Разнообразие форм и методов контроля знаний учащихся
Разнообразие форм и методов контроля знаний учащихся
В процессе обучения контроль знаний, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учащимися новым материалом и до завершения темы.
В качестве обмена опытом я хотела бы остановиться на тех методах и формах закрепления материала, которые чаще всего применяю:
«Знатоки», «Оценка за минуту», «Коршуны и добыча», «Читая сказку.», «Меняю профессию», «Корректор», «Лишний элемент», «Зачетные вопросы»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разнообразие форм и методов контроля знаний учащихся»
Никулина В.А.
Разнообразие форм и методов контроля знаний учащихся
Урок истории - это не просто запоминание дат, фамилий и событий, это, прежде всего, осмысленное понимание того, что происходило и происходит на данный момент. Насколько учащийся провел информацию через себя, оценил ее, проанализировал весь материал, дал собственную оценку, и будет зависеть качество знаний, отметка в журнале.
Процесс овладения знаниями очень сложен и многогранен. Каждый день учащиеся должны подготовиться к 6 -8 урокам, что, конечно же, накладывает отпечаток на уровень подготовленности. Слабо развита память, внимание, умение организовать свою деятельность - все это мешает как самому учащемуся, так и усложняет работу преподавателя. В связи с этим можно выделить основные каждодневные задачи педагогов:
Сообщение материала в доступной форме, в то же время не облегчая материал, а наоборот, применяя научную трактовку, термины.
Развитие памяти, внимания, умения быстро ориентироваться в смене деятельности.
Воспитание дисциплинированности, ответственного отношения к учебной деятельности, самоорганизации.
В процессе обучения контроль знаний, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении учащимися новым материалом и до завершения темы. Самый распространенный контроль - тестирование. Этот метод может охватить сразу всех учащихся, проверить качество знаний как по одной теме, так и по разделу. Однако, существуют и свои минусы: возможность ответа наугад. Тесты не развивают логическое мышление и речь. Поэтому каждый педагог старается на своих занятиях разнообразить формы контроля знаний.
В качестве обмена опытом я хотела бы остановиться на тех методах и формах закрепления материала, которые чаще всего применяю. Изменив задания, каждую из форм можно использовать на уроках практического характера по разным видам профессии.
Контрольная работа «Знатоки»
1 вариант. Каждый учащийся на листочке в верхнем правом углу записывает Ф.И., № группы. Дается задание: запишите 10 вопросов, на которые вы точно знаете правильный ответ. Время выполнения - 7 - 10 мин. Вопросы должны быть четкими и лаконичными. Поменяйтесь листочками - через ряд, через парту и т.д. Укажите свою Ф.И. и напишите слово «Ответы». На ответы дается - 10 - 15 мин. Учащиеся меняются листочками. Те учащиеся, которые задавали вопросы, проверяют правильность ответов, выставляют оценки. Можно разрешить использовать для проверки тетрадь, либо учитель перед выставлением оценок в журнал проверяет еще раз работы.
На усмотрение преподавателя: можно заранее предупредить, что задаваемые вопросы тоже будут оцениваться. Тогда учащиеся будут нацелены на составление более сложных вопросов.
2 вариант. После того как учащиеся написали 10 вопросов, преподавателем нумеруются все листочки. На доске записываются или магнитом прикладываются номера листочков. Каждый учащийся, выходя к доске, сам выбирает номер и отвечает на вопросы. Пример: Суриков Константин выбрал № 5. Тебе вопрос задает Елисов Наурызбай. (зачитываются вопросы)
Такой вариант контрольной работы позволит оценить и того учащегося, который задает вопрос, и того, кто отвечает. Бывают случаи, когда учащийся составил только 5 вопросов из 10 необходимых. В таком случае он получает - «3», а тот, кто ответит правильно на его вопросы – «5». Он же не виноват, что ему досталась такая контрольная работа.
«Оценка за минуту».
1 вариант. Преподаватель засекает от одной до двух- трех минут (по договоренности, степени развития речи, подготовленности), задает учащемуся вопросы, заранее обговаривая критерии оценок.
На усмотрение преподавателя: учащемуся, который ответил на самое большее количество вопросов, выставляется дополнительная оценка либо дается льготное преимущество для второго ответа.
2 вариант. Вопросы могут быть отпечатаны на маленьких карточках, прикреплены обратной стороной к доске. Учащийся сам выбирает номер вопроса. Количество отвеченных карточек в руке – оценка.
«Коршуны и добыча» - Учащийся, который сдает зачет, выходит к доске. Группа задает любые 10 вопросов. Если учащийся не знает ответа на вопрос, отвечает тот, кто задавал вопрос. Требования: вопросы должны быть четко сформулированы, лаконичны. Такой вид зачета требует внимательности, сосредоточенности всей группы, чтобы не задать повторно вопрос, который уже задавали. Так же, тот учащийся, который задает вопрос, должен знать на него ответ. Даже если вопрос был прочитан с книги, тетради, все равно учащийся запоминает информацию.
«Читая сказку...» - такой вид работы подойдет для урока «Основы права». Учащимся предлагается прочитать сказку «Муха-Цокотуха». Задание: Укажите, какие виды прав представлены в данной сказке.
«Меняю профессию» - 3-4 учащихся заранее опрашивает преподаватель на знание темы или раздела. Группа делится на подгруппы. «Учитель» (из числа подготовленных учащихся) опрашивает каждого в своей группе, ставит оценку, аргументируя ее. Возможен вариант, при котором «Учитель» спрашивает «учителя». Принцип «Равный равному» позволяет учащемуся, который стесняется отвечать у доски, получить хорошую оценку и поверить в свои силы.
Как один из вариантов такую работу можно использовать при закреплении блока тем. Каждый из «Учителей» опрашивает учащихся только по своей теме. Таким образом, в непринужденной обстановке (разрешено хождение по классу к «Учителям») учащиеся могут больше раскрыться, чем при «тяжелой» атмосфере контрольной работы. Также воспитывается дисциплинированность, уважительное отношение к друг другу
«Корректор» - задание: исправь ошибку в предложении. В карточке 10 / или более/ предложений по теме или разделу. Учащиеся должны определить, где допущена ошибка в изложении исторического материала, указать номер предложения и записать правильный вариант. В карточках иногда есть предложения, где нет ошибок.
«Лишний элемент» - задание: выпиши лишний элемент, не нарушая логическую цепочку. В карточке может быть и дополнительное задание: объедини оставшиеся элементы в одну тематику.
Например: А.Букейханов, А.Иманов, А. Байтурсынов, М Дулатов.
Ответ: А.Иманов - (А.Букейханов, А. Байтурсынов, М Дулатов призывали народ к смирению в 1916 году)
«Зачетные вопросы». Задание: дайте полный ответ на каждый из 10 вопросов карточки
1916г. «Уш жуз» карательные отряды 1922г В.И. Ленин сардарбек «Кулаки» 1921г А.Иманов 1917г
Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. Буду рада, если кому-то из вас помогла. Уважаемые коллеги, здоровья и терпения Вам! Творчества и удачи!