kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина "Симбирские перекрестки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по историческому краеведению Ульяновска. Для старшеклассников

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Симбирские перекрестки"»

Викторина по историческому краеведению

«СИМБИРСКИЕ ПЕРЕКРЁСТКИ»

(10 КЛАСС)


«Твои дети – не твои дети.

Они порождены зовом,

Который жизнь

Обращает к самой себе.

Они приходят в мир благодаря тебе,

Но не ты их приводишь.

И хотя они с тобой,

Они тебе не принадлежат.

Ты можешь предложить им

Свою любовь, но не свои мысли,

Потому что мысли у них собственные.

Ты можешь дать приют их телам,

Но не их душам,

Потому что их души

Обитают в доме завтрашнего дня,

Который ты не можешь посетить

Даже в мечтах.

Ты можешь попытаться быть,

Как они.

Но не пытайся сделать их такими,

Как ты,

Потому что жизнь

Не возвращается назад

И не останавливается

На дне вчерашнем».

Умнейший человек России В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника, писал: «Цель исторической науки есть та же, как и цель жизни человеческой. Остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точные исторические моменты. Гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ».

История в школах России не стояла букой в стороне, но активно способствовала возрождению народа, соборному нашему восстанию от свиноподобной бездуховной жизни к свету и смыслу. История не терпела и в прошлом праздных тунеядцев: рано или поздно она сбрасывала их в кучу ненужных отбросов. Тем более не терпит их она теперь.

Мир не только мастерская, но и величайший храм, где всякий человек – луч божественного, неприкосновенная святыня. Нельзя забывать историю своей страны. Заботливое рассмотрение истории показывает нам, что много хорошего было и в Московской Руси. Немало его было и в более близком прошлом. Пора оценить это ценное, что есть в нашей истории, заботливо поднять её семена и оживить силою мысли. Изучая историю, запаситесь совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах: они дёшевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, о моральных поступках, о нравственном поведении в истории. Назовём главные источники информации, которыми пользуется современный ученик: Интернет, телевидение и редко – книга. Водопад новых исторических фактов, обрушившийся на нас в последние два десятка лет, разнёс вдребезги привычные представления о многих исторических событиях. Любовь к Родине – это как воздух, которым дышишь, чтоб жить: он просто должен быть. Точно так же и сыновья проявляют любовь к Родине, только при её наличии человек на Руси живёт полноценно, ярко и счастливо. Для него важно и дорого всё, что вокруг, он стремится быть полезным и нужным, переживает за неудачи и трудности родной земли. Мир социальной гармонии рухнул. Этот холодный душ не сразу, но с каждым годом всё сильнее и сильнее отрезвлял, закружившиеся было, головы, пробуждал задремавшие гены разумности и патриотизма, а Бог наградил Россию Путиным. У народа вновь появилась вера в себя и свою страну, появилась надежда выстоять в очередных неизбежных битвах за Россию. Но, чтобы это произошло, необходимо уроки истории восстановить и оживить ключевыми ценностями патриотизма.

ВОПРОС №1

Работа над главным трудом - «История государства Российского» длилась более двух десятилетий- с 1804 по 1826 год. 190 лет прошло. Карамзин сначала тщательно изучал эпоху по многочисленным источникам и уже на этом научном фундаменте строил своё повествование. Но это не значило, что художник иллюстрировал данные добытые историком. Карамзин выступал в своём произведении с результатами одновременного и единого историко-научного и художественного познания прошлого. Отказ Карамзина от «вымысла» не означал отрицания вообще возможностей художественного исследования истории. Не годилась старая поэтика, нужны были поиски новых принципов художественного познания и изображения прошлого, которые бы не противоречили историческим фактам и не искажали историческим фактам и не искажали истину, но помогали её открытию. В «Истории государства Российского» нет не только любовных, но вообще вымышленных сюжетов. Пример. Во время посещения Казани в памяти туристов запоминается легенда о несчастной Сююмбике. Народная молва 465 лет упорно связывает с её именем высокий семиярусный минарет с которого будто бы царица бросилась вниз, желая навеки остаться со своим народом.

  1. Как описывает это событие Н.М. Карамзин о лете 1551 года? В «Истории Государства Российского» есть главы, посвящённые судьбе казанской царицы Сююмбике. Поэтическая интонация, пластическая яркость и красочность языка, придающие «особую достоверность всей исторической картине».

  2. Иоанн IV, прозванный Грозным, принимает на себя титул царя и венчается на царство в Успенском соборе Кремля (1547г.). В чём значение этого события?

  3. Перечислите известных вам государственных деятелей и полководцев времён Ивана Грозного и подчеркните имена тех из них, кто погиб в результате террора царя.


ВОПРОС №2

Жизнь Ивана Грозного открывала бездну возможностей для построения любовного сюжета – у царя было семь жён и бессчётное число тех, кто оказался жертвами его «бесстыдного любострастия». Но Карамзин исходил из общественных условий, которые определяли и характер царя, и его поступки, и «эпохи мучительства», потрясавшие всю Россию. Уровень интеллектуального окружения у историка был очень высокий. Когда скончался наш великий историк Николай Михайлович Карамзин, то именно Пушкин сменил его на посту государственного историка. Очень много сделал для прославления России, русской истории Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин говорил: «Я не хочу иметь никакой другой истории, кроме той, что Господь Бог дал для России». Для Пушкина «История» Карамзина – крупное достижение русской литературы начала 19 века, не только историческое, но и патриотическое произведение, которым можно гордиться перед Европой. Произведение А.Пушкина «Борис Годунов» - историческая трагедия была написана Пушкиным в селе Михайловском в период с декабря 1824 года по 7 ноября 1825 года. Основой для сюжета послужило содержание вышедших в марте 1824 г. 10 и 11 гг. «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина (1776 – 1826 г.г.), посвященных периоду от начала царствования Фёдора Иоанновича (1584 г.) до избрания на престол князя Василия Шуйского (1606 г.). В 1826 году рукопись «Бориса Годунова» была представлена Пушкиным Николаю I. Наложенная царём резолюция («с нужным очищением» переделать «в историческую повесть»). Впервые историческая трагедия вышла в Петербурге в конце 1830 г. (с датой издания 1831 г.) была посвящена памяти Н.М. Карамзина.

«Драгоценный для россиян памяти

Николая Михайловича Карамзина

Сей труд, гением его вдохновлённый,

С благоговением и благодарностию

Посвящает Александр Пушкин».


  1. Почему 1591 год считают горьким для России? От события, которое произошло в этом году начался счёт годам Смутного времени. Дайте краткий отчёт этого времени. Пример: Годунов – Борис Фёдорович (ок. 1552-1605) происходил из нетитулованных бояр. Его возвышение началось при Иоанне Грозном; в царствовании сына Иоанна – Фёдора, уже являлся фактическим правителем государства; в 1598- 1605 гг. московский царь.

  2. Перечислите основных деятелей Смутного времени. У русского историка 19 века И.Е. Забелина есть книга о деятелях начала 17 века, имеющая подзаголовок «Прямые и кривые в Смутное время». Попробуйте на основе материала №24 -26 по «Истории Отечества» (6 класс) составить два списка деятелей Смутного времени.

«Прямые»:-

«Кривые»: -

ВОПРОС №3

В очерке «Лучше поздно, чем никогда» И.А. Гончаров писал: «Я жил в трёх эпохах, и они оттиснулись во мне и в моих сочинениях, в доступном мне быту, насколько хватило у меня сил и таланта». Если мы не будем углубляться в психологическую и духовную особенность каждой из пережитой писателем эпох, а только обратимся к датам его жизни, то осознаем, что И.А. Гончаров жил и творил при правлении четырёх русских императоров: Александр I, Николай I, Александр II и, наконец, Александр III. Каждый из них был связан с той или иной эпохой русской жизни и оставил определённый след либо в биографии, либо в творчестве писателя. В феврале 1855 года, через неделю после возвращения Гончарова из путешествия на фрегате «Паллада» скончался император Николай I. В России, в том числе и в жизни Гончарова, начиналась новая эпоха. Новый государь Александр Николаевич Романов (1818-1881 г.г.) пробудил в обществе дремавшие надежды на политические изменения. Ни один из императоров не был так близок Гончарову по духу, как царь-освободитель. Позже в «Необыкновенной истории он дал царствованию Александра 2 самые восторженные оценки: «С 1855 года начался ряд реформ – и я, конечно, рукоплескал им и теперь благословляю руку, совершившую их! Царствование Александра II стало второю великою преобразовательною эпохою (после Петра I). Он её творец. Это было всегда моею мыслию – и я поклонялся великой фигуре современного героя, который наполнил свой век – не военною славою, идя вслед другим, а славою мира, на охранение которого и посвятил свою жизнь, своё царствование и все силы России! А потом – суды, свобода печати, земство! Другим стало бы этого на десять царствований! Он сделал это один – и Россия благословила его!»

