kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Труд и трудовые отношения в истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа представлена в форме эссе.

Тема: "Труд и трудовые отношения в разные истрические эпохи".

Данная работа будет наиболее подходящей  в 10-11 классах. Её можно использовать по темам связанным с трудом. А также в качестве подготовительного материала для ЕГЭ. Тема является довольно актуальной. Здесь даётся определение труда, предмета труда, продукта труда. Также прилагается таблица "Изменение характера  труда с человеческой истории". Также описываются отношения к труду в период античности, Средневековой Руси, в эпоху Нового времени, в период Реформации и Возрождении.А также какие современная наука о труде включает дисциплины. Дальше идёт описание о правах на труд из Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Также расматривается трудовой договор и нормы трудового права в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«"Труд и трудовые отношения в истории"»





Эссе на тему:



Труд и отношение к нему в различные исторические эпохи.







Выполнила : учитель истории и обществознания

Максименко Наталья Геннадьевна
























2016 год

























Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте узнает, что же такое труд. Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

По определению А.Маршалла , труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Человек, создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

  • сырьевые материалы;

  • средства труда;

  • затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда — новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Изменение характера труда в человеческой истории

В античной философии принято выделять три основных представления: труд как сакральный акт единения человека и природы; труд как тягость или наказание; труд как поле повседневной деятельности, перемежаемой праздниками1 . Освящение труда как естественного процесса, аналогичного движению планет или росту деревьев, придавало ему положительную окраску, тогда как миф о труде как о форме кары, постигшей людей за неповиновение богам, предполагал его негативное восприятие. Античности было свойственно совмещение различных оценок труда. С одной стороны, широко известна позиция Платона и Аристотеля, интерпретировавших физический труд как удел рабов и занятие, недостойное свободного человека. Даже изобразительное искусство, столь почитаемое древними греками, несло на себе отпечаток близости к неблагородному занятию2 . С другой стороны, древнегреческая мифология содержит массу примеров выполнения какой-либо работы олимпийскими божествами, как-то: Гефест является профессиональным кузнецом, Гермес покровительствует торговле, и т.д. Очевидно, что деятельность, которой занимаются боги, не может презираться людьми, а, напротив, должна служить образцом для подражания. В своих творениях Гомер и Гесиод уделяют значительное внимание процессу изготовления предметов быта, земледельческим работам, используют понятие ратного труда3 . Таким образом, несмотря на социальную девальвацию физической работы, обусловленную рабовладельческим строем, интерес эллинов к данной сфере жизни был весьма высоким. Античная онтология включает миф о золотом веке, повествующий о давних временах, когда людям не нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Впоследствии гнев Зевса лишил человечество легкого доступа к пище, и процесс ее добывания стал весьма трудоёмким. Предосудительное поведение людей и реакция на него сверхъестественных сил служили объяснением факта неизбежности и необходимости труда.


В  Средневековье на Руси, как и во всем христианском мире той поры, определяющее влияние на сознание человека оказывала религия: средневековому мышлению был свойственен приоритет теоретического осмысления реального мира через религиозную картину мира. Человеческий разум принимал как данность и не подвергал сомнению существование разума высшего, то есть Бога, Который направляет человека на путях спасения. Связь между несовершенным земным миром и Богом закреплялась благодаря детальности Церкви. Поэтому и значение Церкви в жизни средневекового человека было огромно. Церковь занимала особое положение в структуре общества, и в первую очередь ее высшие представители (архиереи, настоятели крупных монастырей) играли видную роль в жизни страны. Большим влиянием пользовались также и те, чей образ жизни представлялся современникам особенно благочестивым. Речь идет о подвижниках – видных монахах, а также юродивых. Влияние Русской Церкви зиждилось на авторитете слова Божия – Священного Писания, а также на Священном Предании. Именно то, что было санкционировано священными текстами, являлось идеалом, к которому следовало стремиться в повседневной жизни, и ложилось в основу поведенческих моделей человека. Положения Священного Писания комментируются и развиваются уже в работах ранних христианских богословов. В их трудах начинает формироваться представление о труде не как о производственном процесс, а как о процессе педагогическом, воспитательном и ведущем к конечной цели – спасению души. Помимо этого, безусловно, труд должен иметь и созидательное значение. Именно такой труд является праведным. Сопряженным с трудом и вытекающим из него является вопрос о накоплении материальных ценностей и в конечном счете богатства. Труды отцов и учителей Церкви оказывали мощное влияние на русскую средневековую концепцию этики труда.


Исторические и культурные особенности Нового времени неразрывно связаны с образом жизни, основанном на определенном отношении к миру и людям. Его наиболее существенные черты сформировались еще в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.). В XVII-XIX вв. этот образ жизни является господствующим. Главным его элементом становится новое понимание. Отличное от средневекового отношение к труду возникает в городской торгово-ремесленной (буржуазной, бюргерской) среде. Его отдельные проявления фиксируются уже в XII–XIII вв. (особенно в Италии), а в XV-XVI вв. они приобретают характер мощной тенденции в развитии Европы. Труд превращается в «дело» (бизнес), главной целью и критерием успеха которого являются получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение дела. Поначалу такого рода деятельность могла существовать лишь на задворках феодального общества и была связана с торговлей предметами роскоши и финансированием придворной жизни. Шаг за шагом бизнес отвоевывает позиции в сфере ремесленного производства и сельского хозяйства. Важнейшую роль начинают играть денежные отношения. Банки и биржи регулируют движение товаров и денег, вкладываемых в дело, долговых обязательств и т.п. Капитал, т.е. деньги, приносящие деньги (прибыль), становится самостоятельной силой, не зависящей от сословной принадлежности своего владельца.

Рассмотрим, что рассказывает современная наука о труде.

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.

  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.

  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.

  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.

  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.

  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.

  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.

  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.

  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.

  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.

  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.

  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

 Так каково же отношение к труду в современном обществе. Давайте попробуем разобраться. Одним из самых важных и показательных качеств человека является трудолюбие. А сам труд считается необходимым условием для полноценного существования и регулярного развития современного общества.

Деятельность каждого человека, которая связана с трудом, направлена на создание материальных и духовных ценностей. А без этих ценностей общество и человек в частности не могут развиваться. И много лет тому назад, и в современном мире труд имеет большое значение. Главным показателем этого является то, что право на труд закреплено во многих международных правовых документов.

Право на труд

Если рассматривать вопрос о праве на труд, то нельзя обойтись без упоминания Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году.

Данная декларация провозгласила, что каждый человек в этом мире имеет право на труд. Значит, каждый человек имеет право свободно выбирать работу, а также имеет право на комфортные и справедливые условия труда. Также этот документ провозглашает защиту от безработицы.

Это международная декларация, которая относится ко всем странам. А в каждой стране есть свои законодательные положения, которые закрепляют право человека на труд и на справедливые условия труда.

В России также есть ряд законов, регулирующих эти процессы. Прежде всего, это Конституция РФ, в которой закреплено положение о том, что труд граждан России является свободным. Это означает, что каждый гражданин может выбирать себе профессию по своему смотрению. 

Закон также предусматривает и защиту от безработицы – функционируют специальные органы занятости, которые помогают безработным найти наиболее подходящую им работу. А безработными принято считать тех, кто не имеет постоянного рабочего места и заработка, и находятся в поисках работы. Также безработным россиянам выплачивается пособие. 

Законодательно закреплена ответственность работодателей, которые должны создавать и соблюдать справедливые условия труда для своих работников.

Трудовой договор и нормы трудового права

В Трудовом кодексе РФ закреплены права и обязанности наемного работника и работодателя. По этой причине трудовой кодекс и принято считать важным законом, который регулирует трудовую деятельность в России и все, что с ней связано. 

В нем закреплены правила приема на работу, условия заключения трудового договора и условия его расторжения, ответственности за нарушение трудовой дисциплины и нормы продолжительности труда и отдыха.

Трудоустройство разрешено с 16 лет, но есть и исключение – с 14 лет допускает трудовая деятельность подростков, естественно – в свободное от учебы время. В данном случае, труд должен быть легким, он не должен нарушать процесс обучения и не наносить вред здоровью. А для того, чтобы заключить договор в таком возрасте, необходимо согласие одного из родителей или опекуна.

Трудовой договор заключается между работником и работодателем. Договор выступает в роли письменного документа, закрепляющего права и обязанности обеих сторон. Тогда на работника заводится трудовая книжка, а в ней указывается место работы и должность.

Один экземпляр договора должен находиться у работодателя, а другой – у работника, так как этот документ является доказательством того, что работодатель должен предоставить определенные условия труда и заработную плату, а работник должен соблюдать трудовую дисциплину и ответственно относится к имуществу своего работодателя.

Из всего выше сказанного делаем выводы: Труд является важной составляющей в жизни человека во все исторические эпохи. Человек находит свою самореализацию в нём. Человек должен чувствовать свою нужность, полезность, важность обществу и миру в котором он живёт. Трудом он несёт добро в мир, своё отношение к этому миру.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Труд и трудовые отношения в истории"

Автор: Максименко Наталья Геннадьевна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 306093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Труд и трудовые отношения в истории""
    ["seo_title"] => string(35) "truditrudovyieotnoshieniiavistorii1"
    ["file_id"] => string(6) "306094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458052696"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ""Труд и трудовые отношения в истории в различное историческое время""
    ["seo_title"] => string(68) "truditrudovyieotnoshieniiavistoriivrazlichnoieistorichieskoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "306098"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458052938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Право и трудовые отношения "
    ["seo_title"] => string(30) "pravo-i-trudovyie-otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186467"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426348258"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема урока «Рынок труда. Заработная плата» "
    ["seo_title"] => string(41) "tiema-uroka-rynok-truda-zarabotnaia-plata"
    ["file_id"] => string(6) "216455"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432996332"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Декада ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ в Посадской коррекционной школе "
    ["seo_title"] => string(65) "diekada-trudovogo-obuchieniia-v-posadskoi-korriektsionnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "246153"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446301581"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства