kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного обучения на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Туренбеков Радик Хамитович. Я учитель истории школы № 40 с углублённым изучением отдельных предметов. И сегодня я представляю свой опыт работы «Технология проблемного обучения на уроках истории».

Скорее всего, это моё видение, так как работаю в школе всего полгода.

Почему именно технологию проблемного обучения я считаю наиболее приемлемой для себя, как учителя?

До того, как прийти в школу, я занимался археологией, то есть соприкасался с реальной историей, приобщая к её изучению детей и студентов.

Проводил экспедиции, сотрудничая с Российской Академией наук.

Интерес к изучению истории я формировал на столкновении противоречий, которыми изобилует эта наука. Опираясь на находки, мы спорили, выдвигали гипотезы, искали решения.

Но тогда я работал со студентами, имеющими высокую мотивацию к изучению истории.

Придя в школу, я столкнулся с проблемой: для некоторых детей история это всего лишь трудный школьный предмет, много дат, фактов, терминов.

 И я решил, что именно проблемное обучение поможет мне, как учителю, заинтересовать детей, активизировать их деятельность и добиться желаемых результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках истории »

Технология проблемного обучения на уроках истории

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Туренбеков Радик Хамитович. Я учитель истории школы № 40 с углублённым изучением отдельных предметов. И сегодня я представляю свой опыт работы «Технология проблемного обучения на уроках истории».

Скорее всего, это моё видение, так как работаю в школе всего полгода.

Почему именно технологию проблемного обучения я считаю наиболее приемлемой для себя, как учителя?

До того, как прийти в школу, я занимался археологией, то есть соприкасался с реальной историей, приобщая к её изучению детей и студентов.

Проводил экспедиции, сотрудничая с Российской Академией наук.

Интерес к изучению истории я формировал на столкновении противоречий, которыми изобилует эта наука. Опираясь на находки, мы спорили, выдвигали гипотезы, искали решения.

Но тогда я работал со студентами, имеющими высокую мотивацию к изучению истории.

Придя в школу, я столкнулся с проблемой: для некоторых детей история это всего лишь трудный школьный предмет, много дат, фактов, терминов.

Слайд 2. И я решил, что именно проблемное обучение поможет мне, как учителю, заинтересовать детей, активизировать их деятельность и добиться желаемых результатов.

Что же для этого необходимо?

Слайд 3. Но, перед тем как мы ответим на поставленный вопрос, я предлагаю обсудить несколько ролей педагогов в школе.

  1. Учитель «Эверест» — учитель оратор, преподносит материал с высоты.

  2. Учитель «Китайская стена», что это за тип учителя как вы считаете? — учитель работает в пустоту.

  3. Учитель «Казанская сирота» - учитель словно просит учеников «Пожалуйста»

  4. Учитель «Челнок» - учитель бегает по классу, суетится больше чем дети

  5. Учитель «Тетерев», это что за учитель? — материал преподносится монотонно и слышит, только, себя.

  6. Учитель «Локатор» — учитель ориентирован на 2-3 человека в классе.

Таким образом, добиваться цели можно по-разному.

В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: «Как научить ребят находить истину?»

Слайд 4. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительную деятельность.

Элементы проблемности я включаю во все уроки.

Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце урока. На проблемных уроках, при изучении нового материала используются поисковые методы работы.

Деятельность может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Я выделяю три основных аспекта в организации проблемного урока.

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ

Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»! Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления.

Слайд 5. Пример (история): На уроке истории в 5 классе по теме «Железное» царство Ассирии». При постановке вопроса: Благодаря кому были распространены железные изделия в эпоху Древнего мира? дети отвечают: Именно ассирийцы распространили по цивилизованному миру железные изделия, люди должны быть благодарны той стране, откуда пришло умение делать железо.

Учитель. Это верная мысль, но не главная. Однако почему люди ненавидели ассирийцев и называли столицу Ассирийского царства Ниневию «городом крови и логовом льва» Как понять это противоречие? Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации. (Комментарий по слайду)

С одной стороны у детей возникает вопрос, а с другой стороны возникает противоречие.

Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

Слайд 6. Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер. Например, на уроке истории учитель может предложить проблемное задание: Являются ли поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» историческим источником?

Слайд 7. В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача, в основе которой лежит «сюжетная линия». В рамках таких уроков необходимо, как правило, преодолеть препятствие - разрешить непростые проблемные задачи.

Например: Расшифровать послание на непонятном языке от могущественного Шахиншаха, которое он отправил древним грекам. И дети должны помочь Древней Греции

ВТОРОЙ АСПЕКТ

Слайд 8. Проблема сформулирована, далее определяется наиболее вероятный- с точки зрения имеющейся информации - ответ на поставленный вопрос. Такой предположительный ответ представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что у исследователей может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.

ТРЕТИЙ АСПЕКТ

В-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры.

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:

Слайд 9. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы или рисунка. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Слайд 10. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа фактов и обобщения исторических событий.

Слайд 11. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

Слайд 12. Одной из главных моих задач как учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции.

Лично мне в решении данной задачи помогает технология «проблемного диалога», ведь помимо учебных результатов она позволяет формировать личностные и регулятивные результаты: формировать навыки риторики, способность работать в команде.

Такой урок требует большой предварительной работы.

Все сказанное выше показывает положительную сторону использования данной технологии в учебной и воспитательной целях.

Слайд 13. Завершающим этапом урока является Рефлексия – это своеобразное подведение итогов учебной деятельности самих учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.

Слайд 14. Существует много подходов к реализации проблемного обучения. Лично для себя за свой недолгий опыт я выстроил следующий алгоритм.

  1. этап разминка, словарная работа, на данном этапе учащиеся дают определение уже знакомым историческим терминам и понятиям, которые им пригодятся при изучении новой темы.

  2. этап актуализация изученного материала, словарная работа способствует актуализации имеющихся знаний. На этом этапе учащиеся вспоминают события и факты, которые станут своеобразным фундаментом для надстройки новых знаний

  3. этап постановка и формулирование учебной проблемы – отсюда следует начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель задает наводящие вопросы.

  4. этап выдвижение гипотез это возможный маршрут, который намечают себе ученики на пути к познанию.

  5. этап поиск решений – отсюда следует выхода из тупика противоречия, ученики проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

  6. этап открытие нового знания – это вершина, результат проделанной работы. На этом этапе очень важно дать ощутить учащимся значимость проделанной ими работы. Открытие нового знания – это, конечно же не открытие в науке, это собственное открытие, которое ребёнок совершил сам для себя.

  7. этап применение новых знаний – ребёнку необходимо осознать, для чего он совершил личное открытие: как постигнута формула, аксиома, логическая цепочка поможет ему решить учебные задачи и ориентироваться в море информации.

  8. этап рефлексия – это самооценка собственной деятельности, выявление сильных и слабых мест проделанной работы, степени удовлетворения.

Такая технология эффективна в любой предметной области и позволяет учителю быть не «Глухарём» и «Китайской стеной», а путеводителем для детей.

Самуил Яковлевич Маршак сказал:

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети.

И все же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете.

Познавать мир вокруг себя – естественная потребность ребёнка. Задача учителя – сохранить детскую пытливость и любознательность на всю жизнь.

Спасибо за внимание!

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология проблемного обучения на уроках истории

Автор: Туренбеков Радик Хамитович

Дата: 15.09.2014

Номер свидетельства: 113652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "296476"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456029568"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Технология проблемного обучения на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "283503"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453832922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства