Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. С этой целю на уроках истории можно использовать кроссворды.
Работа с тематическими кроссвордами на уроках истории способствует повышению активности учащихся, развитию их памяти, внимания, логичского мышления, речи, интереса к предмету; приучает детей внимательно читать текст, перечитывать его несколько раз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с кроссвордами на уроках истории»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Конспект статьи по описанию опыта работы
«Работа с кроссвордами на уроках истории»
Автор: Южакова Оксана Сергеевна,
учитель истории и обществознания МАОУ В(С)ОШ
Березники, 2016
Работа с кроссвордами на уроках истории.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. С этой целью на уроках истории можно использовать кроссворды.
Работа с тематическими кроссвордами на уроках истории способствует повышению активности учащихся, развитию их памяти, внимания, логического мышления, речи, интереса к предмету; приучает детей внимательно читать текст, перечитывать его несколько раз.
При составлении кроссвордов должны учитываться следующие принципы:
соответствие содержанию и целям урока;
подбор логических заданий в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников;
осуществление через логические задания кроссвордов обогащения словарного запаса учащихся, уточнения и дополнения изученного материала.
Тематические кроссворды могут использоваться на любых этапах урока. Их можно использовать для самостоятельной индивидуальной работы, работы в группах или коллективной работы.
Задания к кроссвордам могут быть в виде вопросов, определений или в виде иллюстраций.
1. Например, кроссворд «Историк. Учащимся предлагаются сетка кроссворда и вопросы, на которые дети отвечают, вписывая ответы в сетку:
Вопросы:
1. Фамилия человека, которого называют «первым русским историком». 2. Наука, к которой пробудился большой интерес в русском обществе к концу ХVIII века. 3. Как называется запись важнейших событий, которую вели из года в год, из лета в лето? 4. Как раньше назывались правительственное письмо и послание? 5. Как называются церковь и жилые помещения, в которых живут монахи? 6. Название учреждения для хранения старых документов. 7. Как называется издание, в котором Карамзин впервые опубликовал более 40 летописей и грамот?
2. В кроссворде «Кто эти люди?» дети вписывают имена людей, изображённых на иллюстрациях, а затем читают получившееся слово по вертикали – ответ на вопрос: “Что объединяет этих людей?”
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Что объединяет этих людей?
Ответы:1. Петр I. 2. Екатерина II. 3. Александр I. 4. Иван III. 5. Иван IV. 6. Александр II. 7. Николай II.Ключевое слово:правили.
1 2 3 4 5
6 7
Методические рекомендации по работе с кроссвордами.
Можно предложить несколько вариантов работы с кроссвордами:
даются вопросы, на которые дети отвечают, вписывая ответы в сетку;
дается заполненная сетка кроссворда, ученики записывают свои вопросы (кроссворд наоборот);
дается тема кроссворда, а ученики составляют вопросы и сетку, выписывая из текста учебника слова, подходящие к ключевому.
Использование кроссвордов при изучении нового материала.
Например, тему «На верфях Адмиралтейства» учащиеся могут изучать, работая в группах:
I группа читает текст «Необычный царь».
II группа – «Строительство Санкт-Петербурга».
III группа – «Рождение русского флота».
Ученикам предлагается следующий план работы:
1) Прочитать текст. Значение новых слов выяснить по толковому словарю.
2) Ответить на вопросы кроссворда.
(Каждой группе предлагается кроссворд, записанный на большом листе бумаги. Ответы вписываются в клетки кроссворда маркером.)
3). Подготовить пересказ текста, пользуясь ответами кроссворда как планом.
(Выполнив предложенные задания, ученики вывешивают ответы кроссвордов на доску. Один представитель от каждой группы рассказывает изученный материал, используя данные кроссворды как план для пересказа.)
Работа с кроссвордами на этапе закрепления новых знаний
а) Тема урока: «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».
1. Какое море раньше называлось Стамбульским? 2.Какое море раньше называлось Хвалынским? 3. Какое море в Индийском океане переплыл Афанасий Никитин? 4. Как называется страна, в которой побывал и которую описал в своих записках русский купец? 5. Из какого города отправился в свое путешествие Афанасий Никитин? 6. Вспомните первое слово в названии записок путешественника. 7. Не дойдя до какого города, умер Афанасий Никитин?
У учеников на листочках получается запись:
Дома дети могут сами написать вопросы к ответам кроссворда .
б) После изучения нового материала учитель читает вопросы, а ученики самостоятельно записывают ответы в сетку кроссворда.
Затем идет проверка:
фронтальный опрос;
самопроверка (ученики сверяют свои ответы с ответами, данными на доске);
индивидуальный опрос;
взаимопроверка.
в)Ученикам предлагается ключевое слово, к каждой букве которого надо подобрать из текста «поперечное» слово:
Дано слово ополчение:У учащихся получается запись
Дома дети могут пользоваться этими словами как опорными при пересказе текста учебника.
Работа с кроссвордами на этапе проверки домашнего задания может строиться так:
1. Самостоятельная работа.
(Для многократного использования одного кроссворда можно применять кальку или оформить кроссворд как перфокарту, вырезав отверстия для букв.)
2. Взаимопроверка в парах.
(Один ученик читает вопросы, а другой на них отвечает.)
3. Индивидуальный опрос.
(Вопросы задает учитель, а ученики отвечают;
ученик задает подготовленные дома вопросы, а другой ученик отвечает.)
Таким образом, работая с кроссвордами на уроках истории, дети:
лучше усваивают учебный материал;
учатся выделять главное;
учатся делать логические выводы, используя опорные слова;