kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Право и трудовые отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме  «Право и трудовые отношения».

Ефремова Людмила Валентиновна

Учитель истории и обществознания


Тип урока: изучение нового материала.

Цели  урока:

 образовательная: ознакомление и  формирова­ние  представлений учащихся о трудовом законодательстве;  формирование  понятийного аппарата;

 развивающая:   умения   пользоваться документами, применять теоретические знания в практических ситуациях;    

воспитательная: воспитание  правовой  культуры учащихся.

Оборудование: Конституция РФ,ТК РФ, раздаточный материал

Ход урока:
1.Учитель сооб­щает тему урока и цели урока: выяснить роль труда и познакомиться с основами трудового права.

Учитель предлагает составить кластер со словом труд.

Анализируем.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ: Конституция РФ и Трудовой кодекс.

  2. Учащимся предлагается рассмотреть ст. 37 Конституции РФ и записать основные принципы использования труда.

(Ученики  работают с раздаточным материалом. Приложение1)

Ученики делают выводы. Основное положение записывается в тетрадь.

3.Ученикам предлагается ознакомится с основными условиями приемы на работу.

( Раздаточный материал. Приложение 2)

Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор заключается (по общему правилу с 16 лет) в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания. Работник обязан приступить к выполнению своих обязанностей со дня, указанного в трудовом договоре. ТК РФ предусматривает правило о том, что с того дня, когда работник начал работать (еще говорят: фактически допущен к работе), трудовой договор (даже если он не был заключен в письменной форме) вступил в силу. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Срок трудового договора:

  • неопределенный срок (бессрочный)
  • определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор)

Условия об испытании работника.

Для того чтобы работодатель мог проверить деловые качества работника, его знания и способность выполнять порученную ему работу, в трудовом договоре может быть предусмотрено условие об испытании работника. По общему правилу срок испытания не может превышать трех месяцев.

Прекращение трудового договора:

  • по инициативе работника («по собственному желанию») - предупреждает работодателя письменно за две недели до дня расторжения трудового договора)
  • по инициативе работодателя (в строго определенных законом случаях и с соблюдением определенного законом порядка).

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.

  • 40 часов в неделю – для совершеннолетних работников (с 18 лет);
  • 35 часов в неделю — для работников в возрасте 16-18 лет;
  • 24 часа в неделю — для работников в возрасте от 14 до 16 лет.


   4. Практикум

Приложение 3. ( Умение применять полученные знания на практике.)

5.Рефлексия:

На сколько я активно работал на уроке?

Что меня заинтересовало?

Что нового я узнал?

Домашнее задание: параграф 14 (Трудовое право).Составить трудовой договор с известными вам сказочными персонажами.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Право и трудовые отношения »

Урок по теме «Право и трудовые отношения».


Ефремова Людмила Валентиновна

Учитель истории и обществознания




Тип урока: изучение нового материала.

Цели  урока:

образовательная: ознакомление и формирова­ние  представлений учащихся о трудовом законодательстве;  формирование  понятийного аппарата;

развивающая:  умения   пользоваться документами, применять теоретические знания в практических ситуациях;    

воспитательная: воспитание  правовой  культуры учащихся.

Оборудование: Конституция РФ,ТК РФ, раздаточный материал

Ход урока:
1.Учитель сооб­щает тему урока и цели урока: выяснить роль труда и познакомиться с основами трудового права.

Учитель предлагает составить кластер со словом труд.

Анализируем.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ: Конституция РФ и Трудовой кодекс.

  2. Учащимся предлагается рассмотреть ст. 37 Конституции РФ и записать основные принципы использования труда.

(Ученики работают с раздаточным материалом. Приложение1)

Ученики делают выводы. Основное положение записывается в тетрадь.

3.Ученикам предлагается ознакомится с основными условиями приемы на работу.

( Раздаточный материал. Приложение 2)

Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор заключается (по общему правилу с 16 лет) в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания. Работник обязан приступить к выполнению своих обязанностей со дня, указанного в трудовом договоре. ТК РФ предусматривает правило о том, что с того дня, когда работник начал работать (еще говорят: фактически допущен к работе), трудовой договор (даже если он не был заключен в письменной форме) вступил в силу. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Срок трудового договора:

  • неопределенный срок (бессрочный)

  • определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор)

Условия об испытании работника.

Для того чтобы работодатель мог проверить деловые качества работника, его знания и способность выполнять порученную ему работу, в трудовом договоре может быть предусмотрено условие об испытании работника. По общему правилу срок испытания не может превышать трех месяцев.

Прекращение трудового договора:

  • по инициативе работника («по собственному желанию») - предупреждает работодателя письменно за две недели до дня расторжения трудового договора)

  • по инициативе работодателя (в строго определенных законом случаях и с соблюдением определенного законом порядка).

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.

  • 40 часов в неделю – для совершеннолетних работников (с 18 лет);

  • 35 часов в неделю — для работников в возрасте 16-18 лет;

  • 24 часа в неделю — для работников в возрасте от 14 до 16 лет.




   4. Практикум

Приложение 3. ( Умение применять полученные знания на практике.)

5.Рефлексия:

На сколько я активно работал на уроке?

Что меня заинтересовало?

Что нового я узнал?

Домашнее задание: параграф 14 (Трудовое право).Составить трудовой договор с известными вам сказочными персонажами.

Приложение1



Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда:

- труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гра­жданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию;

- принудительный труд запрещен, и из этого правила нет ника­ких исключений;

- каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены;

- труд каждого должен быть соответствующим образом возна­гражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (т. е. разная оплата за равный труд) недопустимы;

- кроме того, труд должен быть оплачен, не ниже минимально­го размера оплаты труда;

- каждый человек имеет право на защиту от безработицы;

- за каждым человеком признается право на трудовые споры:
индивидуальные (работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;

- каждый имеет право на отдых.


Приложение 2.

  • Статья 63.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет…

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет…

Статья 64.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей…

Статья 65.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

-      паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

-      трудовую книжку…;

-      страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

-      документы воинского учёта – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

-      документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки…

Статья 67.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется
в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится
у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор
в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

(Извлечения из Трудового кодекса РФ)

Какие документы работник должен предъявить при заключении трудового договора? Почему именно такой перечень? Учитывает ли закон равноправие граждан при приёме на работу? (Используя текст, приведите два положения.)

В каких сферах закон разрешает труд лиц, не достигших 14 лет? Как вы думаете по чему?



Практикум! (Приложение3)

Задача 1.

ООО опубликовало объявление с приглашением на работу специалиста. При этом были указаны требования к желающим:

  • Возраст – не старше 30-40 лет;

  • Пол – мужской;

  • Образование – высшее

Согласны ли вы с такими требованиями и законны ли они?

Задача 2.

Кого можно считать безработным????

1. Ирина – домохозяйка, у нее две взрослых детей. Она не планирует выходить на работу.

2. Андрей – ученик 11 класса школы, ему 18 лет. Его содержат родители.

3. Иван, 33 года. Водитель. Стоит на бирже труда. Не работает полгода.

Задача 3.

Вы пришли устраиваться на работу. Вам отказали, сославшись на то, что ваши религиозные взгляды противоречат взглядам руководителя предприятия.

Правомерен ли такой отказ? Почему?

Задача 4.

Вам 16. Вы заключили трудовой договор в устной форме. Работаете в каникулярное время. По 8 часов в день.

Ваш работодатель ничего не нарушил?
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Право и трудовые отношения

Автор: Ефремова Людмила Валентиновна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Лекция по обществознанию по теме: "Трудовое право и трудовые правонарушения"."
    ["seo_title"] => string(88) "liektsiia-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-trudovoie-pravo-i-trudovyie-pravonarushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317875"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460458403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Труд и трудовые отношения в истории""
    ["seo_title"] => string(34) "truditrudovyieotnoshieniiavistorii"
    ["file_id"] => string(6) "306093"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458052689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) ""Труд и трудовые отношения в истории""
    ["seo_title"] => string(35) "truditrudovyieotnoshieniiavistorii1"
    ["file_id"] => string(6) "306094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458052696"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ""Труд и трудовые отношения в истории в различное историческое время""
    ["seo_title"] => string(68) "truditrudovyieotnoshieniiavistoriivrazlichnoieistorichieskoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "306098"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458052938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок на тему: Трудовое право РК "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-na-tiemu-trudovoie-pravo-rk"
    ["file_id"] => string(6) "167837"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423145543"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства