Материал представлен из опыта работы. Задания соответсуют уровню знаний слабоуспевающего, вызывают интерес. Данные методы и формы работы помогут слабоуспевающим ученикам не только подтянуть свои знания, но также и создадут ситуацию комфорта на уроке, а также смогут нацелить ребенка на результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха слабоуспевающему ученику»
Создание ситуации успеха слабоуспевающим ученикам на уроках истории.
Ведущим принципом современного образования является гуманистическая направленность педагогического процесса. В условиях реализации ФГОС большое внимание уделяется не только усилению заботы о развивающей стороне обучения, но и о формировании у школьников умения учиться.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача учителя – дать каждому ребенку шанс проявить себя. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель уделяет большое внимание создании ситуации успеха на уроке. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные трудности в учении. Поэтому таким детям необходимо уделять особое внимание в подборе заданий. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении создается возможность достичь значительных результатов в деятельности отдельно взятой личности.
В связи с этим, на уроках подбираю такие задания, с которыми учащиеся данной категории могли бы справиться без затруднения. Так, например, на уроке обществознания в 6 классе при изучении темы «Конституция – основной закон страны» учащиеся анализировали статьи конституции. Слабым же ученикам были представлены отдельные статьи и вопросы к ним. При работе со статьями 81, 82, 83 они отвечали на вопросы – кто может стать президентом Российской Федерации; какие правила он должен соблюдать при вступлении на данную должность; его полномочия. При рассмотрении Государственного устройства РФ эти ребята смогли предоставить информацию классу.
При работе в группах также даю задания, соответствующие уровню знаний учеников. На уроке истории в 5 классе, изучая Греко-персидские войны, перед детьми была поставлена задача – изобразить схематически битву, рассказать о ходе сражения (каждая группа рассматривала одно сражение), и заполнить таблицу. Слабые ученики ставили перед собой цель, в течение предложенного времени только заполнить таблицу и выписать имена военачальников. В тексте учебника даты выделены жирном шрифтом, поэтому ребята достаточно легко справились с заданием. И при выступлении групп у них уже был готов ответ на поставленную задачу. При выполнении таких заданий у учащихся формируются познавательные компетенции. Также он сам сможет оценить качество и полноту выполненного задания. При выставлении оценок всегда подчеркиваю, что если постараться, на следующем уроке можно справиться с заданием посложнее.
При описании какого либо события по картине, предлагаю сначала план или список вопросов, опираясь на которые ученик может составить рассказ. Позже можно дать задание попытаться самому составить план, по которому он будет вести свой рассказ.
Очень часто для данной категории учеников даю опережающее задание к следующему уроку (приготовить сообщение об исторической личности, о памятниках культуры и. т. п). На первом этапе даю уже готовое сообщение и выделяю те моменты, на которые надо обратить внимание, даю иллюстрации к данному сообщению. Ученик дома по уже готовому тексту готовит презентацию. В течение недели (обычно после уроков) мы вместе редактируем презентацию и на следующий урок он может уверенно выступить сам. Последующие сообщения и презентации ученик может уже делать сам, сначала под руководством учителя, потом – самостоятельно.
Сомневающимся в себе, такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах. Перед выполнением задания обязательно надо внушить ребенку веру в себя, сказать, что все получиться. Большое влияние могут оказать слова учителя: «Я верю в тебя», «Если ты постараешься, у тебя обязательно все получится».
В ходе данных уроков создаются условия для учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение поставленных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, коммуникативной – через организацию групповой работы. Такое сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиться радости успеха, а также решает одну из главных задач учебно-воспитательного процесса – помочь осознать свои возможности и поверить в себя.