Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одарённости, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определённой области. Постоянное развитие творческих способностей возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, её направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании. Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики, а также поддержать исследовательские способности учеников. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подготовил: Мишустина Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского
2021
Государственная образовательная политика сегодня акцентирует внимание на самостоятельности ребёнка и развитии его индивидуальности. Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований; оно должно стать результатом серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одарённости, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определённой области. Постоянное развитие творческих способностей возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, её направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании. Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики, а также поддержать исследовательские способности учеников. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.
На современном этапе общественного развития школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях образовательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, её способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от неё и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Общеизвестно, что история и обществознание являются важнейшими предметами учебного плана образовательных учреждений с точки зрения нравственно-патриотической, идеологической и культурологической направленности. Поэтому, одной из главных задач учителя истории и обществознания является как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном рассказе учителя. Несомненно, что целью любого образовательного учреждения является способствование формированию разносторонне развитой личности, неотъемлемыми чертами которой являются творческие, креативные качества. Каждый предмет школьной программы нацелен на воспитание вышеуказанных качеств. История и обществознание, будучи предметами необходимыми для успешного функционирования учащихся в современном мире, дают очень много возможностей для свободного, созидательного, творческого процесса обучения, как для учащихся, так и для учителей. В данном случае, учащиеся являются непосредственными субъектами процесса творчества.
Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к истории и обществознанию, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков. Все методики, используемые на уроках истории и обществознания, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности.
Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дают богатые возможности для развития таких интеллектуальных способностей (многообразие общественно-политических, социально-экономических явлений, существование различных подходов к изучению одного и того же исторического события и пр.). С другой стороны, остро нуждаются в том, чтобы школьники, их изучающие, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией. Педагогическая практика показывает, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету. Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи. В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе «Древний Египет» пункт 1- «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия древних египтян». Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например: Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян? Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян? у ребенка возникают затруднения.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников, может использование приёмов развивающего обучения. К способам активизации учебной деятельности относятся диалоги, обмен знаниями, умениями, суждениями на основе имеющихся баз данных. Формирование интеллекта начинается с образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне. На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически-пространственную систему. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память. Поэтому развивать интеллект можно, развивая эти познавательные процессы. Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются специальные тренинги. Например, игра "Исторический портрет". В ней принимают участие 2 команды. Первая - составляет портрет исторического лица, используя известные факты, но в то же время стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо. В процессе обучения происходит стимуляция творческого мышления.
На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний, сравнить два сборника законов, выявить различия.
Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:
- “Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,
-“Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),
- “ О каком событии идёт речь?”,
- “Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.
Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Колесо истории”, “Своя игра”.
Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. (“Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)
В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках используются соответствующие игровые тренинги. Например, игра "Города". Ведущий называет город. Ученики должны вспомнить географическое положение, достопримечательности, факты истории. Следующая игра - "Запомни текст". Прослушав текст (исторический), ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради. Такой метод часто используется на уроках истории в 5-6 классах.
На уроках часто используются познавательные упражнения, побуждающие ребенка фантазировать. Например, изучая тему "Развитие образования в Древней Греции", ребята узнали, что греческие школьники при письме пользовались специальным приспособлением - "стилем". Это слово им знакомо по мобильным телефонам. Учащимся предложено составить рассказ: "Путешествие в Спарту", "Олимпийские игры", "В рыцарском замке" и т.д.
Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название "Проект". Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нём основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление.
История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счёте – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.
Эта деятельность требует больших совместных умственных усилий учеников и учителей. Важно, чтобы и те и другие получали как можно больше удовлетворения в процессе работы. На уроках ребятам предлагается решить ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учётом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе.
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован приём « кластер».
Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:
написать ключевое слово или предложение на бумаге;
записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;
выписывать можно столько идей, сколько захочется.
На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составлениесинквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.
Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциацийпо ранее изученному или новому вопросу.
В течение урока для отработки какого-либо понятия учащимся предлагается приём «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме? Учащиеся вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по данной теме. Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.
Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.
Все перечисленные методы и формы работы на уроках истории направлены на стимуляцию творческой активности и развитие интеллекта учащихся, коммуникативных и творческих способностей.
Обобщая опыт можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.
Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнёр, помощник, инициатор и эксперт.
Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.
Проявляйте сами и цените юмор.
Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» - это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность.
Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет».
Позволяйте учащимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения.
Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения. В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом.
Таким образом, образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать:
открытость всей системы, гибкость организации,
общее творческое отношение учителей и администраторов,
планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.
Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие креативных способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником.