В эпоху перманентной глобализации, человеческое сообщество находится на стадии необратимого пересечения всех сфер общественного бытия (экономического, политико-правового, культурного и духовного). Религиозные нормы, соответствие их правовому статусу государства вызывают неоднозначное отношение. Казахстанское государство - единственная нормативно регулирующая инстанция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «нахождения» в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций. От создания и реализации правового механизма свободы совести будет зависеть удастся ли найти баланс между национальной и глобальной политикой, преодолеть разделение в виде противодействия сил национального и группового эгоизма, использовать открывающийся уникальный шанс формирования демократического мирового порядка.
Планетарное взаимопонимание и сотрудничество цивилизаций, культур и конфессий, сосуществование различных укладов и образов жизни, традиций и ценностных предпочтений невозможно без реализации принципов свободы совести в максимально широком правовом понимании.
В этой связи необходимость совершенствования правового механизма реализации права на свободу совести носит глобальный общечеловеческий характер является необходимым фактором преодоления этно-конфессиональных разделительных принципов, являющихся основой существования традиционных политических структур - условием формирования политического руководства национальных государств, способного эффективно осуществлять интеграцию в мировое сообщество. Соотношение права и религии проявляется в том, что право и религия совместно влияют на духовную и материальную жизнь общества. Характер и интенсивность этого воздействия неодинаковы в различных общественно-экономических типах государств и зависят от роли, которую играют в социальной жизни право и религия на том или ином этапе исторического развития. Взаимодействующими элементами в соотношении права и религии оказываются, с одной стороны, религиозная идеология и организации, с другой - правосознание и правовые нормы. В историческом развитии соотношения религии и права после эпохи средневековья происходит постепенное ослабление влияния религии не только на право, но и на социальную жизнь в целом. Взаимодействие государства, права и религии находит конкретное выражение в так называемых государственно-религиозных отношениях, которые регулируются правом. Определенные отношения между государством и конфессиональными организациями существуют во всех странах, в том числе и в таких, где церковь отделена от государства.
Вероисповедная политика государства призвана выражать и воплощать в практической деятельности государства волю общества, которое определяет свои приоритетные духовные ценности; принимать меры по их сохранению; осуществлять регулирование прав и свобод в интересах общества в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Правовое воспитание и правовое обучение»»
Статья на тему:
«Правовое воспитание и правовое обучение»
Садвокасова Асель Карсакпаевна
Акмолинская область
Целиноградский район
ГУ СШ № 21.
Правовое воспитание и правовое обучение
В настоящее время правовое воспитание и просвещение населения занимает центральное место в процессе становления и укрепления государственности Республики Казахстан, которое является важным условием не только личностного развития граждан, но призвано быть гарантом политической стабильности и экономического роста страны. С другой стороны, благополучность общества всегда выступает главным фактором полноценного осуществления правового образования и воспитания. Итак, «чем прогрессивнее общество, тем на более высоком уровне реализуется правовое образование и воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества».
История свидетельствует, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Отдельные авторы отмечают, что правовое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. Обратимся к определениям правового воспитания, данных отдельными авторами. Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру. Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности» [94, С. 191]. Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу. Но, правовое воспитание может быть успешным лишь тогда, когда его цели объективно обусловлены, отражают состояние общества, тенденции и закономерности его экономического, социального, политического и духовного развития. В формировании целей ведущее место занимают потребности общества. Они - первопричина, движущая сила этого процесса. Для успешного его завершения необходимо четко определить не только потребности, но и возможности проведения правовоспитательной работы и достижения этого результата [95, С. 528]. Анализ возможностей конкретизирует цели. Без установления потребностей и возможностей нельзя сформулировать реальные, осуществимые цели, а не обусловленная потребностями и не обеспеченная возможностями правовоспитательная работа не может быть целенаправленной и целесообразной. Цели правового воспитания могут быть общими для всех граждан и специальными (специфическими) для социальных общностей, групп населения, коллективов, отдельных лиц. При этом во внимание принимаются демографические, профессиональные, психологические и некоторые другие особенности, а также интересы, запросы, материальные и духовные потребности воспитуемых, их социальное и правовое положение, ценностные ориентации, стандарты поведения, уровень правового сознания, правовой воспитанности и культуры. Общими основными целями правового воспитания граждан нашего государства, в том числе молодежи, являются: повышение уровня их правовых знаний, формирование и развитие у них правосознания, правовой воспитанности, правовой культуры, выработка таких качеств, как уважение к праву, убежденность в его необходимости и полезности, чувства законности и правового долга, непримиримость к правонарушениям, готовность, умение и привычка действовать всегда и в любой ситуации правомерно и активно, участвовать в применении норм демократического права и их совершенствовании, в охране правопорядка [96, С. 24]. Для каждой группы воспитуемых основные общие цели конкретизируются, формируются промежуточные, ближние, частные цели, определяются наиболее существенные из них. Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это "способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания" Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [97, С. 46-49]. Основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовоспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, прочную установку следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку. В современной литературе называются и характеризуются различные средства и формы правового воспитания. Однако в работах, посвященной проблеме правового воспитания, средства его осуществления не отграничены с достаточной четкостью от форм воспитательной работы. Более того, отдельные авторы, в ряде случаев относят некоторые явления и к средствам и к формам правового воспитания. Между тем, такое разграничение имеет не только теоретические, и практическое важное значение для научной организации всей работы по правовому воспитанию и обучению. Например, М.М. Галимов писал: «Если средства правового воспитания служат каналами передачи идейного содержания правовоспитательной работы, то формы правового воспитания выступают как способ внешнего выражения содержания и предстают, прежде всего, как типы конкретных мероприятий по правовому воспитанию». Казалось бы, четко представляя различие между названными явлениями, М.М. Галимов должен был столь же четко проводить это различие и при анализе, но он проявил определенную непоследовательность, называя правовой лекторий в одном месте устным средством правовой пропаганды, а в другом - формой [79, С. 112]. К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике ее реализации.
В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право-воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания. Воспитание граждан осуществляется в рамках единой, всеохватывающей системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания: политическое, правовое, нравственное, трудовое, эстетическое и т.д. Каждый из этих отдельных воспитательных процессов обладает рядом особенностей, вытекающих из различия используемых специфических воспитательных форм, средств, методов и принципов. И если общим для всех этих видов воспитания служит объект воспитания - личность с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из них выступает соответствующий способ воспитания.
Другим важным критерием разграничения разнообразных воспитательных процессов выступает та или иная форма сознания, поскольку каждый в отдельности воспитательный процесс затрагивает не все сознание человека, а только определенную его форму. Так, нравственное воспитание связано с нравственной формой сознания, политическое - с политической, эстетическое - с эстетической и т.д. Правовое воспитание связано с такой специфической формой сознания как правовое.
Правовое воспитание - важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако выработка этих знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности. Поэтому следует различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование».
Под первым понимается целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств.
Второе понятие - более широкое и объемное. Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных, непреднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов.
В работах ряда ученых-юристов отмечено различие между неорганизованным воздействием на сознание человека разнообразных социальных факторов и организованной идеологической воспитательной деятельностью, между понятиями «формирование» и «воспитание человека». Однако некоторые авторы не видят различия между этими понятиями, рассматривая их как однопорядковые. Такая позиция во многом объясняется тем, что они, по сути дела, отождествляют воспитательное воздействие с правовым регулированием [93, С. 12].
На наш взгляд, правы те авторы, которые выделяют воспитательную роль права и обособляют ее от правового регулирования, ибо объектом регулирующего воздействия права главным образом становятся волевые акты поведения людей, а объектом воспитательной функции права в первую очередь служит не поведение человека, а его сознание — мысли, представления, чувства. Конечно, это вовсе не означает, что правовое регулирование не оказывает никакого влияния на сознание человека. Такое воспитательное влияние в процессе правового регулирования оказывается, но оно второстепенно по отношению к поведению человека, его поступкам. Правовое воспитание, как впрочем и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов. Исходя из этой функциональной характеристики и следует, на наш взгляд, различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым - процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество. Принимая во внимание содержательную сторону правового воспитания, необходимо проводить также различие между правовым воспитанием как систематическим, целенаправленным процессом воздействия на правосознание воспитуемых и правовым воспитанием как системой целенаправленных действий воспитателя для достижения должного уровня развития правосознания и правовой культуры воспитуемых. В юридической литературе последних лет было высказано мнение о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач [94, С. 191]. Такой подход, безусловно, правилен. Но при этом всегда необходимо выделять и обращать особое внимание на главное, основное направление правового воспитания, на стратегическую задачу, которая заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности. Исходя из этой основной задачи, правовое воспитание следует, по нашему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании казахстанских граждан такой совокупности, которая включала бы:
- знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
- глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
- умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
- привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
- прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
Входящие в эту совокупность компоненты правосознания, собственно, и образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности - быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни. Именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности правовоспитательной работы.
Особое место здесь занимает проблема “правового минимума", некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является явное представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами. Определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации, а также правовому всеобучу [98, С. 107-127]. Дифференциация подхода в применении этих средств должна иметь место применительно как минимум к четырем основным группам: законопослушные граждане, осужденные, потенциальные и реальные правонарушители, и юристы - профессионалы. Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности, характерные черты. Они могут быть классифицированы по разным основаниям. Таких оснований (критериев) довольно много. Одним из критериев разграничения форм правового воспитания является количественный охват испытуемых. По этому основанию можно различать формы правового воспитания конкретного лица, отдельной группы, всей молодежи. От этих форм следует отличать формы индивидуального, группового и массового воздействия. В данном случае речь идет о том, кто воздействует на воспитуемого - одно лицо, группа или широкие массы. В каждой конкретной обстановке применение тех или иных методов правового воспитания имеет свои особенности. При проведении правовоспитательной работы необходимо учитывать, в частности, что людям, особенно молодежи, присущи в большей или меньшей степени подражание и внушение [99, С. 62-87]. В правовоспитательной работе важным является положительный пример, активное участие в правовой жизни общественных организаций, коллективов, государственных органов, общества в целом. Следовательно, выбор форм и методов зависит от конкретных целей, содержания и объема знаний, которые нужно дать молодежи, от наличия времени для работы, материальных средств, возможности воспитателей, их квалификации, особенностей воспитуемых, объективных условий, в которых проводится работа. Во всех случаях необходимо учитывать уже имеющиеся у молодежи правовые знания и убеждения, правовой опыт и навыки [100, С. 54]. Подводя итоги, представляется правомерным следующий вывод: правовое воспитание и защиту прав человека необходимо рассматривать в качестве основных функций правового государства. Другими словами, «правовоспитательная» функция и правозащитная функция являются актуальными функциями современного государства.
Таким образом, идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, приоритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодательства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод и законных интересов гражданина. Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений – мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.
Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на открытии Съезда мировых и традиционно-национальных религий // Казахстанская правда, 2009. - 24 сентября.
3
Бурьянов С.А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации // Государство и право. - 2002. - №10. - С. 27-77.
4
Подопригора Р.А. Религиозные объединения в Казахстане: проблемы и перспективы // Религия и право. - 2001. - № 2. - С. 4.
5
Васильев О.C. История религий Востока. ~ М.: Университет, 2001. - С. 7-65.
6
Туфан 3. Религия в системе духовной культуры: Учебное пособие. - Алматы: ВШП «Эдшет», 1999. - С. 3-112
7
Демокрит. Избранные труды // В кн.: Антология мировой философской мысли: в 5-ти томах.-М.: Мысль, 1997. -Т.1. - С. 37-38.
8
Бэкон Ф. Избранные труды // В кн.: Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах. - М.: Мысль, 1997. - Т.1. - С. 379.
9
Спиноза Б. Избранные труды // В кн.: Антология мировой философской мысли: в 5-ти томах. - М.: Мысль, 2001. - Т.2. - С. 79.
10
Дюпюи Ш. Избранные труды // В кн.: Антология мировой философской мысли: в 5-ти томах. - М.: Мысль, 2001. - Т.2. - С. 231.
11
Тэйлор Э. Избранные труды // В кн.: Антология мировой философской мысли: в 5-ти томах - М., 1990. - Т.2. - С. 256.
12
Бражник И. Об отделении церкви от государства: история и современность // Наука и религия. - 1970. - № 3. - С. 4.
13
Каждан А.П. По этапам первобытных верований. - М., 1967. - С. 7.
14
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. - М., 1964. - С. 32-33.
15
Плеханов Г.В. О религии и церкви. Избр. произв. - М., 1957. - С. 251.
16
Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. - М.-Д., 1959. — С. 303.
17
Гаванский Г.А. Критика христианской апологетики. - М., 1967. - С.6.
18
Угринович Д.М. О специфике и структуре религиозного сознания // Вопросы научного атеизма. - М., 1966. - Вып.1. - С. 36-50;
19
Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли. - М., 1967. - С.8.
20
Генрих Хмелевский. Христианство и религии мира. - М., 1968. - С. 52-53.
21
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. - М., 1964. - С. 32-33.
22
Клочков В.В. Религия, государство, право. - М.: Мысль, 1978. – С. 58-79