Земская
1864
1.учреждались всесословные органы местного самоуправления - земства
1. реформа расширила сеть учебных заведений в стане.
2. установила в образовании 3 ступени
1 ступень - начальные школы: государственные, церковноприходские, воскресные со сроком обучения 3 года.
2 ступень -гимназии –классические и реальные
3ступень -университеты, право поступления в которые давало только окончание гимназии.
3. был принят новый университетский устав 1863г.
Университетами была возвращена прежня автономия. Совет университета имел право избирать ректора
Утверждать смету расходов
Присуждать ученые степени
Назначать стипендию студентам
Число обучающихся студентов увеличено
Городская
1870
1. «Городовое положение» вводило в городах бессословные органы -городские думы
2. Думы формировались на основе имущественного ценза
3. В зависимости от уплаты налога городские избиратели делились на 3 курии.
4. Компетенции думы ограничивались хозяйственными вопросами городского строительства и торговли, промышленности, здравоохранения и образования
ВОПРОС №4
- Кто из российских правителей признался; «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»?
Шапка Мономаха относится к числу самых древних регалий. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».
Возможно, именно она впервые в 1572году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».
Согласно официальной государственной теории, появившейся в 16 веке («Сказание о князьях Владимирских»), этот дар византийского императора Константина 9 Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти
русских правителей от византийских императоров.
Шапка Мономаха это символ российской власти периода средних веков. Покрытый золотом и драгоценными камнями головной убор получил в дар киевский князь Владимир Мономах от византийского императора (и своего деда) Константина IX Мономаха. Шапка Мономаха изготовлена предположительно в конце 13 - начале 14 века.
По старинным русским поверьям , изумруд-камень мудрости, хладнокровия и надежды. Верили, что человек, который носит рубин – будет пользоваться увадением и почетом. рубин воодушевляет своего владельца на велкие дела. Жемчуг – долголетиеи процветание.
Сейчас она находится в Оружейной палате Московского кремля.(Приложение 6)
- Под руководством какого предводителя было самое раннее народное восстание и в какие годы?
Предводитель
Хронологические рамки восстания
Имя правителя, в годы которого произошло восстание
Разин
1667-1671 гг
Тишайший Алексей Михайлович
Болотников
1606-1607гг
Шуйский Василий Иванович
Пугачев
1773-1775гг
Екатерина 2
Булавин
1707- 1708гг
Петр 1
Самое раннее восстание произошло в начале 17в. под руководством Ивана Исаевича Болотникова ( вторая половина 16-1608г, Каргополь).
(Приложение 7)
Летом 1606 г. на Северской Украине началось одно из самых крупных крестьянских восстаний феодальной Руси. Главной силой восстания были закрепощенные крестьяне и холопы. Вместе с ними против феодального гнета поднялись казаки, посадские люди и стрельцы пограничных (украинных) городов. Восстание не случайно началось на юго-западе Русского государства. Здесь в большом числе скопились беглые крестьяне и холопы, искали убежища уцелевшие участники восстания Хлопка. Население этою района, в частности население обширной и многолюдной Комарицкой волости, расположенной невдалеке от границы, уже выступало против Годунова и поддержало Лжедмитрия I. Борис Годунов ответил на это полным разорением волости. В такой обстановке легко могло возникнуть новое восстание. Выдающуюся роль в восстании Болотникова сыграли крестьяне Комарицкой волости, ставшей одним из основных центров движения. Активно участвовало в нем и посадское население.
Вместе с русским крестьянством против феодальных порядков выступили и трудящиеся массы многонационального населения Среднего Поволжья — марийцы, мордва, чуваши, татары.
Иван Исаевич Болотников был военным холопом князя Телятевского, что помогло ему приобрести профессиональные навыки и знание военного дела. В молодости Болотников бежал от Телятевского в степь к казакам. Он был захвачен в Диком Поле татарами, которые продали его в рабство в Турцию, где
Болотников стал невольником на галере. Из невольничества он был освобожден во время поражения турок в морском бою и привезен в Венецию. Отсюда через Германию и Польшу он вернулся на родину. Летом 1606 г. он появился на «московском рубеже» в тот момент, когда на Северской Украине быстро нарастало народное движение, вождем которого он стал. Сохранившиеся показания современников рисуют Болотникова мужественным, энергичным вождем, человеком, способным пожертвовать за народное дело своей жизнью, талантливым полководцем.
Поход на МосквуВосстание, начавшееся летом 1606 г., быстро распространялось на новые районы. Население городов и деревень южной окраины Русского государства присоединялось к восставшим.
В июле 1606 г. Болотников начал поход на Москву из Путивля через Комарицкую волость. В августе под Кромами восставшие одержали крупную победу над войсками Шуйского; она открыла дорогу на Орел. Другим центром развернувшихся военных операций был имевший важное стратегическое значение Елец, который примкнул к восставшим. Попытка осадивших Елец царских войск взять город окончилась неудачей. Победой восставших под Ельцом и Кромами завершается первый этап похода на Москву.
23 сентября 1606 г. Болотников одержал победу под Калугой, где сосредоточивались основные силы армии Шуйского. Это событие имело огромное значение для дальнейшего хода борьбы. Оно открывало восставшим путь на Москву, вызывало распространение восстания на новые большие районы, вовлекало в восстание новые слои населения.
Осенью к отрядам Болотникова, продвигавшимся по направлению к столице, присоединились служилые землевладельцы. Рязанские дворяне-помещики пришли во главе с Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым, а тульские и веневские — под предводительством сотника Истомы Пашкова. Увеличение армии Болотникова за счет дворянских дружин сыграло отрицательную роль. Дворяне присоединились к Болотникову только из желания воспользоваться крестьянским движением как средством для борьбы с правительством царя Василия Шуйского. Социальные же интересы дворянства были противоположны интересам основной массы восставших.
Главной задачей восстания являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодальной эксплуатации и гнета. В этом заключался
смысл тех призывов, с которыми Болотников обращался в своих «листах» (прокламациях) к «боярским холопам» и бедноте Москвы и других городов. Призывы Болотникова сводились к тому, чтобы восставшие горожане «побивали бояр... гостей и всех торговых людей», а крестьяне расправлялись бы с феодалами в деревне, захватывали их земли и ликвидировали крепостническую зависимость. Политическим лозунгом восстания Болотникова было провозглашение царем «царя Дмитрия». Вера в него была присуща не только рядовым участникам восстания, но и самому Болотникову, называвшему себя лишь «большим воеводой» «царя Дмитрия». Этот идеальный «царь Дмитрий» не имел ничего общего с польским ставленником Лжедмитрием I. Лозунг «хорошего» царя представлял собой своеобразную крестьянскую утопию.
Одним из крупнейших центров борьбы во время восстания Болотникова была Астрахань. Астраханские события далеко выходили за хронологические рамки восстания Болотникова. Правительству удалось подавить это движение лишь в 1614 г., начало же открытой борьбы в Астрахани относится еще к последнему году царствования Годунова. Астрахань являлась одним из самых стойких центров борьбы. Восстание в городе было направлено не только против дворян, но и против торговых людей. Движущей силой астраханского восстания была беднейшая часть городского населения (холопы, ярыжки, работные люди), кроме того, в восстании активную роль играли стрельцы и казаки. Выдвинутые астраханскими низами «царевичи» (один холоп, а другой пашенный крестьянин) коренным образом отличались от таких самозванцев, как Лжедмитрий I и впоследствии Лжедмитрий II, являвшихся ставленниками иностранных интервентов.
Отсутствие связи между восставшим населением отдельных городов лишний раз подчеркивает стихийный характер восстания Болотникова. Продвигаясь от Калуги, восставшие одержали победу над войсками Василия
Шуйского у села Троицкого (под Коломной) и в октябре подошли к Москве. Осада Москвы явилась кульминационным пунктом восстания. Положение в осажденной столице было крайне напряженным вследствие обострения классовых противоречий среди населения Москвы. Еще до прихода Болотникова правительство, боясь народных масс, заперлось в Кремле. Осада еще более обострила обстановку. В Москве появились прокламации («листы») Ивана Болотникова, в которых он призывал население к сдаче города. Болотников посылал в Москву своих верных людей, перед которыми ставил задачу поднимать народные массы на борьбу. Однако уже в этот период сказались слабые стороны восстания, приведшие затем к его спаду и подавлению.
Отряды Болотникова не были ни однородны по своему классовому составу, ни едины по своей организации. Их основное ядро составляли крестьяне, холопы и казаки, которые и в дальнейшем остались верными Болотникову и сражались до конца. Присоединявшиеся же к Болотникову по мере его продвижения к Москве дворяне изменили на определенном этапе восстания и перешли на сторону правительства Василия Шуйскою.
Осаждавшая Москву армия Болотникова насчитывала в своих рядах около 100 тыс. человек. Она распадалась на полусамостоятельные отряды, имевшие во главе своих воевод (Сумбулов, Ляпунов, Пашков, Беззубцев). Иван Болотников был «большим воеводой», осуществлявшим верховное командование.
Правительство Шуйского предприняло ряд мер с целью разложения армии Болотникова. В результате этого изменили Болотникову случайные попутчики и дворянско-помещичьи элементы — рязанцы во главе с Ляпуновым и Сумбуловым. Позднее изменил Болотникову Истома Пашков. Это был крупный успех Василия Шуйского в борьбе с Болотниковым.
Поражение Болотникова под Москвой 27 ноября Василию Шуйскому удалось нанести поражение Болотникову, а 2 декабря выиграть решающее сражение у деревни Котлы. Поражение Болотникова под Москвой произошло в результате изменения соотношения сил борющихся сторон. В конце ноября Шуйский получил большое подкрепление: на помощь ему подошли смоленские, ржевские и другие полки. В армии Болотникова также произошли изменения, ослабившие ее: к этому времени относится измена Истомы Пашкова, перешедшего 27 ноября на сторону
Шуйского вместе со своим отрядом. Поражение Болотникова 2 декабря коренным образом изменило обстановку в стране: оно означало снятие осады Москвы, переход инициативы в руки воевод Шуйского. Царь жестоко расправился с захваченными участниками восстания. Однако борьба восставших крестьян и холопов не прекратилась.
После поражения под Москвой главными базами восстания становятся Калуга и Тула. Район, охваченный восстанием, не только не уменьшился, а, наоборот, расширился, включив в себя города Поволжья. В Поволжье против крепостников выступили татары, мордва, мари и другие народы. Таким образом, борьба шла на большой территории. Особенно острым было положение в районе Рязани — Брянска и в Среднем Поволжье, не затухала борьба и в Новгородско-Псковской области, на Севере и в Астрахани. Кроме того, возникшее на Тереке движение, возглавлявшееся самозванцем «царевичем» Петром, мнимым сыном Федора Ивановича (это имя принял Илья Горчаков, происходивший из посадских людей города Мурома), к началу 1607 г. переросло рамки чисто казацкого выступления и слилось с восстанием Болотникова. Правительство Шуйского стремилось подавить все центры и очаги восстания. Болотников был осажден в Калуге войсками Шуйского. Безуспешная осада Калуги продолжалась с декабря 1606 г. по начало мая 1607 г. Во втором важнейшем центре восстания — Туле находился «царевич» Петр.
Борьба под Калугой завершилась в мае 1607 г. битвой на реке Пчельне, где войска Шуйского были наголову разбиты и бежали. Поражение войск Шуйского и снятие осады Калуги означало огромный успех восстания Болотникова. Это привело к острому конфликту между царем и боярами, требовавшими отречения Василия Шуйского.
После поражения войск Шуйского на Пчельне и снятия осады с Калуги Болотников отошел к Туле и объединился там с «царевичем» Петром.
За это время Шуйскому удалось собрать новые силы и достигнуть временного соглашения между основными группами господствующего класса — боярами и дворянами. Поддержка дворянства была получена Шуйским благодаря ряду мероприятий. Одним из важнейших среди них было законодательство по крестьянскому вопросу. Дело сыска беглых крестьян в результате противоречивого законодательства Бориса Годунова и Лжедмитрия I находилось в очень запутанном состоянии. Из-за беглых крестьян шла острая борьба между землевладельцами. Уложение 9 марта 1607 г., являвшееся основным законодательным актом правительства Шуйского по вопросу о крестьянах, имело своей целью пресечение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому. Уложение устанавливало 15 летний срок для сыска беглых крестьян. Издание этого закона отвечало требованиям землевладельцев и в первую очередь помещиков. Оно должно было повлечь за собой прекращение острой борьбы из-за беглых крестьян между отдельными группами землевладельцев, а следовательно, и объединить их для борьбы с Болотниковым. Законодательство Шуйского, укрепляя крепостничество, ухудшало положение крестьян. Политика Шуйского в отношении крестьян и холопов была подчинена целям подавления восстания Болотникова.
21 мая 1607 г. Василий Шуйский начал новый поход против Болотникова и «царевича» Петра, закрепившихся в Туле. В Серпухове были сосредоточены войска, предназначенные для осады Тулы, во главе которых стал сам царь. Первая встреча царских войск с отрядами Болотникова произошла на реке Восьме и закончилась поражением восставших. Неудачным для Болотникова было и сражение на реке Вороньей (в 7 км от Тулы). Шуйский начал осаду Тулы, четырехмесячная оборона которой явилась заключительным этапом в истории восстания Болотникова.
Несмотря на численное превосходство войск Шуйского, осажденные мужественно защищали Тулу, отражая все штурмы врага. Осенью на реке Упе осаждающими была сделана плотина, вызвавшая наводнение. Вода залила в Туле погреб с боеприпасами, испортила хлебные и соляные запасы. Но и положение Василия Шуйского под Тулой было сложным. В стране шла непрекращающаяся борьба крестьян и холопов. Появился новый самозванец, объявивший себя в городе Стародубе-Северском «царем Дмитрием». Этот авантюрист, выдвинутый враждебными Русскому государству польскими феодалами, широко использовал социальную демагогию, пообещав крестьянам и холопам «вольность». Имя «царя Дмитрия» первоначально привлекало к самозванцу широкие народные массы. В сентябре 1607 г. Лжедмитрий II начал поход из Стародуба на Брянск.
В этих условиях Шуйский предпринял переговоры с защитниками Тулы о капитуляции, обещав сохранение жизни осажденным. Истощенный гарнизон Тулы сдался 10 октября 1607 г., поверив ложным обещаниям царя. Падение Тулы было концом восстания Болотникова. Закованные в железо Болотников и «царевич» Петр были доставлены в Москву.
Сразу же по возвращении Василия Шуйского в Москву «царевич» Петр был повешен. На расправу же с подлинным вождем восстания Иваном Болотниковым Шуйский решился лишь через полгода после взятия Тулы. Иван Болотников был отправлен в Каргополь и там в 1608 г. был сначала ослеплен, а затем утоплен.
Историческое значение восстания Ивана Болотникова Восстание Болотникова, охватившее огромную территорию, является первой крестьянской войной в России. Крепостные крестьяне составляли основную движущую силу восстания. Причины, вызвавшие его, коренились в тех отношениях, которые существовали между крестьянством и феодалами-землевладельцами. Восстание Болотникова относится ко времени резкого усиления крепостнической эксплуатации крестьянства, юридического оформления крепостного права. Осуществление целей восставших под руководством Болотникова крестьян и низов посада могло бы привести к существенным социальным переменам в жизни страны, к ликвидации крепостнического строя.
Крестьянские восстания эпохи феодализма (в том числе и восстание Болотникова) носили стихийный характер. Это выражалось, в частности, в том, что восставшие не имели программы переустройства общества. Они стремились разрушить существующий крепостнический строй, но не знали, как построить новый. Вместо этого они выдвинули лозунг замены одного царя другим. Отсутствие ясной программы ограничило задачу движения борьбой с конкретными носителями угнетения в той или иной местности без установления сколько-нибудь прочной связи между различными очагами восстания, вызывало организационную слабость движения. Отсутствие класса, способного возглавить это движение, преодолеть его стихийный характер, выработать программу движения и придать ему организационную крепость, определило и самый исходвосстания.
ВОПРОС №6
В качестве кого пытались использовать польские шляхтичи Ивана Сусанина?
а). проводника
Б). Языка
В). Доцмана
Г). Экскурсовода
Проводник Сусанин Иван (Приложение 8) — крестьянин Костромского уезда с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. У него была дочь Антонида, выданная замуж за крестьянина Богдана Сабинина(написание его фамилии различно — Собинин и Сабинин). Родились ли уже тогда дети Богдана и Антониды, внуки Сусанина — Даниил и Константин, — неизвестно. О жене Сусанина нам неизвестно ничего, но поскольку ни в документах, ни в преданиях она никак не упоминается, то, скорее всего, к этому времени она уже умерла. Судя по тому, что Сусанин имел замужнюю дочь, был он уже в зрелом возрасте. В ряде преданий Сусанина называют то старостой домнинской вотчины, то более поздним термином — бурмистром. Документальных сведений об этом нет, но верность этого утверждения убедительно обосновал протоиерей А. Домнинский. Сусанин был крепостным дворян Шестовых. Крепостное право тогда уже существовало, хотя и в более мягких формах, чем позднее. Так что для Сусанина и Марфа Ивановна, и Михаил были господа. Согласно преданиям, родом Иван Сусанин был из близлежащей деревни Деревнище(позднее — д. Деревенька). Судя по названию, это достаточно старое
селение, однажды уже бывшее заброшенным(«Деревнище» — место, где была деревня). Но сам Иван жил в Домнине, а в Деревнище жили Богдан и Антонида Сабинины. Ряд преданий сообщает нам отчество Сусанина — Осипович. Чтобы правильнее понять все, что происходило дальше, необходимо помнить, что, во-первых, шла война, и Михаил для Сусанина был свой — русский, православный, много ни за что настрадавшийся подросток. Конечно, жители домнинской вотчины хорошо знали о судьбе и Марфы Ивановны(в народных преданиях она нередко называется«Оксиньей Ивановной», т. е. ее помнили и по мирскому имени), и ее мужа, и их детей. Во-вторых, надо учесть и известную патриархальность отношений крестьян и помещиков на протяжении веков, ведь первые не только боролись со вторыми, известно и много иных примеров. Вспомним хотя бы отношения пушкинских Савельича и Гринева. К тому же, если дело происходило в феврале 1613 года, то нельзя совсем исключить, что Сусанин мог знать о том, что дело идет к избранию Михаила царем.
В начале XVII в. в пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Враги, захватив Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля. Русский народ подымался на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение. Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 г. русские
ополченцы, разгромив врага, освободили Москву. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, который в то время находился в своей костромской вотчине. В марте того же года совершил свой подвиг крестьянин села Домнино Иван Сусанин. Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 г., другие — по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же«дожила» до наших дней. Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды. Летописец горестно отмечал:«Сами видите, что они ныне над нами чинят: всегда в очах наших всем нам смерть показуют, и надругаются, и насилуют нас, и дома наши у нас отнимают, яко волцы зубы своими скрежегчут, и грозят нам и претят смертию». В то время избранный Земским собором на престол молодой русский царь Михаил Романов находился в селе Домнино Костромского уезда. Польские феодалы
были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре-предатели. Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. В то тяжелое для нашего народа время одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своем пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его. Отряд, численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на Деревнищи, что в трех километрах от Домнина. Пьяные, оборванные и голодные паны ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника. Иван Осипович Сусанин, как утверждают некоторые источники, более 20 лет был старостой в селе Домнино. У него были дочь Антонида и две сестры. Он старался делать добро людям. В течение многих лет воспитывал двух мальчиков-сирот: Богдана(впоследствии стал его зятем) и Ваню. В то время Сусанин жил в Деревнищах Костромского уезда Шачебольского стана в одном доме с дочерью, как было уже сказано, и зятем Богданом Сабининым. Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. И тогда Сусанин решил погубить ненавистных врагов
ценою собственной жизни. Согласившись быть проводником, он предложил«гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино и горланили песни. Когда рассвело, старик повел незваных«гостей» по замерзшей, но имевшей много прорубей —«окон» речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней-то и находились непроходимые места. В это время к деревне Перевоз с запада и северо-запада стали подходить толпы возмущенных крестьян, вооруженных вилами, косами и кольями. Перепуганные шляхтичи стали просить Сусанина вывести их кружным путем на Ярославскую дорогу, предлагали за это деньги. Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина веревкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.
Ты обманул нас! — кричали шляхтичи, окружив Проводника Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете, — сказал Сусанин.
Выбившиеся из сил, обледеневшие паны просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них на-грабленное золото. Но старик был непоколебим.
Вот вам голова моя, — спокойно говорил он, — но Москвы вам не видать.
Враги яростно набросились на него и изрубили саблями. К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших панов, а затем обнаружил и тело Сусанина. Существует несколько версий о времени действия подвига Ивана Сусанина. В нашем сознании(благодаря опере М. И. Глинки, многочисленным картинам, художественной литературе) прочно укоренился образ Сусанина, ведущего поляков лесом среди сугробов. Однако есть основания для предположения, что сусанинский подвиг пришелся совсем на другое время года — на осень. В целом ряде народных преданий, записанных в XIX веке, повествуется, как Сусанин спрятал Михаила в ямнике недавно сгоревшего овина и даже будто бы прикрыл его обгоревшими бревнами. Еще в начале нашего века жители Деревеньки показывали яму, якобы, от этого самого овина. Версию о спасении царя в ямнике сгоревшего овина отрицали практически все исследователи. Но если в этом предании сгоревший овин не выдумка, а реальность, то это несомненным образом указывает на осеннее время года, поскольку овины
топились в основном осенью и сгорали в основном тогда же. Убедительнее всего
эту версию обосновал протоиерей А. Домнинский писавший:«Историки говорят, что смерть Сусанина… случилась в феврале или в марте 1613 года; а мне думается, что это событие случилось осенью 1612 года, потому что в нашей местности, в феврале или в марте месяцах, никак невозможно ни пройти, ни проехать кроме проложенной дороги. В нашей местности к огородам и лесам наносит высокие бугры снега в сии месяцы… а историки, между тем, говорят, что Сусанин вел поляков все лесами и не путем и не дорогою».
Впрочем, мы, видимо, никогда не узнаем, как оно было все на самом деле — слишком много деталей нам неизвестно, а те, что известны, мы, вероятно, трактуем неправильно. В XVIII веке Сусанина вспоминали(в искусстве, в политике) крайне редко. В условиях национального подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года, интерес к личности легендарного крестьянина заметно возрастает. Вскоре после окончания войны с Наполеоном итальянцем К. Кавосом была написана опера«Иван Сусанин», премьера которой состоялась в Петербурге 19 октября 1815 года. Вскоре, в 1822 году, появилась и известная дума К. Ф. Рылеева о Сусанине. Вторая опера, где героем был Сусанин — первая русская классическая национальная опера, — создана М. И. Глинкой в середине 1830-х годов. Первоначально она, как и опера
Кавоса, называлась«Иван Сусанин», но Николай I дал ей другое название —«Жизнь за царя». Премьера оперы Глинки состоялась в Петербурге 27 ноября 1836 года. (Приложение 9)
ВОПРОС № 7
Писателю Константину Паустовскому установлена мемориальная доска на станции Базарный Сызган Ульяновской области на здании железнодорожного вокзала.
Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968 г.г.) - Классик отечественной литературы. В своей повести «Россия в снегах» вспоминал географию мест, которые отразились в его книгах. «Шла Первая мировая война, и он на санитарном поезде развозил раненых. Базарный Сызган запомнился тем, что поезд из-за вьюги простоял всю ночь. «Мы простояли в Сызгане всю ночь. Была вьюга. Я помню занесённую снегом избу и высокого старика в нагольном тулупе. Он вышел из низкой дверцы и долго смотрел на длинный поезд с красными крестами на стенках вагонов. Со стрехи на косматую голову старика пылила снегом метель. Была зима, шёл 1915 год, страшная война, умирают люди. Россия лежала в снегах». Сам термин «Первая мировая война» появляется лишь в 1939 году с началом Второй мировой войны, но в учебниках истории продолжало оставаться название «империалистическая война». Непосредственно военный конфликт рассматривался с точки зрения классовой борьбы и экономики. Теме военных действий уделялось второстепенное внимание. Настало время по-новому взглянуть на трагические события 1914-1918 годов, без влияния какой-либо идеологии (благо, спустя сто лет это стало возможным). Для России война началась 1 августа (19 июля) 1914 года, когда Германия объявила войну, хотя предыстория конфликта гораздо длиннее. Ещё 12 июля 1914 года до симбирян дошли известия о готовящейся войне. 18 июля 1914 года в газете «Симбирянин» был опубликован Манифест Николая II о начале мобилизации. В газете «Симбирские губернские ведомости» этот манифест был опубликован лишь 23 июля. В эти дни в городе проходили различные патриотические выступления и манифестации. Эти события подробно описал ульяновский краевед Ю.Д. Ефимов в своей работе «Симбирск в годы войны». «21 июля на Соборной площади (ныне площадь В. И. Ленина) перед Троицким кафедральном собором состоялся многотысячный молебен, на котором присутствовали вице-губернатор А. В. Арапов, уездный предводитель дворянства М.Ф. Беляков, городской голова Л.И. Афанасьев, чиновники, представители духовенства и симбирского купечества и простой народ. У собора были построены эскадроны 5-го Уланского Литовского полка, 164-й пехотный Закаталъский полк, 307-й пехотный Спасский полк. После молебна 164-й пехотный полк был отправлен на фронт. В тот лее день в пятом часу дня по Лосевой улице (ул. Федерации) около 300 мусульман прошествовали до мечети, где совершили моление во славу русского оружия. 22 июля по инициативе ахуна Мухамета Гафарова мусульманское население города, совершив моление, прошло по улицам города с портретами Николая II и пением гимна «Боже, царя храни» на татарском языке» У большинства населения Симбирской губернии, как и подавляющего большинства населения России, наблюдалось патриотическое отношение к войне.
А. Несмотря на многочисленные невзгоды, что было построено в Симбирске в годы войны? Для чего они были необходимы?
В разные времена крупнейший военный конфликт получал разные названия. В Российской империи Первая мировая война представлялась как исключительно необходимая. Ее называли Великой войной, Большой войной, Но наибольшую популярность получило народное название Германская война.
Ульяновский краевед Ю.Д. Ефимов писал в предисловии к своей книги «Симбирска в годы Первой мировой войны»: «Как и все симбиряне жаждали победы, но стали свидетелями двух революций, которые перевернули Россию. Они испытали на себе все тяготы войны и стали очевидцами последних лет Российской монархии и ее крушения, свидетелями начала демократических преобразований после Февральской революции, Октябрьской революции 1917г и
начинаний Советской власти.. В этот сравнительно небольшой отрезок времени в городе завершилось строительство крупнейшего в Европе железнодорожного моста через Волгу, в основном был построен патронный завод- один из крупнейших в мире. Это повлияло на зарождение и развитие Заволжского района и оказало влияние на развитие всего города до 1941года. Несмотря на войну, в городе были построены скотобойни, утилизационный завод, Дом-памятник И.А. Гончарову, началось освещение улиц электричеством….
б. Сколько госпиталей действовало в губернии и где располагались?
Госпитали (Приложение 10)
Непосредственное соприкосновение симбирян с ужасами войны было связано с приёмом раненых и заботой о них. Организация госпиталей, лазаретов, как их тогда называли, стала первостепенной задачей города.
Первым госпиталем, который организовала городская управа, стал госпиталь на 60 коек в ремесленном училище им. Лебедева на Мартыновой улице, открытый в августе 1914года. 21 августа 1914 года у губернатора состоялось совещание по вопросу приёма раненых. Решено было на крупных железнодорожных станциях, включая Симбирск, создать эвакуационные пункты по приёму и распределению раненых по городу и губернии; такие пункты проработали всю войну. Уполномоченным Всероссийского Красного креста по Симбирскому окружному эвакуационному пункту до апреля 1915 года был гофмейстер Двора Его Величества, губернский предводитель дворянства, председатель Симбирского местного отделения Российского общества Красного креста В.Н. Поливанов. Первые 600 раненых прибыли в Симбирск 27 августа. Их разместили в больнице губернского земства (Александровская больница) на Александровской площади. К 11 сентября в земской больнице и госпиталях, которые организовало к этому времени симбирское купеческое общество, находилось 494 раненых и 444 койки были не заняты.
Ещё до прибытия первых раненых, 14 августа губернская земская управа подготовила на базе прибывших в город 279 и 280 сводных полевых запасных госпиталей, самый большой в городе госпиталь на 420 коек в верхних этажах Уланских казарм, где раньше размещались четыре эскадрона улан. К январю 1915 года число коек было увеличено до 840 за счёт переоборудования служебно-хо-зяйственных помещений.
От многих городских учреждений, групп служащих и частных лиц в августе-декабре 1914 года в городскую управу поступали предложения о желании предоставить помещения для размещения раненых или о принятии собранных денег на их содержание. Одним из первых, кто предложил помещение для размещения раненых, стала владелица дома № 29 на Покровской улице Н.П. Телемакова, обратившаяся с предложением в городскую управу 22 августа. Купец Н.С. Зеленков 11 сентября предоставил второй этаж одного из своих домов на Гончаровской улице, рядом с отделением Государственного банка, под госпиталь сроком до 1 июля 1915 года. Госпиталь в этом доме находился до сентября 1917 года, пока дом не был продан самарским мещанам С. Еруса-Лимчику и М. Катановичу. Купчиха Е.М. Конурина выразила желание перечислять ежемесячно 342 рубля на содержание 12 раненых, размещённых в доме Зеленкова. . Известный симбирский меценат и фабрикант, владелец суконной фабрики в с. Измайлово Сенгилеевского уезда Н.Я. Шатров 15 сентября предложил деньги на содержание 20 раненых в городском госпитале.
Симбирское епархиальное женское училище под госпиталь предоставило свой дом № 18 на Комиссариатской улице. Дьякон Богоявленской церкви С.Н. Трёхсвятский предложил комнату своей квартиры (в бывш. доме Кубасова на Московской улице) для размещения одного раненого. (Приложение 10)
Госпитали Симбирска в период 1-ой мировой войны
№
Размещение госпиталя и адрес
Число коек
Организаторы и содержатели
1
При губернской земской больнице, Александровская площадь
950
Всероссийский земский союз
2
При Уланских казармах, Верхне- Полевая улица
400
Губернское земство
3
При Симбирском отделении Крестьянского поземельного банка, Покровская улица
45
Всероссийский земский союз. Средства банка и служащих банка
4
При Симбирском отделении сестер милосердия Общества Красного Креста, Лисиная улица
45
Общество Красного Креста. Средства благотворителей
5
При доме М.И. Маркова, Старый Венец
22
Общество Красного Креста Средства благотворителей
6
В доме М.П. Фон-Брадке, Московская улица
22
Общество Красного Креста. Средства ЕМ. Перси-Френч и благотворителей
7
При школе им. Н.В. Гоголя, Площадь Маришка на Старой-Казанской улице
100
50 кроватей на средства Всероссийского союза городов, 26 - на средства городской управы, 20 - Н.Я. Шатрова, 2 - Симбирского музыкально-драматического и художественного общества, 2 –а средства Мариинской гимназии
общества, 2 - на средства Мариинской гимназии
8
При ремесленном училище им. М.В. Лебедева, Мартыновая улица
60
Всероссийский союз городов
9
В доме Е.Н. Красниковой, Ново-Казанская улица, д. 10
70
Всероссийский союз городов
10
При городской больнице, Сызранская улица
20
Всероссийский союз городов
11
В доме Н.С. Зеленкова, Гончаровская улица (рядом с Госбанком)
70
50 кроватей Всероссийского союза городов, 20 - на средства чинов судебного ведомства
12
При городском полицейском
управлении,
Дворцовая улица
30
Всероссийский союз городов
13
В доме Абушуева, угол Дворцовой улицы и Молочного переулка
10
Всероссийский союз городов
14
При Епархиальном женском училище,
Соборная площадь и в доме № 18 по Комиссариатской улице
22
10 кроватей Всероссийского союза городов, 12 - Епархиального женского училища
15
В доме Данилова (бывш. Куликова) № 15 на Хлебной улице, на пл. Маришка
46
На средства Купеческого общества
16
В доме М.Д. Кузмичева на Новом Венце
30
На средства Купеческого общества
17
В доме М.А. Антипина на Всехс-вятской улице
10
На средства Купеческого общества
18
В доме Н.В. Чебоксарова на Ново- Казанской улице При свечном заводе Епархиально го ведомства, слобода Туть
15
На средства Купеческого общества
19
При гимназии Т.Н. Якубович на Спасской улице
45
На средства служащих по Епархиальному ведомству
20
При Духовной семинарии на Гон-чаровской улице Госпиталь, учрежденный служащими Казанского учебного округа, Гончаровская улица
17
На средства педагогического персонала гимназии
21
При Духовном училище, Лисиная улица
8
На средства служащих семинарии
22
При Кадетском корпусе в Троицком пер. (работал с перерывами)
12
На средства служащих Казанского учебного округа
23
Военный госпиталь в казармах инженерного ведомства, конец Мартыновой улицы (в 1914-1915 гг.)
7
На средства служащих духовного училища
24
При Кадетском корпусе в Троицком пер. (работал с перерывами)
25-85 в лет
нее
На средства служащих Кадетского корпуса и пожертвования
25
Военный госпиталь в казармах инженерного ведомства, конец Мартыновой улицы (в 1914-1915 гг.)
30
На средства военного ведомства
26
При Чувашской учительской школе, набережная р. Свияги
На средства Н.Я. Шатрова
27
Госпиталь Е.М. Конуриной в доме
Созентовича,
Зотовский переулок
15
На средства Е.М. Конуриной
28
В больнице Лиги борьбы с туберкулёзом,
Гончаровская улица у цирка (работал с перерывами)
10
На средства Всероссийского земского союза
29
При Казённом винном складе на Лисиной ул. (с декабря 1914 г. - городской госпиталь, с конца 1916 г. - отделение 117 сводного эвакуационного госпиталя)
100
На средства Всероссийского земского союза
30
В доме Шишкина на Базарной площади
65
На средства Всероссийского земского союза
31
В бывшем доме Егорова на Лосевой улице
130
На средства Всероссийского земского союза
32
При 7-м мужском училище, Анненковский переулок
65
На средства Всероссийского земского союза
34
92 сводный эвакуационный госпиталь в больнице общества Красного Креста, в конце Мартыновой улице на Волжском склоне
100
На средства Всероссийского земского союза
Таким образом, из 76 госпиталей, находившихся в губернии, в Симбирске размещалось 34 госпиталя. В госпиталях на излечении находились только солдаты.
в. Симбирская губерния не была прифронтовой зоной, но, как и вся Россия, хлебнула лиха. Что она поставляла фронту?
Симбирск – фронту
В период Первой мировой войны в Симбирске размещались и были сформированы тридцать пять пехотных полков, в Сызрани – шесть, в городах Карсуне и Сенгилее – по одному, в Алатыре – три пехотных полка, а также кавалерийские полки и иные армейские подразделения. В Симбирске и на территории губернии работало большое количество военных госпиталей и эвакуационных пунктов, причём многие из них открывались на частные пожертвования и размещались в бесплатно предоставленных домовладельцами помещениях.
Оборонные заказы способствовали развитию традиционных и возникновению новых отраслей промышленности и предприятий на территории Симбирской губернии. К концу 1917 года общая производительность суконных фабрик выросла в полтора-два раза по сравнению с довоенным уровнем. Считается, что каждая третья солдатская шинель в годы Первой мировой войны была пошита из симбирского сукна.
Получили развитие металлообрабатывающая, кожевенная, химическая промышленность. В 1914 году в Симбирске началось строительство третьего казенного патронного завода в заволжской слободе Часовне, с 1918 года начавшего выпуск собственной продукции. В конце 1916 года был введён в эксплуатацию железнодорожный мост через Волгу в Симбирске, строившийся с 1913 года. Симбирская губерния поставила для действующей армии десятки тысяч голов строевых и рабочих лошадей, значительное количество крупного рогатого скота, овец, свиней для продовольствия военнослужащих.
г-
им
ВОПРОС №8
В старой русской армии при высших командирах состояли специальные гонцы для передачи распоряжений и выполнения прочих обязанностей и поручений. Со временем название их должности превратилось в наименование воинского звания. Какое это звание?
Всем известно, что данное звание применяется в большинстве случаев в военном контексте. Слово «адъютант»( Приложение 11) - это немецкое нововведение XVII века. Оно имеет латинские корни и происходит от Adjutant, что дословно означает «помогать». Таким образом, первое и наиболее главное значение звания «адъютант» - это помощник руководителя.
Во второй половине 17-го века делопроизводством и писарством в русской армии занимались есаулы. После принятия воинского устава в 1716 году это звание остается только в казацких полках. В регулярной армии появляется адъютант. В русской армии начиная с 17-го века адъютант - это военный с определенным кругом обязанностей, секретарь командующего, в обязанности которого входит делопроизводство, штабная работа. Почетное звание носили и офицеры, состоящие при командирах различных частей войск. В обязанности таких личных помощников входило: ведение личной переписки командира; исполнение его поручений; доставка депеш, распоряжений, устных и письменных приказов; нахождение рядом в бою.
Начиная с 1711 года при дворе российских монархов появляются две новые должности, каждая их которых имеет в своем названии приставку. Они назывались «генерал-адъютант» и «флигель-адъютант». Такое звание могли заслужить лишь лица, пользующиеся особым доверием высшего командования и самого императора, отдающие распоряжения от его имени и контролирующие их выполнение. «Табель о рангах», изданная в 1722 году, уже имеет в своем реестре эти должности. С этого момента оба звания приравнены к действующим армейским чинам. Первоначально флигель-адъютант - это военный, состоявший при генерале, фельдмаршале или генералиссимусе. В его обязанности входила передача приказов и распоряжений командующего на фланги. С конца XVII века в России "генерал-адъютант" и "флигель-адъютант" - свитские (придворные) звания, носить их имели право только лица, состоящие в свите императора. Слово «генерал» не означает армейского звания, здесь более уместно добавить в конце букву «а» тогда станет ясным, что правильнее будет читать это звание как «генерала адъютант». По велению Екатерины II генерал-адъютант может находиться только в окружении императрицы, и это звание также становится придворным. Стать адъютантом императора стремились многие военные аристократы - этот титул был почетным и прибыльным. Назначение очередного придворного ранга автоматически означало получение соответствующего, более высокого, воинского звания. После 1917 года звание адъютанта было упразднено и в настоящее время в отечественной действующей армии не применяется.
ВОПРОС №9. При каком российском монархе было отменено крепостное право?
Александр III,
Николай I,
Александр II, в 1861 году
Екатерина II.
ВОПРОС № 10
Вставьте пропущенные слова в данный текст (журнал «Мономах» №4 (88) 2015 г.). «Жизнь, отданная науке».
В 2015 году исполнилось 200 лет со дня рождения Капи́тон Ива́нович Невостру́ев(1815-1872 г.г.) (Приложение 12), исследователя, знатока исторических и церковных древностей Симбирской, Казанской, Вятской и других губерний, исследователя древнерусской литературы, палеографа и археографа, лингвиста, владевшего множеством древних и европейских языков. Член-корреспондент Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1861 года), член Сербского учёного общества в Белграде (с 1870 года) и Югославской академии в Загребе, профессор Симбирской и Московской духовных семинарий, первый лауреат премии имени Ломоносова(1867 г.). Капи́тон Ива́нович Невостру́евродился 12 марта (28 февраля) в городе ЕлабугаВятской губернии в семье учителя Вятской духовной семинарии. Что окончил в 1830 году? В 1830 году окончил Елабужское духовное училище. Невоструев поступил в Вифанскую семинарию в Москве, где находился под влиянием своего брата, профессора семинарии Александра Ивановича. Особенно сильное влияние на Невоструевакак и вообще на всю академию, имели её ректор Филарет (Гумилевский) и его ближайщий помощник профессор А.В. Горский, читавший лекции по истории церкви и работавший над русскими памятниками письменности. По окончании курса академии в 1840 году со степенью магистра богословия Невоструевбыл назначен профессором вновь открытой Симбирской семинарии (Приложение 13), располагавшейся в двух трёхэтажных зданиях (учебный и наставнический корпуса) в центре города. Ныне на улице Гончарова –Большая Саратовская они объединены под № 30. Здесь Капи́тон Ива́нович преподавал священное писание, патристику и еврейский язык. В её стенах воспитывались и преподавали многие деятели российской культуры: художники А. Д. Архангельский и А.А. Пластов, известный коллекционер, благотворитель и меценат И.Е. Цветков, патриарший архидиакон В.К. Розови другие. В свободное время Невоструевусердно занимался изучением истории местности и старины. Особенное внимание обращал на документы, хранившиеся в духовных, общественных и частных архивах Симбирского и Самарского краёв. В 1849 году Горский вызвал Невоструев в Москву в качестве своего помощника по описанию рукописей библиотеки Священного синода. В конце августа учёный поселился в Чудовом монастыре в Кремле, где располагалось уникальное древлехранилище. Вскоре он приступил к труду, которым занимался с 1849-го по 1872 год, до самой своей смерти (до 1862 года совместно с Горским, а потом - один). Шеститомное «Описание славянских .рукописей Московской Синодальной библиотеки» (пять томов были опубликованы в \1855-1869 годах, последний - в 1917-м) за первые четыре тома в 1867 году было удостоено первой Ломоносовскойпремии Российской академии наук. Уникальный труд, содержащий сведения о языке 432 рукописей, о составе памятников, по сей день не имеет аналогов по грандиозности воплощённых замыслов. Это великое историческое событие.
Другие работы Невоструева К.И., посвящённые археологии и археографии:
Ананьинский могильник Вятской губернии близ города Елабуги.
Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита московского и всея Руси.
Древнерусские поучения и послания об иноческой жизни, Харьков : Унив. тип., 1862.
Елабужские древности. – М. : Синод. тип., 1871.
Ещё о имени спасителя: Иисус, а не Исус: (по Ватикан. кодексу 4 века). – М. : Синод. тип., [1870].
Замечательная рукопись «Служебник всероссийского патриарха Иова», приобретенный в Московский Успенский собор. – М. : тип. "Русских ведомостей", 1870.
Запись о ставленниках московских церквей 1645–1666 годов: [Материалы для описания моск. церквей]. – М. : Синод. тип., 1869.
Историческое обозрение Симбирска от первых времен его до возведения на степень губернского города/ Симбир. губ. учен. арх. комис. ; под ред. А. Соловьева. – Симбирск, 1909.
Историческое описание бывших в городе Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей.– М. : Синод. тип., 1867.
Материалы для истории русской церкви / [с примеч. преосвящ. Макария иК .И. Невоструева]. – Т. 1–2. – Харьков : Унив. тип., 1862–1863.
Монограмма всероссийского митрополита Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы пресвятой Богородицы в МосковскомУспенском соборе. – М. : тип. Грачева и К°, [1866].
Некоторые древне-русские поучения об иноческой жизни. – М. : Унив. тип., 1866.
Нечто об архипастырском путешествии преосвященного Дионисия, епископа Якутского, из Якутска в Нижнеколымск в 1868–69 годах. – М., 1869.
О городищах древнего Волжско-болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской.– М. : Синод. тип., 1871.
О наименовании Спасителя Иисус, а не Исус: (по поводу соврем. о сём спора у старообрядцев). – М. : Синод. тип., [1869].
О скуфье и камилавке, употребляемых священнослужителями в древней греческой и русской церкви. – М. : Унив. тип. (Катков и К°), 1867.
Описание Кашпирского Благовещенского Симеонова монастыря. – СПб. : тип. В. Веллинга, 1871.
Описание Симбирского Покровского монастыря, что ныне архиерейский дом. – Симбирск : Симбирская губ. тип., 1870.
Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря. – М. : тип. В. Готье, 1852.
Горский А.В. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки Отд. 1–3/ [Александр Горский,Капитон Невоструев]. – М. : Синод. тип., 1855–1869..
Описание Спасо-Чигасской церкви в Москве. – М. : тип. Т. Волкова и К°, 1858.
Плащаница, приложенная в Иосифов Волоколамский монастырь удельным князем Владимиром Андреевичем и матерью его Евфросиньей в 1558 году: (археол. описание, в сличении с другими древними плащаницами). – СПб. : тип. Имп. Акад. наук, [1868].
Рассмотрение книги И. Хрущева «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1868. – СПб., 1870.
Рассмотрение рецензий, явившихся на описание рукописей Синодальной библиотеки. – СПб. : тип. Имп. Акад. наук, 1870.
Сведения о построении города Сызрани.– [Симбирск] : Губ. тип., [1898].
Симбирское городище:(отр. из ст. о Городищах древн. Волж.-Болгар. и Казан. царств, чит. в собр. Съезда русских археологов в Москве в утр. заседание 24 марта 1869 г.). – Симбирск, [1869].
Ипполит Слово святого Ипполита об антихристе: в славянском переводе по списку XII в. с исследованием о Слове и о другой мнимой беседе Ипполита о том же, с примеч. и прил.К. Невоструева(С видом памятника св. Ипполиту и снимком с рукописи). – М. : Синод. тип., 1868.
Список с писцовых книг по г. Казани с уездом: [1566–1568 гг.] / Издан Советом Казанск. духовной акад. к IV Археол. съезду в Казани. – Казань : Сов. Казан. духовной акад., 1877.
Вопрос 11.
Кроссворд «Год Карамзина»
Г
О
Д
У
Н
О
В
1
Р
Г
О
З
Н
Ы
Й
Д
М
И
Т
Р
И
Й
2
К
С
А
Н
Д
Р
2
Е
Л
А
П
А
В
Е
Л
1
4
Р
Я
З
А
Н
Ь
6
А
М
Ы
Ш
Т
Х
О
Т
М
О
С
К
О
В
И
Я
7
Е
Ц
З
А
Р
Ь
9
Ш
М
И
Д
Т
Н
Е
В
О
С
Т
Р
У
Е
В
П
А
Т
Р
О
Н
Н
Ы
Й
12
Какая фамилия русского царя, сына боярина Федора? ГОДУНОВ
Прозвище русского царя, правящего в годы Ливонской войны. ГРОЗНЫЙ
В Угличе погиб сын Ивана Грозного, назовите его имя. ДМИТРИЙ
При каком российском монархе Аляска была продана США? АЛЕКСАНДР 2
Император Николай 1 был третьим сыном какого императора? ПАВЕЛ
Рязань или Владимир стал первым русским городом, разоренным ханом Батыем? РЯЗАНЬ
Назовите хана Золотой Орды, который в 1383 году организовал поход на русские земли и сжег Москву? ТОХТАМЫШ
Как в 15-16вв называли Русь иностранцы? МОСКОВИЯ
Слово «король» происходит от имени Карла Великого. А от какого имени происходит «царь»? ЦЕЗАРЬ
Какая фамилия человека 14 ноября 1905года, пославшего с крейсера «Очаков» телеграмму царь: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более ваших министров? ШМИДТ
Исследователь древнерусской литературы, палеограф, археограф, лингвист, владевший множеством древних и европейских языков, знаток исторических и церковных древностей Симбирской, Казанской, вятской и других губерний. НЕВОСТРУЕВ
. Какой завод был построен в Заволжском районе в годы Первой Мировой войны? ПАТРОННЫЙ
Список использованной литературы:
Герберштейн С. Записки о Московии. И., 1988.
Ефимов Е.Д «Симбирск в голы Первой мировой войны 1914-1918гг. Ульяновск, 2006
Журнал «Мономах» №4 2015, №6 (78) 2013, №3 (42) 2005 «Легенда о Казанской царице стр. 32, №2 (80) 2014 год
Карамзин Н.М. «История Государства Российского»
Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 2006
Словарь крылатых слов и выражений
Сто Великих монархов и правителей. Иллюстрированная коллекция. М. «Вече», 2013
Учебники по истории России 6,7, 8 классы
Шегало Н.Б. История России. М.: ТЕИС. 2002год
Приложение 1.Сююмбика (Сумбека) –царица Казанского ханства, дочь ногайского хана Юсуфа
Приложение 2.Картина художника В.Г.Худякова «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» (1870)
Приложение 3. Башня Сююмбике, входящая ныне в состав Губернаторского Дворца – это историческая жемчужина Казанского Кремля и архитектурная эмблема Казани.
Приложение 4. Отчет эпохи Смутного времени.
Борис Годунов
( 1552—1605), русский царь (с 1598 г.).
русский царь с 1598. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановичаи фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство усиливал закрепощение крестьян.
Лжедмитрий 1
(?—1606), само званец, выдававший себя за сына Ивана Грозного — Дмитрия, погибшего малолетним в 1591 г. при невыясненных обстоятельствах.
В. О. Ключевский, говорил, что Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».
Василий Иванович Шуйский
(1552—1612), русский царь (1606— 1610 гг.).
потомок Рюриковичей. Был в тайной оппозиции Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, но затем возглавил заговор против него. Боярский царь, подавивший восстание Болотникова и принявший указ о 15-летнем сыске крестьян (1607). Борясь за власть с Лжедмитрием II, заключил договор со Швецией (1609), который привел в конечном счете к интервенции шведских феодалов. Низложен москвичами с престола, насильственно пострижен в монахи. Выдан Польше и умер в польском плену.
Лжедмитрий 2
такжеТушинскийилиКалужский вор(дата и место рождения неизвестны — умер11(21) декабря1610,Калуга) —самозванец, выдававший себя за сынаИвана Грозного,царевича Дмитрияи, соответственно, за спасшегося17 мая1606 годацаряЛжедмитрия I. Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий. До объявления своего царского имени в российском городе Стародубе, короткое время самозванец выдавал себя за Андрея Нагого — никогда не существовавшего родственника царя Дмитрия. На пике своего влияния самозванец контролировал значительную частьРусского царства, хотя ему не удалось взятьМоскву, которая оставалась под контролем администрации официального царяВасилия IV Шуйского. В российской историографии (в отличие отЛжедмитрия I) Лжедмитрий II обычноцарёмне считается.
Портретная фантазия художника XIX века
«Семибоярщина» принятое историками название переходного правительства из семи бояр летом 1610 года. формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Ликвидировано Вторым ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.
В состав Семибоярщины вошли члены Боярской думы:
Князь Фёдор Иванович Мстиславский Князь Иван Михайлович Воротынский Князь Андрей Васильевич Трубецкой Князь Андрей Васильевич Голицын Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский Боярин Иван Никитич Романов Боярин Фёдор Иванович Шереметев
Главой Семибоярщины избрали князя, боярина, воеводу, влиятельного члена Боярской думы с 1586 года Федора Ивановича Мстиславского
Приложение 5. Книга Забелина «Минин и Пожарский»
Приложение 6.Оружейная палата. Шапка Мономаха
Приложение 7. Портрет предводителя народного восстания Болотикова И.И.
Карта-схема восстания под руководством Болотникова
Приложение 8. М. И. Скотти«Иван Сусанин»
Приложение 9. Иван Сусанин изображён на памятнике Михаила Микешина«Тысячелетие России» в Новгороде(1862).
Приложение 10. Билет выдаваемый эвакуированному солдату при поступлении в лечебное заведение. Выдан МюН.Грачеву 10.1917г
Симбирская Александровская больница. Воробьев А.В. в группе фельдшерицы и сестер 3-й палаты. Декабрь, 1914г.