Дайте краткую характеристику главным реформам Александра II.

ВОПРОС №4

- Кто из российских правителей признался; «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»?
А) Иван Грозный;
Б) Борис Годунов;

В) Пётр Первый;
Г) Екатерина Великая.

ВОПРОС №5

- Под руководством какого предводителя было самое раннее народное восстание и какие годы?

А) Разин;
Б) Болотников;
В) Пугачёв;
Г) Булавин.


ВОПРОС №6

В качестве кого пытались использовать польские шляхтичи Ивана Сусанина?

А) Проводника;

Б) Языка;
В) Лоцмана;

Г) Экскурсовода.

ВОПРОС № 7

Писателю Константину Паустовскому установлена мемориальная доска на станции Базарный Сызган Ульяновской области на здании железнодорожного вокзала.

Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968 г.г.) – Классик отечественной литературы. В своей повести «Россия в снегах» вспоминал географию мест, которые отразились в его книгах. «Шла Первая мировая война, и он на санитарном поезде развозил раненых. Базарный Сызган запомнился тем, что поезд из-за вьюги простоял всю ночь. «Мы простояли в Сызгане всю ночь. Была вьюга. Я помню занесённую снегом избу и высокого старика в нагольном тулупе. Он вышел из низкой дверцы и долго смотрел на длинный поезд с красными крестами на стенках вагонов. Со стрехи на косматую голову старика пылила снегом метель. Была зима, шёл 1915 год, страшная война, умирают люди. Россия лежала в снегах». Сам термин «Первая мировая война» появляется лишь в 1939 году с началом Второй мировой войны, но в учебниках истории продолжало оставаться название «империалистическая война». Непосредственно военный конфликт рассматривался с точки зрения классовой борьбы и экономики. Теме военных действий уделялось второстепенное внимание. Настало время по-новому взглянуть на трагические события 1914-1918 годов, без влияния какой-либо идеологии (благо, спустя сто лет это стало возможным). Для России война началась 1 августа (19 июля) 1914 года, когда Германия объявила войну, хотя предыстория конфликта гораздо длиннее. Ещё 12 июля 1914 года до симбирян дошли известия о готовящейся войне. 18 июля 1914 года в газете «Симбирянин» был опубликован Манифест Николая II о начале мобилизации. В газете «Симбирские губернские ведомости» этот манифест был опубликован лишь 23 июля. В эти дни в городе проходили различные патриотические выступления и манифестации. Эти события подробно описал ульяновский краевед Ю.Д. Ефимов в своей работе «Симбирск в годы войны». «21 июля на Соборной площади (ныне площадь В.И. Ленина) перед Троицким кафедральном собором состоялся многотысячный молебен, на котором присутствовали вице-губернатор А.В. Арапов, уездный предводитель дворянства М.Ф. Беляков, городской голова Л.И. Афанасьев, чиновники, представители духовенства и симбирского купечества и простой народ. У собора были построены эскадроны 5-го Уланского Литовского полка, 164-й пехотный Закатальский полк, 307-й пехотный Спасский полк. После молебна 164-й пехотный полк был отправлен на фронт. В тот же день в пятом часу дня по Лосевой улице (ул. Федерации) около 300 мусульман прошествовали до мечети, где совершили моление во славу русского оружия. 22 июля по инициативе ахуна Мухамета Гафарова мусульманское население города, совершив моление, прошло по улицам города с портретами Николая II и пением гимна «Боже, царя храни» на татарском языке» У большинства населения Симбирской губернии, как и подавляющего большинства населения России, наблюдалось патриотическое отношение к войне.

  1. Несмотря на многочисленные невзгоды, что было построено в Симбирске в годы войны? Для чего они были необходимы?

  2. Сколько госпиталей действовало в губернии и где располагались?

  3. Симбирская губерния не была прифронтовой зоной, но, как и вся Россия, хлебнула лиха. Что она поставляла фронту?


ВОПРОС №8

В старой русской армии при высших командирах состояли специальные гонцы для передачи распоряжений и выполнения прочих обязанностей и поручений. Со временем название их должности превратилось в наименование воинского звания. Какое это звание?

ВОПРОС №9

- При каком российском монархе было отменено крепостное право?

1) Александр III,

2) Николай I,

3) Александр II,

4) Екатерина II.


ВОПРОС № 10

Вставьте пропущенные слова в данный текст (журнал «Мономах» №4 (88) 2015 г.).

«Жизнь, отданная науке».

В 2015 году исполнилось 200 лет со дня рождения (Ф.И.О.) (1815-1872 г.г.), исследователя, знатока исторических и церковных древностей Симбирской, Казанской, Вятской и других губерний, исследователя древнерусской литературы, палеографа и археографа, лингвиста, владевшего множеством древних и европейских языков. Член-корреспондент Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1861 года), член Сербского учёного общества в Белграде (с 1870 года) и Югославской академии в Загребе, профессор (какой?) и (какой?) духовных семинарий, первый лауреат премии имени (кого?) (1867 г.). (Ф.И. О.) родился 12 марта (28 февраля) в (каком городе?) Вятской губернии в семье учителя Вятской духовной семинарии. Что окончил в 1830 году? (Ф.?) поступил в Вифанскую семинарию в Москве, где находился под влиянием своего брата, профессора семинарии Александра Ивановича. Особенно сильное влияние на (Ф.?), как и вообще на всю академию, имели её ректор Филарет (Гумилевский) и его ближайщий помощник профессор А.В. Горский, читавший лекции по истории церкви и работавший над русскими памятниками письменности. По окончании курса академии в 1840 году со степенью магистра богословия (Ф.?) был назначен профессором вновь открытой (какой семинарии?), располагавшейся в двух трёхэтажных зданиях (учебный и наставнический корпуса) в центре города. Ныне на улице Гончарова (какое старое название улицы?) они объединены под № 30. Здесь (И.О.?) преподавал священное писание, патристику и еврейский язык. В её стенах воспитывались и преподавали многие деятели российской культуры: художники (их Ф.И.О.), известный коллекционер, благотворитель и меценат (Ф.?) , патриарший архидиакон (Ф.?) и другие. В свободное время (Ф.?) усердно занимался изучением истории местности и старины. Особенное внимание обращал на документы, хранившиеся в духовных, общественных и частных архивах Симбирского и Самарского краёв. В 1849 году Горский вызвал (Ф.?) в Москву в качестве своего помощника по описанию рукописей библиотеки Священного синода. В конце августа учёный поселился в Чудовом монастыре в Кремле, где располагалось уникальное древлехранилище. Вскоре он приступил к труду, которым занимался с 1849-го по 1872 год, до самой своей смерти (до 1862 года совместно с Горским, а потом – один). Шеститомное «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» (пять томов были опубликованы в 1855-1869 годах, последний - в 1917-м) за первые четыре тома в 1867 году было удостоено первой (Какой?) премии Российской академии наук. Уникальный труд, содержащий сведения о языке 432 рукописей, о составе памятников, по сей день не имеет аналогов по грандиозности воплощённых замыслов. Это великое историческое событие.

Какие Вы можете перечислить его другие исторические описания?


Вопрос №11


Кроссворд. «Год Карамзина»





1

Г













2



О















3

Д




























4




К














5


А















6

Р











7





А















8

М













9



З













10



И















11

Н














12


А












1. Какая фамилия русского царя, сына боярина Фёдора?

2. Прозвище русского царя, правящего в годы Ливонской войны?

3. В Угличе погиб сын Ивана Грозного, назовите его имя.

4. При каком российском монархе Аляска была продана США?

5. Император Николай 1 был третьим сыном, какого императора?

6. Рязань или Владимир стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем?

7. Назовите хана Золотой Орды, который в 1382 году организовал поход на русские земли и сжёг Москву?

8. Как в 15-16 веках называли Русь иностранцы?

9. Слово «король» происходит от имени Карла Великого. А от какого имени происходит «царь»?

10. Какая фамилия человека, 14 ноября 1905 года, пославшего с крейсера «Очаков» телеграмму царю: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более ваших министров»?

11. Исследователь древнерусской литературы, палеограф и археограф, лингвист, владевший множеством древних и европейских языков, археолог, знаток исторических и церковных древностей Симбирской, Казанской, Вятской и других губерний? (Ф.?)

12. Какой завод был построен в Заволжском районе в годы Первой мировой войны?



Литература.

1. Журнал «Мономах» №4 (88) 2015, №6 (78) 2013, № 3 ( 42) 2005 «Легенда о Казанской царице» стр. 32. №2 (80) 2014 год.

2. Н.М. Карамзин «История Государства Российского».

3. Школьные учебники по истории Отечества.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Викторина "Симбирские перекрестки"

Автор: Мусина Ольга Николаевна

Дата: 10.09.2018

Номер свидетельства: 477477

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства