kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории 5 кл. ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                     I.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету « Всеобщая  история» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального  государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного  Приказом  Минобразования Р. Ф. от  17.12.2010г. №1897

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067;

-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами  СанПин  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённое Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 »;

-Положение о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная  общеобразовательная школа №12»,утв. Приказом МБОУ «ООШ№12» от 02.09. 2013  №17

-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год.

-Рабочая программа по учебному предмету «История» разработана на основе требований к результатам  освоения основной образовательной программы основного общего образования

Рабочая программа по учебному предмету «История» направлена на реализацию следующих целей и задач:

-формирование  у учащихся личностных,  матапредметных  и  предметных  результатов обучения соответствующих требованиям федерального государственного  общеобразовательного стандарта основного общего образования.

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил значимый след в истории че­ловечества. Последнее даёт возможность -формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

-формировать у учащихся представление  и знания о цивилизации Древнего мира.

-формировать у учащихся представление  и знания о возникновении,формировании. Развитии и смене цивилизаций древнего мира, а также об их сосуществовании и взаимодействии:

-первобытно- общинная цивилизация;

-Древняя Греция; Древний Рим.

-формировать у учащихся первоначальные навыки исследовательской работы(написание сочинений, рефератов и подобных работ на основе УМК)

-способствовать развитию задатков к анализу, исследованию. Научно-исследовательской работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 кл. ФГОС»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

протокол от 27.08.2015 №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ «ООШ № 12»

от 01.09.2015 № 3







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Всеобщая история»

для 5 класса

на 2015-2016 учебный год





Составитель

Пономарёва Л.П.,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная

Мариинск 2015

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету « Всеобщая история» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования Р. Ф. от 17.12.2010г. №1897

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067;

-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённое Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 »;

-Положение о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12»,утв. Приказом МБОУ «ООШ№12» от 02.09. 2013 №17

-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год.

-Рабочая программа по учебному предмету «История» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Рабочая программа по учебному предмету «История» направлена на реализацию следующих целей и задач:

-формирование у учащихся личностных, матапредметных и предметных результатов обучения соответствующих требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования.

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил значимый след в истории че­ловечества. Последнее даёт возможность -формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

-формировать у учащихся представление и знания о цивилизации Древнего мира.

-формировать у учащихся представление и знания о возникновении ,формировании. Развитии и смене цивилизаций древнего мира, а также об их сосуществовании и взаимодействии:

-первобытно- общинная цивилизация;

-Древняя Греция; Древний Рим.

-формировать у учащихся первоначальные навыки исследовательской работы(написание сочинений, рефератов и подобных работ на основе УМК)

-способствовать развитию задатков к анализу, исследованию. Научно-исследовательской работе.









II. Общая характеристика  учебного предмета

Программа по учебному предмету «Всеобщая история» на уровне основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В  программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-х классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.



III. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ «ООШ№12» на 2015-2016 учебный год отводится 68 часов для изучения учебного предмета « История», из расчёта 2 учебных часа в неделю

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Всеобщая история».

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории в основной школе включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

V. Содержание учебного предмета «Всеобщая история».

Введение. Счёт лет в истории. (2ч.)

Откуда мы знаем, как жили предки. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом.

Хронология – наука об измерении времени. Представление о счёте времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

Древнейшие люди – наши далёкие предки. Понятие «первобытные люди». Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности ведения совместного хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений

Управление племенем. представление о происхождении рода, племени

Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От

родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине

земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Значение первобытной эпохи в истории человечества

Раздел II. Древний Восток (20ч)

Тема 1. Древний Египет (8 ч)

Государства на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства.

Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Путь к объединению древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Столица государства – Мемфис. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направление военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные, боги(Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мертвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

Письменность и знания древних египтян Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнегреческой письменности. Иероглифическое письмо. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса-древнеегипетская книга. Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты.

Хранители знаний - жрецы.

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Ефрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни – храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказание о Гильгамеше.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи-власть от бога Шамаши. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках.

Финикийские мореплаватели География, природа и занятия населения Финикии. Средеземное море и финикийцы. Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие».

Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях.

Древнеевропейское царство Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало

чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии

Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», её использование для

почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища,

собранные из покоренных областей). Город Персеполь

Тема 3. Индия и Китай в древности (5ч.)

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности Природа и люди Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме.

Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане.

Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел III. Древняя Греция (21ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского Царства. Греческие мифы критского цикла.
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэма Гомера «Илиада». Творчество Гомера. Герои «Илиады»: Агамемнон, Ахиллес, Гектор, Приам, Патрокл. Сюжет поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». Герои поэмы: Одиссей, Алкиной, Навсикая, Демодок. Сказания о странствиях Одиссея.

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персифона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Возникновение

самостоятельных государств (Афины, Спарта,Коринф, Фивы, Милеет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Зарождение демократии а Афинах. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя – военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Понятия «стратег», «фаланга».

Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятие «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы.

переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины.

Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы - педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона».

Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сын Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в.
Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие учёные: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония ) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру.

Раздел IV. Древний Рим (17 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Местоположение и природные особенности Италии. Тёплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Наследие древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.
Понятия «весталка»,»ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов.

Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика»,

«консул», «народный трибун». «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской

республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его

Функции. Организация войска. Понятие «легион».

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над

Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и
властвуй».Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры.

Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель

Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наёмную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (перечерез Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (цсосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы из Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки).

Тема 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за имперскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров - варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи.

Ликвидация власти императора на Западе.

Особенности римской цивилизации. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством.

Итоговое повторение (2 ч)

































VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п


Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности


1

Введение. Счёт лет в истории

2

Раскрыть значение понятий: история, век, исторический

источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего

нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет до н. э.

И н. Э.,используялинию времени. Называть и кратко

характеризовать источники, рассказы­вающие о древней истории

2

РАЗДЕЛ 1. Жизнь первобытных людей

6

Комментировать и формулировать понятия: первобытные

люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые

орудия труда. Сравнивать первобытного и современного

человека. Характеризовать достижения первобытного

человека, его приспособление к природе. С помощью рисунка

изображать собственное представление о первобытном чело

веке и его образе жизни. Показывать на карте места расселения

древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях,

верованиях первобытных людей, используя текст учебника и

изобразительные материалы. Объяснять значение отделения

земледелия от скотоводства и открытий изобретений

древнейших людей (орудий труда и др.) для развития

человеческого общества

Тема 1. Первобытные

собиратели и охотники

3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3





3

Раздел 2. Древний Восток

20

Показывать на карте местоположение древнейших

госу­дарств Месопотамии. Рассказывать об условиях жизни и

занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии.

Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления

людей того времени о мире. Характеризовать источники,

рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и

письменные источники,)

законы Хаммурапи).

Показывать на карте территорию и центры древнеегипет­ского

государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон,

жрец, раб, пирамида, папирус.

Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец,

раб, пирамида, папирус.

Характеризовать:1)основные группы населения Древнего

Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти

фа­раонов и порядок управления страной.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в

древнеегипетском обществе

Описывать предметы материальной культуры и произведе­ния

древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их

художественных достоинствах.

Показывать на карте древние города и государства Восточного

Средиземноморья

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийско­го

алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме).

Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя

иллю­стративные материалы).

Показывать на карте территорию Персидской державы,

объяснять, как она управлялась. Показывать на карте

территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и

занятия населения, общественный строй Древней Индии,

положение представителей различных Варн (каст). Объяснять,

какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.

Рассказывать о культуре

Древней Индии, высказывать суж­дения о ее вкладе в

мировую культуру. Объяснять значение понятий империя,

конфуцианство Характеризовать занятия и положение

населения в Древ­нем Китае. Объяснять, какое значение имели

идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть

изобретения и культурные достижения древних китайцев,

высказывать суждения об их вкладе в мировую куль­туру.



Тема 1. Древний Египет

8

Тема 2. Западная Азия в древности

7

Тема 3.Индия и Китай в древности

5




























4

Раздел 3.Древняя Греция

21

Показывать на карте территории древнегреческих

госу­дарств, места значительных событий. Рассказывать

об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Характеризовать верования древних греков,

объяснять, ка­кую роль играли религиозные культы в

греческом обществе.

Характеризовать политический строй древнегреческих

го­родов-государств (Афины и Спарта). Объяснять значение

понятий полис, демократия, олигархия колонизация,

метрополия. Рассказывать о том, как утверждались

демократические по­рядки в Афинах.

Давать cpaвнительную характеристику общественно-

поли­тического устройства Афин и Спарты. Рассказывать,

каким было спартанское воспитание, опреде­лять свое

отношение к немуОбъяснять причины и итоги войн, которые

вели древнегре­ческие государства. Характеризовать афинскую

демократию при Перикле.Объяснять, что означало в Древней

Греции понятие гражда­нин, приводить примеры гражданских

поступков. Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней

Греции Представлять описание произведений разных видов

древ­негреческого искусства, высказывая и аргументируя свои

оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древне

греческих обществ в мировое культурное наследие. Показать на

карте направления походов и территорию державы Александра

Македонского. Составлять исторический портрет(характеристику)

Александра Македонского. Объяснять причины распада державы

Александра Македонского, а также эллинистических государств

Востока.





Тема 1. Древнейшая

Греция

5

Тема 2.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

Тема 3. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

5

Тема 4.Македонские завоевания в 4 веке до н.э

4

5

Раздел 4. Древний Рим

17

Показывать на карте местоположение древнейших

госу­дарств на территории Италии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения

Древней Италии.

Раскрывать значение понятий патриции, плебеи, республика.

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республи­ке,

кто и почему участвовал в политической борьбе.

Характеризовать верования древних жителей Италии.

Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат,

дикта­тор, легион. Использовать карту при характеристике

военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн

Рима. Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме,

положении трудового населения и рабов.

Показывать на карте владения Римской империи, границы

Западной и Восточной частей империи после ее разделения.

Раскрывать значение понятий император, провинция.

Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме,

ее участников, важнейшие события.

Рассказывать, как строились отношения между Римом и

провинциями.

Объяснять, в чем заключались предпосылки распростране­ния

христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых

хрис­тиан в Риме.

Показывать на карте направления переселений варварских

племен и их вторжений на территорию Римской империи.

Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.

Составлять описание архитектурных памятников,

произведе­ний древнеримского искусства, используя текст

и иллюстрации учебника.

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в

культур­ное наследие человечества.

Выявлять примеры влияния античного искусства в совре­менной

архитектуре и др.


Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

Тема 2.Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

Тема 3.Гражданские войны в Риме

4

Тема 4.Римская империя в первые века нашей эры

5



Тема 5.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи



2

6

Итоговое повторение

2

Показать на карте этапы расширения границ Рима.

Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма,

свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать

достижения Рима в разных областях жизни. Выполнять

проблемно – развивающие задания.























VII. Учебно- метадическое и материально –техническое обеспечение образовательного процесса

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2013гг. Г.И. Годер.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2007 - 2010г.
Л.Л. Кочергина

История древнего мира. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель»,2003г.

О.А. Северина

История Древнего мира. Поурочное планирование. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003г.

5. Н.Б.Крючкина

Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. Москва, «Сфера», 2003г.

6. Л.И.Зверева, А.Е. Тувельман.

Древний мир. Краткие конспекты уроков для учителя истории. Москва, «Владос». 2002г.

7. Б.Е. Андрюсев

Опорные конспекты по истории древнего мира, Москва, «Владос». 2002г

CD

1. «Древний Египет»;

2. «Древняя Греция»;

3. «Древний Рим»

4. «Древний мир»

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

учебник История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2008-2010гг.

Г.И. Годер

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г.

1. В. Буряков

Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» 6 т, Москва, «Терра». 1997г.

2. К.З. Ашрафян, В.И.Буганов

Лев Диакон. История. Москва, «Наука».1988г

3. А.Абрашкин Тайны Троянской войны, Москва, «Вече», 2004г.

4. О. Томашевич Энциклопедия. Ранние Цивилизации. Москва, «Росмен», 1995г

5. О. Томашевич Греки. Москва, «Росмен», 1995г

О. Томашевич Римляне. Москва, «Росмен», 1994г.

Сергеев История Древней Греции, Москва, 1965г.

В.И.Кузищин История Древнего Рима. Москва, «Высшая школа», 1994г. А.А.Воротников История и Религия. Универсальная Энциклопедия школьника, Минск, «Валек». 1995г.

О.И. Бахтина Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. М., 1999г.

Хрестоматия по истории Древнего мира: пособие для учителей. М., 2000г.

А.И. Немировский Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 2000г.

. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1999г.

Наглядные пособия6 исторические карты. Демонстрационные таблицы.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Интернет – ресурсы. Сайты для учителей по истории

А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-

Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение мате­риала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, ре­цензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.







VIII.Планируемые  результаты изучения учебного Всеобщая история
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).







Приложение № 1

к рабочей программе по учебному предмету

«Всеобщая история» для 5 класса,

утверждённой приказом МБОУ «ООШ№12»

от 01.09.2015 № 3

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов/тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки

1



2

Счёт лет в истории

1




Раздел I. Жизнь первобытных людей.

6




Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

3



3

Древнейшие люди

1



4

Родовые общины охотников и собирателей

1



5

Возникновение искусства и религиозных верований

1




Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

3



6

Возникновение земледелия и скотоводства

1



7

Появление неравенства и знати

1



8

Повторение. Значение эпохи первобытности в истории человечества

1




Раздел II. Древний Восток.

20




Тема 4. Древний Египет.

8



9

Возникновение государства на берегах Нила

1



10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1



11

Жизнь египетского вельможи

1



12

Военные походы фараонов

1



13

Религия древних египтян

1



14

Искусство Древнего Египта

1



15

Письменность и знания древних египтян

1



16

Обобщающий урок. Достижения древних египтян

1




Тема 5. Западная Азия в древности.

7



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1



19

Финикийские мореплаватели

1



20

Библейские сказания

1



21

Древнееврейское царство

1



22

Ассирийская держава

1



23

Персидская держава «царя царей»

1




Тема 6. Индия и Китай в древности.

5



24

Природа и люди Древней Индии

1



25

Индийские касты

1



26

Чему учил Конфуций

1



27

Первый властелин единого Китая

1



28

Обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

1




Раздел III. Древняя Греция.

21




Тема 7. Древнейшая Греция.

5



29

Греки и критяне

1



30

Микены и Троя

1




31

Поэма Гомера «Илиада»

1



32

Поэма Гомера «Одиссея»

1



33

Религия древних греков

1




Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7



34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1



35

Зарождение демократии в Афинах

1



36

Древняя Спарта

1



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1



38

Олимпийские игры в древности.

1



39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1



40

Нашествие персидских войск на Грецию

1




Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

5



41

В гаванях афинского порта Пирей

1



42

В городе Афинах

1



43

Афинские школы и гимнасии

1



44

Афинский театр

1



45

Афинская демократия при Перикле

1




Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4



46

Города Эллады подчиняются Македонии

1



47

Поход Александра Македонского на Восток

1



48

Александрия Египетская

1



49

Обобщение. Вклад древних эллинов в мировую культуру

1




Раздел IV. Древний Рим.

17




Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3



50

Древнейший Рим

1



51

Завоевание Римом Италии

1



52

Устройство Римской республики

1




Тема12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.

3



53

Вторая война Рима с Карфагеном

1



54

Установление господства Рима в Средиземноморье

1



55

Рабство в Древнем Риме

1




Тема 13. Гражданские войны в Риме.

4



56

Земельный закон братьев Гракхов

1



57

Восстание Спартака

1



58

Единовластие Цезаря

1



59

Установление империи

1




Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

5



60

Соседи Римской империи

1



61

Рим при императоре Нероне

1



62

Возникновение христианства

1



63

Расцвет Римской империи во 2 веке н.э.

1



64

Вечный город и его жители

1




Тема 15. Падение Западной Римской империи.

2



65

Римская Империя при Константине

1



66

Взятие Рима варварами

1




Итоговое повторение по Истории Древнего мира.

2



67

Признаки цивилизации Греции и Рима

1



68

Итоговая контрольная работа

1




Итоговое повторение по Истории Древнего мира.

2



67

Признаки цивилизации Греции и Рима

1



68

Итоговая контрольная работа

1








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории 5 кл. ФГОС

Автор: Пономарева Лариса Павловна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "К тематическому планированию по истории 6 класс. Темы и разделы рабочей программы по ФГОС."
    ["seo_title"] => string(80) "k_tiematichieskomu_planirovaniiu_po_istorii_6_klass_tiemy_i_razdiely_rabochiei_p"
    ["file_id"] => string(6) "369051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481600085"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа "История древнего мира" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-istoriia-drievniegho-mira-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236814"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444155153"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа (история 5-9 классы) ФГОС"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-istoriia-5-9-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249349"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446888275"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по истории России 7 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaiaproghrammapoistoriirossii7klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "267171"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450304353"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по история 6 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_po_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "617126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1668148591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства