Роль уроков истории в формировании гуманистических чувств у обучающихся
Роль уроков истории в формировании гуманистических чувств у обучающихся
Статья о роли истории в формировании гуманистических чувств у обучающихся. В статье обращено внимание на важность изучения истории, необходимость воспитания у обучающихся чувства патриотизма,гражданственности, гордости за свою Родину. Обращено внимание на недопустимость переписывания истории в угоду политической ситуации, искажения исторической правды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль уроков истории в формировании гуманистических чувств у обучающихся »
Роль уроков истории в формировании гуманистических чувств обучающихся
Кугаевская О.В., преподаватель истории
КГАОУ СПО ДГТТ «им. П.И.Сюзёва»
г. Добрянка, Пермский край
«История -_наставница жизни» - говорил Цицерон. Выготский Л.С. отмечал: духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо воспитывать нравственные чувства в обучающихся, подключать их к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому особенность нравственного воспитания должна строится в основном на внутреннем духовном росте личности, а педагог должен создать условия для этого роста. Задача истории, на мой взгляд, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Так источниками нравственной культуры могут стать: труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных, произведения искусства, где воплощены духовные идеалы, нравственные формы религиозных учений, примеры жизнедеятельности выдающихся исторических деятелей. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом и критически осмыслить определённые события, чтобы в будущем стараться избежать ошибок. А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности самого обучающегося. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят к интерпретации известных исторических фактов. Эта проблема столь очевидна, что даже на высшем уровне – первые лица страны Президент РФ В.В.Путин заявил о необходимости создания единого учебника Истории, где не должно быть исторических расхождений, искажения истории прошлого нашей страны, принижения событий прошлого. Сейчас становятся известны многие факты, которые раньше считались «белыми пятнами истории», учитывая, что многие архивы рассекретили - стала доступна информация, которая была сокрыта раньше. Например, вскрываются факты страшных преступлений, связанных с деятельностью Сталина, «Голодомор в Украине, Казахстане, России в 1930-х гг.», появилось много публикаций посвящённых событиям Гражданской войны и Великой Отечественной войны, которые подчас ставят сложные вопросы и неоднозначно трактуются историками. Но, несмотря на вновь открывшиеся факты, нужно уметь преподавателю удержать себя и обучающихся от стремления судить своих предков, на чью долю выпали: войны, революции, террор. Недопустимо преподавателю негативно преподносить исторический материал, К сожалению, сейчас многие исторические события искажаются, принижается значение нашей истории, особенно это касается Великой Отечественной Войны. Президент РФ Путин В.В. заявил о недопустимости переписывания и чрезмерной идеологизации истории, а также принижения роли советского народа в победе в Великой Отечественной войне. Задача преподавателя при изучении исторического материала – «перенести» обучающихся в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания, осмысления, сопереживания. Рассматривая разные эпохи полезно знакомить обучающихся с культурой, системой нравственных ценностей, например: что такое честь, достоинство, доблесть для русского офицера? Почему Декабристы пожертвовали собой, своим состоянием ради интересов народа? Обучающиеся начинают понимать, что понятие: Родина, честь-это не пустые слова, если люди жертвовали собой ради этих понятий, отдавая самое дорогое, что есть у человека - свою жизнь. Исторический материал на уроке должен влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру. Большую роль в нравственном воспитании на уроках истории играет оценочная деятельность обучающихся, возможность сравнивать исторических деятелей между собой, так например: на уроке обучающиеся сравнивают «Реформы Петра 1» и «Реформы Екатерины 2», «Особенность тоталитарного режима Сталина» и «Фашистский режим Гитлера», «Деятельность Горбачёва» и « Реформы Ельцина». Важно, чтобы обучающиеся умели самостоятельно давать исторические оценки, умели анализировать, делать выводы. В своей деятельности я предлагаю обучающимся самим выбирать себе исторических героев: Предлагаю найти информацию, подготовить доклад или сообщение, о том историческом деятеле, который, по мнению обучающихся является примером для подражания. Ведь у каждого из нас есть свои герои, на поступки которых хочется равняться. Интересный факт, когда был исторический проект: «Исторический выбор России», большая часть народа выбрала князя «Александра Невского», в качестве национального героя, следует отметить, что многие студенты выбирали данного исторического деятеля также в качестве национального героя, отмечая такие качества как: доблесть, смелость, служение и верность своему Отечеству. Очень многие студенты в качестве национальных героев выбирали полководцев Отечественной войны 1812г и Великой Отечественной войны 1945г: М.И. Кутузова, Г.К. Жукова, К.К.Рокоссовского, тем самым студенты отдают дань уважения и преклонения перед выдающимися людьми эпохи, которые любили свою страну и Отечество. История должна воспитывать у студентов чувство гордости за свою страну, научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, что есть добро и зло, и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; взывать к высшим ценностям: любви, мужеству, братству, способствовать формированию толерантности, терпимости и взаимоуважению, чувства гордости за свое Отечество.
Список Литературы:
Барташева Н. А., Воронина М. В. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица. // Первое сентября, - 2011, № 20.
Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 11 классе. // Преподавание истории в школе, 2007, №1
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск, 2009.
Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2009, № 5