Данная статья содержит актуальность, цели и задачи, а также содержит описание некоторых педагогических технологий, используемых в работе (интерактивная, информационно-коммуникативная, игровая, проблемное обучение). Приведены примеры уроков, занятий с данными технологиями. Сегодня востребован деятельный, активный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В помощь учителю истории »
История – сложный и многогранный предмет, который может охватывать самые различные стороны жизни человека: его политическую экономическую жизнь, военные походы и сражения, культуру, повседневную жизнь в ее многообразии.
Дети получают со страниц газет, с экранов телевизоров, из разговоров старших достаточное количество информации. Важно помочь им сориентироваться в этой информации, научить правильно анализировать ее.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в делом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в обшении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В своей работе применяю различные педтехнологии: интерактивную, критического мышления, игровую и др. Например, при использовании интерактивной технологии возможна организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, которые не столько дает готовые задания, сколько побуждает участников к самостоятельному поиску. Например, при проведении урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Религия древних греков» можно использовать нестандартную форму. Урок предложить в виде педагогической мастерской. Учащиеся делятся на три группы:1-я группа - актеры, 2-я группа и 3-я группа – художники. Изучив миф о Прекрасной Персефоне, учащиеся распределяют роли, учат слова и обыгрывают историю смены времен года в Греции. А группа художников в это время рисуют картины весны и осени и во время показа демонстрируют.
Информационно-коммуникационная технология в современном обществе необходима. Использование ПК дает хорошие результаты. Ребятам нравится непринужденность обстановки, общение с компьютером, поиск нужной информации. Например, на уроке истории в 7 классе при изучении Петра 1 обратить внимание на «необычность царя». Он не похож на того монарха на троне или в золоченой карете и дворце, каким виделся царь многим поколениям людей. Его поведение удивляло не только современников, но и царское окружение прошлых столетий. Пользуясь ресурсами интернета, учащиеся дают ответы на поставленные учителем вопросы.
Игровые технологии активно применяю в своей работе. В игре одновременно уживаются добровольность, обязательность, развлечение и напряжение, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Использую деловую игру, где учащийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Например, при изучении в 6 классе истории России с древнейших времен проводила внеклассное мероприятие по славянской культуре. Викторина проводится в свободной форме, что означает следующее: любой из зрителей может заявить о желании ответить на вопрос, а также обосновать свой ответ. Она охватывает 4 круга вопросов, в каждом блоке-круге 7-9 вопросов.
1 блок. «Славянское язычество. Мифы и реальность»
2 блок. «Славянские боги»
3 блок. «Быт и труд славян»
4 блок. «Чудо-чудное, диво-дивное».
Интересна технология проблемного обучения. Учащихся должно быть видно на занятиях: они должны высказывать свою точку зрения, дискутировать, докладывать. В предложенном материале должна быть проблема (противоречие). Можно привести пример двух случаев применения проблемной технологии.
1. Создание проблемной ситуации. Ситуация содержит в себе противоречие, которое вызывает у учеников удивление или затруднение.
2. Сообщение темы занятия в готовом виде, но с применением специального приема «яркое пятно», актуальность).
Например, при изучении периода правления Александра 2 очень много возникает противоречивых ситуаций. Революционеры главным виновником всех бед объявляют царя и приговаривают к смерти. Но при этом учащиеся обсуждают реформы, проведенные царем. ( Крестьянская реформа – 1961 г., реформа местного самоуправления, судебная, военная, в области просвещения)
Меняются времена и нравы, возникают и рушатся государства, на смену одним культурам приходят другие. Но во все времена и всюду главным действующим лицом процесса остается человек. Для нас, преподавателей истории, очень важно, чтобы у школьников не сложилось грустное впечатление об истории как наборе скучных фактов и дат, которые надо запомнить. Наша задача – пусть дети научатся видеть в мельчайших фактах окружающей их жизни те крупинки, из которых складывается жизнь человека на земле, а значит история.
Литература:
Мифы древних славян. – М.,1993.
Е.В.Саплина, А.И.Саплин Введение в историю. – Дрофа, Москва. 2002 г.