от « » августа 2017 г. « » августа 2017 г. Приказ № от «01»сентября2017 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: История России
Класс: 9
Уровень общего образования: основная школа
Учитель: Маркелова О.Н.
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Примерных программ по учебным предметам. История. 6-9 классы. М.: Просвещение, 2015г. – (Стандарты второго поколения).
Учебник: "История России. XX – начало XXI века." Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. М.: Просвещение, 2015
Рабочую программу составила _____________________ Маркелова Ольга Николаевна
подпись расшифровка подписи
Содержание
№
1
Пояснительная записка
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
3
Содержание учебного планирования
4
Учебно-тематическое планирование
5
Приложения:
5.1
Календарно-тематическое планирование
5.2
Лист коррекции рабочей программы «История России»
5.3
Организация учебного процесса
5.4
Учебно-методическое обеспечение
1.Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 2015-2016 г.г.);
- приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
- распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
- распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25.02.2013г. № 559-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года N 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года N 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года N 38; приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года N 459, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 года N 1677, приказом Минобрнауки России от 08 июня 2017 года N535, приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017 года N581);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от:
29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –
4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - 79с. – (Стандарты второго поколения)
- Примерных программ по учебным предметам. История. 6-9 классы. М.: Просвещение, 2015г. – (Стандарты второго поколения).
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 кл //.- М.: Просвещение, 2014
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»;
- учебный план МБОУ «Средняя школа № 22» на 2017-2018 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
На курс по предмету история дается 102 часа: из них 1 раздел - История России в 9 классе изучается 68 часов, 2 раздел - новейшая история – 34 ч.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
- осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса
Ученик научится
- использовать этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- использовать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; - - объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Ученик получит возможность
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
3. Содержание учебного курса.
Тема 1. Россия на рубеже XIX-XX вв.
Государство и российское общество в конце XIX – начале ХХ вв.
Территориальная структура Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Количественная и качественная (этническая и социальная) характеристика населения Российской империи. Характеристика политического строя Российской империи начала XX в. Образ жизни городского и сельского населения.
Экономическое развитие России.
Особенности развития российской экономики начала XX в. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Кустарные промыслы. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С.Ю. Витте. В.К. Плеве. П.Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин. Ю.О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В.М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Либеральная (земская) программа политических преобразований. «Союз освобождения».
Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Приоритеты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива российского императора. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Влияние войны на внутриполитическую ситуацию. Портсмутский мир. Сближение России и Англии после войны.
Первая российская революция. Реформы политической системы.
Причины революции. «Кровавое воскресенье» начало революции. Основные события периода подъема революции: возникновение Советов, восстание на броненосце «Князь Потемкин-Тварический», Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических (консервативных) и либеральных политических партий. П.Н. Милюков. А.И. Гучков. Лидеры черносотенного движения. Основные законы 1906 г. Становление российского парламентаризма. Деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги революции.
Экономические реформы.
Правительственная программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. Развитие кооперативного движения. Итоги столыпинской аграрной реформы и других преобразований.
Политическая жизнь в 1907-1914 гг.
Новый избирательный закон. Особенности российского парламентаризма. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Убийство П.А. Столыпина. IV Государственная дума. Свертывание правительственного курса на экономическое и социальное реформаторство.
Духовная жизнь Серебряного века.
Духовное состояние общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Просвещение. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Поэзия Серебряного века: символизм, футуризм, акмеизм. Изобразительное искусство: русский авангард, «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Скульптура, архитектура, музыка, балет, театр, исполнительское искусство: традиции и новаторство. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа. Российская культура начала XX в. – составная часть мировой культуры.
Россия в Первой мировой войне.
Причины и начало Первой мировой войны, цели и планы воюющих сторон. Отношение народа и политических партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Человек на фронте и в тылу. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». Прогрессивный блок в IV Государственной думе. Нарастание оппозиционных настроений.
Тема 2. Великая российская революция. 1917-1921 гг.
Свержение монархии.
Причины и начало Февральской революции. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Приоритеты Временного правительства и Исполкома Петроградского совета. Курс на продолжение войны. Демократизация российского общества. Социально-экономическая политика. Новая власть на местах. Национальный вопрос после Февраля.
Россия весной-летом 1917 г.
Альтернативы развития страны после Февраля. Политические партии после Февраля. Возвращение из эмиграции В.И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. А.Ф. Керенский. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия.
Октябрьская революция.
Кризис власти. Демократическое совещание. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти, их значение. Установление новой власти в Москве и на местах.
Формирование советской государственности.
Создание новых органов власти. Союз большевиков с левыми эсерами. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Брестский мир: причины подписания, условия, экономические и политические последствия. Распад коалиции большевиков с левыми эсерами. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал». Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Выступление левых эсеров. Конституция РСФСР 1918 г.
Начало Гражданской войны.
Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П.Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, выступления атаманов А.М. Каледина, А.И. Дутова, Г.С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии, ее особенности.
На фронтах Гражданской войны.
Выступление Чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. «Демократическая контрреволюция». Переворот адмирала А. В. Колчака. Политическая программа колчаковского правительства. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. П.Н. Краснов. Добровольческая армия генерала А.И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Походы генерала Н.Н. Юденича на Петроград. Белый режим на севере и его падение. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Война с Польшей, ее итоги. Белый Крым. Разгром П.Н. Врангеля. Красный и белый террор в Гражданской войне.
Экономическая политика красных и белых.
Политика военного коммунизма, ее особенности. Промышленность и сельское хозяйство в период военного коммунизма. Ускоренная национализация. Переход к продразверстке. Ликвидация товарно-денежных отношений. Экономическая политика белых правительств. Реформаторская деятельность П.Н. Врангеля.
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.
«Малая Гражданская война». Положение населения в годы войны. Движение зеленых. Н.И. Махно. Крестьянские выступления в 1920-1921 гг. Кронштадтское восстание: причины и последствия. Причины победы большевиков и поражения их противников.
Тема 3. СССР на путях строительства нового общества
Переход к новой экономической политике.
Причины перехода к нэпу. Сущность нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Экономические и социальные противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис: причины, проявления, меры к преодолению.
Образование СССР.
Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Проекты объединения. Подписание Декларации и Договора об образовании СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг.
Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. «Полоса признаний». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты со странами Запада. Создание и деятельность Коминтерна.
Политическое развитие в 1920-е гг.
Сращивание государственного и партийного аппарата. Формирование однопартийной системы. Главное противоречие нэпа. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии во время болезни и после смерти В.И. Ленина. Усиление политического влияния И.В. Сталина, разгром «левого» и «правого» уклонов. Причины победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе.
Духовная жизнь в 1920-е гг.
Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Партийный контроль над духовной жизнью. Первая волна эмиграции. Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, кинематографе.
Социалистическая индустриализация.
Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка: результаты, социальные проблемы. Вторая пятилетка и ее особенности. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.
Коллективизация сельского хозяйства.
Причины коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство: правовое положение, социально-психологические особенности. Связь между форсированной индустриализацией и насильственной коллективизацией.
Политическая система СССР в 1930-е гг.
Роль партии и идеологии в жизни страны. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Формирование культу личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Принятие второй Конституции СССР. Национальная политика.
Духовная жизнь в 1930-е гг.
Культурная революция: задачи и направления. Развитие образования. Реставрация дореволюционных методов обучения и воспитания. Партийно-государственный контроль над наукой. Достижения советской физической школы, химиков, биологов, геологов. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Переход от относительной свободы творчества к подконтрольным партии творческим союзам. М. Горький. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Театр.
Внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти в Германии А. Гитлера. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Дальневосточная политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии. Договор о ненападении СССР и Германии и секретные протоколы.
Тема 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Начало Второй мировой войны и Советский Союз. Включение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Война с Финляндией и ее итоги. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Советско-германские отношения накануне войны.
Начало Великой Отечественной войны.
Проблема внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Силы и планы сторон. Оборонительные сражения летом осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Битва за Москву. Разгром немецких войск под Москвой. Героическая оборона Ленинграда.
Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.
Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Начало Сталинградской битвы. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Партизанское и подпольное движение. Создание антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны.
Советский тыл в Великой Отечественной войне.
Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Церковь в период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Итоги второго периода войны. Тегеранская конференция.
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.
Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Русская освободительная армия. Национальная политика в годы войны.
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.
Военно-стратегическая обстановка на Восточном фронте к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Крымская (Ялтинская) конференция. Освобождение Европы от фашизма. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза. Итоги войны.
Тема 5. СССР в 1945-1964 гг.
Восстановление экономики.
Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. «Закручивание гаек» в экономике.
Политическое развитие.
Демократический импульс войны. Изменения в структурах власти. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Новый виток репрессий. Национальная политика.
Идеология и культура.
Восстановление «железного занавеса». Идеологические кампании в литературе, театре, кино, музыке. Развитие образования: достижения и проблемы. Научные дискуссии. Разгром генетики.
Внешняя политика.
Причины и начало «холодной войны». Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Противостояние СССР и США в Европе. Раскол Германии. Политика укрепления социалистического лагеря и его союзников. СССР в корейской войне.
Изменения политической систем.
Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР. Отстранение от власти Н.С. Хрущева.
Экономика СССР в 1953-1964 гг.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли, первый пилотируемый полет в космос Ю.А. Гагарина. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.
«Оттепель» в духовной жизни.
Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Границы десталинизации в сфере культуры, «дело Пастернака». Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Развитие науки, открытия советских ученых в важнейших областях науки. Достижения советского спорта. Развитие образования, реформа школы 1958 г.
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.
Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г., его преодоление. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. Организация Варшавского договора. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».
Тема 6. СССР в 1964-1991 гг
Консервация политического режима.
Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Л.И. Брежнев. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Усиление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г.
Экономика «развитого социализма».
Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформы в промышленности: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.
Общественная жизнь в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Концепция «развитого социализма». Тезис об «обострении идеологической борьбы». Достижения и противоречия художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. Советский театр. «Магнитофонная революция». Советская музыка. Балет. Оперное искусство. Кинематограф. Успехи советского спорта. Инакомыслие. Движение диссидентов.
Политика разрядки: надежды и результаты.
Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Афганская война. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. «Доктрина Брежнева».
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги (1982-1991 гг.).
Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов. К.У. Черненко. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы. Проведение выборов народных депутатов СССР и I Съезд народных депутатов СССР (1989 г.). Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Провозглашение союзными республиками независимости. Распад СССР. Образование СНГ.
Экономические реформы 1985-1991 гг.
Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Обострение экономической ситуации, падение производства и уровня жизни. Программа «500 дней».
Политика гласности: достижения и издержки.
Пересмотр партийной идеологии. Провозглашение политики гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности.
Внешняя политика 1985-1991 гг.
Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана. Распад социалистической системы. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Итоги и последствия политики нового мышления.
Тема 7. Россия в конце ХХ – начале XXI вв.
Российская экономика на пути к рынку.
Программа радикальных экономических реформ. «Шоковая терапия». Либерализация цен. Приватизация. Корректировка хода реформ. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике.
Политическая жизнь в 1992-1999 гг.
Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Итоги политического развития страны в 1990-е гг.
Духовная жизнь России.
Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии в современной России.
Строительство обновленной федерации.
Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика России.
Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и страны СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг.
Россия в начале XXI в.
Президент Путин В.В. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Выборы 2003-2004 гг. и 2007-2008 гг. Избрание Президентом России Д.А. Медведева. Выборы 2011-2012 гг
Итоговое повторение.
4. Учебно-тематический план.
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Глава I. Россия на рубеже XIX—XX вв. 10ч.
Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в
1
Экономическое развитие страны
1
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
1
Внешняя политика. Русско-японская война 1904—1905 гг
1
Первая российская революция. Реформы политической системы
1
Экономические реформы
1
Политическая жизнь России
в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина
1
Серебряный век русской культуры
1
Первая мировая война.
1
Повторение по главе "Россия на рубеже XIX-XX в."
1
Глава II. Великая российская революция. 1917—1921 гг. 9ч.
Свержение монархии.
1
Россия весной-летом 1917 г.
1
Октябрьская революция
1
Формирование советской государственности
1
Начало Гражданской войны
1
На фронтах Гражданской войны
1
Экономическая политика красных и белых
1
Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
1
Повторение по главе "Россия на рубеже XIX-XX в."
1
Глава III. СССР на путях строительства нового общества
11ч.
Переход к нэпу
1
Образование Союза Советских Социалистических Республик
1
Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. XX в
1
Политическое развитие в 20-е гг. XX в
1
Духовная жизнь в 20-е гг. XX в
1
Социалистическая индустриализация
1
Коллективизация сельского хозяйства
1
Политическая система СССР в 30-е гг. XX в
1
Духовная жизнь в 30-е гг. XX в
1
Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в
1
Повторение по главе "СССР на путях строительства нового общества"
1
Глава IV. ВеликаяОтечественная война. 1941 —1945 гг. 8ч.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
1
Начало Великой Отечественной войны
1
Немецкое наступление 1942 г. И предпосылки коренного перелома.
1
Советский тыл в Великой Отечественной войне.
1
Коренной перелом в ходе войны.
1
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом
1
СССР на завершающем этапе войны.
1
Повторение по главе " Великая Отечественная война. 1941-1945 гг."
1
Глава V. СССР в 1945—1953 4 ч.
Восстановление экономики
1
Политическое развитие
1
Идеология и культура
1
Внешняя политикав 1945—1953
1
Глава VI. СССР в 1953 г. — середине 60-х гг. XX в. 5ч.
Изменения политической системы
1
Экономика СССР в 1953—1964 гг
1
«Оттепель» в духовной жизни
1
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
1
Повторение по главе "СССР в 1945 г.- середине 60-х гг. XX в."
Глава VII. СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в. 4ч.
Консервация политического режима
1
Экономика «развитого социализма»
1
Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в
1
Политика разрядки: надежды и результаты
1
Глава VIII. Перестройка в СССР (1985—1991) 5ч.
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги
1
Экономические реформы 1985—1991 гг
1
Политика гласности
1
Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг
1
Повторение по главе "СССР с середины 60-х гг. по1991 г . XX в."
1
Глава IX. Россия в конце XX в. 5ч.
Российская экономика на пути к рынку
1
Политическая жизнь в 1992—1999 гг
1
Духовная жизнь России
1
Строительство обновлённой Федерации
1
Геополитическое положение и внешняя политика России
1
Глава X. Россия в начале XXI в. 6ч.
Политическое развитие
1
Экономика России в 2000—2007 гг
1
Повседневная и духовная жизнь общества
1
Внешняя политика России
1
Россия на путях к инновационному развитию
1
Повторение по главе "Россия в конце XX- начале XXI в."
1
Итоговое повторение
Итоговое повторение
1
5. Приложение.
5.1 Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Форма организации познавательной деятельности
Домашнее задание
По плану
По факту
Глава I. Россия на рубеже XIX—XX вв. 10ч.
1
Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в
Урок изучения нового
фронтальная;индивидуальная
§1 Зад. стр.12,зад.1
2
Экономическое развитие страны
Практикум (работа с учебником и познавательными заданиями)
фронтальная; индивидуальная
§2 вопросы
3
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Урок – исследование
групповая
индивидуальная
§3, заполнить таблицу, зад.1
4
Внешняя политика. Русско-японская война 1904—1905 гг
Комбинированный
фронтальная
§4, характеристика войны по памятке
5
Первая российская революция. Реформы политической системы
Урок усвоения новых знаний.
парная;
индивидуальная
§5, дать характеристику новым партиям
6
Экономические реформы
Комбинированный
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§6 зад.1 стр.51
7
Политическая жизнь России
в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина
Урок нового знания
фронтальная;
- групповая;
§7 вопросы, эссе
8
Серебряный век русской культуры
Комбинированный
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§8, сообщения
9
Первая мировая война.
Комбинированный
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§9, таблица
10
Повторение по главе "Россия на рубеже XIX-XX в."
Повторительно-обощающий
- индивидуальная
Повторить даты и определения.
Глава II. Великая российская революция. 1917—1921 гг. 9ч.
11
Свержение монархии.
Урок изучения нового
фронтальная;
§ 10, вопросы
12
Россия весной-летом 1917 г.
Комбинированный урок
фронтальная;
§ 11, вопросы
13
Октябрьская революция
Практикум (работа с учебником и познавательными заданиями)
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 12 характеристика события по памятке
14
Формирование советской государственности
Комбинированный урок
фронтальная
§13 Зад.3,4
15
Начало Гражданской войны
Урок– исследование
парная;
индивидуальная
§14, таблица
16
На фронтах Гражданской войны
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 15, подготовить сообщения
17
Экономическая политика красных и белых
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 16, вопросы
18
Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 17, вопросы
19
Повторение по главе "Россия на рубеже XIX-XX в."
Повторительно-обощающий
индивидуальная
Повторить даты и определения.
Глава III. СССР на путях строительства нового общества 11ч
20
Переход к нэпу
Урок изучения нового
фронтальная
§18, вопросы
21
Образование Союза Советских Социалистических Республик
Комбинированный урок
индивидуальная
§ 19, работа с источником
22
Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. XX в
Комбинированный урок
фронтальная
§ 20, работа с документом
23
Политическое развитие в 20-е гг. XX в
Урок– исследование
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§21, вопросы
24
Духовная жизнь в 20-е гг. XX в
Комбинированный урок
групповая
§ 22, , подготовить сообщения
25
Социалистическая индустриализация
Практикум (работа с учебником и познавательными заданиями)
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.
§ 23, вопросы
26
Коллективизация сельского хозяйства
Комбинированный урок
фронтальная индивидуальная
§24, вопросы
27
Политическая система СССР в 30-е гг. XX в
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§25, вопросы
28
Духовная жизнь в 30-е гг. XX в
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§26, таблица
29
Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§27, таблица
30
Повторение по главе "СССР на путях строительства нового общества"
Повторительно-обощающий
индивидуальная
Повторить даты и определения.
Глава IV. ВеликаяОтечественная война. 1941 —1945 гг. 8ч.
31
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Урок изучения нового
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 28, вопросы
32
Начало Великой Отечественной войны
Комбинированный урок
фронтальная
§29таблица
33
Немецкое наступление 1942 г. И предпосылки коренного перелома.
Комбинированный урок
Групповая работа с использованием
текста учебника
§ 30таблица
34
Советский тыл в Великой Отечественной войне.
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 31 сообщения
35
Коренной перелом в ходе войны.
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 32 таблица
36
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§33 сообщение
37
СССР на завершающем этапе войны.
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 34, таблица
38
Повторение по главе " Великая Отечественная война. 1941-1945 гг."
Повторительно-обощающий
индивидуальная
Повторить даты и определения.
Глава V. СССР в 1945—1953 4 ч.
39
Восстановление экономики
Урок изучения нового
фронтальная
§ 35 вопросы
40
Политическое развитие
Комбинированный урок
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям
§ 36
41
Идеология и культура
Практикум (работа с учебником и познавательными заданиями)
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 37, сообщения
42
Внешняя политикав 1945—1953
Комбинированный
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 38, вопросы
Глава VI. СССР в 1953 г. — середине 60-х гг. XX в. 5ч.
43
Изменения политической системы
Урок изучения нового
фронтальная
§ 39, вопросы
44
Экономика СССР в 1953—1964 гг
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 40, термины
45
«Оттепель» в духовной жизни
Комбинированный урок
фронтальная индивидуальная
§ 41, сообщения
46
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 42 конспект
47
Повторение по главе "СССР в 1945 г.- середине 60-х гг. XX в."
Повторительно-обощающий
индивидуальная
Повторить даты и определения.
Глава VII. СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в. 4ч.
48
Консервация политического режима
Урок изучения нового
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 43 вопросы
49
Экономика «развитого социализма»
Комбинированный урок
Групповая работа с использованием
текста учебника
§ 44 вопросы
50
Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 45 работа с документами
51
Политика разрядки: надежды и результаты
Комбинированный урок
фронтальная
§ 46 подготовить сообщения
Глава VIII. Перестройка в СССР (1985—1991) 5ч.
52
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги
Урок изучения нового
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 47, работа с документами
53
Экономические реформы 1985—1991 гг
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 48, таблица
54
Политика гласности
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 49 вопросы
55
Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 50, таблица
56
Повторение по главе "СССР с середины 60-х гг. по1991 г . XX в."
Повторительно-обощающий
индивидуальная
Повторить даты и определения.
Глава IX. Россия в конце XX в. 5ч.
57
Российская экономика на пути к рынку
Изучение нового
фронтальная
§ 51 вопросы
58
Политическая жизнь в 1992—1999 гг
Комбинированный
индивидуальная
§ 52, работа с документами
59
Духовная жизнь России
Комбинированный
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 53 сообщения
60
Строительство обновлённой Федерации
Комбинированный
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 54, вопросы
61
Геополитическое положение и внешняя политика России
Комбинированный
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 55, вопросы
Глава X. Россия в начале XXI в. 6ч.
62
Политическое развитие
Урок изучения нового
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 56, работа с картой
63
Экономика России в 2000—2007 гг
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 57вопросы
64
Повседневная и духовная жизнь общества
Комбинированный урок
Групповая работа с использованием
текста учебника
§ 58, подготовить сообщение
65
Внешняя политика России
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 59, таблица
66
Россия на путях к инновационному развитию
Комбинированный урок
фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
§ 60, вопросы
67
Повторение по главе "Россия в конце XX- начале XXI в."
Повторительно-обощающий
индивидуальная
Повторить пройденный материал
68
Итоговое повторение
Итоговое повторение
индивидуальная
5.2 Лист коррекции рабочей программы «История России. XX – начало XXI века»
№
Название раздела
Название темы
Причина корреции
Корректирующие мероприятия
Протокол ШМО о рассмотрении коррекции
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
5.3Организация учебного процесса
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку; с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний .Подготовка учащихся к обобщенной деятельности . Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
- индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
Технологии, используемые в образовательном процессе
Основу преподавания курса составляют следующие педагогические технологии:
Технология
Ожидаемый результат
Групповая
Развитие умения взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, представлять результаты собственной деятельности.
Дифференцированного обучения
Формирование более высокого уровня овладения материалом
– уровня возможностей, за счет развития творческого потенциала каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными запросами
Здоровье сбережения
Повышение качества знаний и уровня активности учащихся 5 за счет снятия эмоционального напряжения и чередования форм и видов деятельности на уроке. Сохранение зрения учащихся при помощи динамических пауз с использованием физкультминуток для глаз.
ИКТ
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Свое- временный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.
Опорных схем и алгоритмов
Повышение познавательного интереса обучающихся, создания ситуации успешности на уроке и перевод знаний в долго- временную память за счет составления опорных схем, алгоритмов, таблиц, карточек, чертежей, рисунков.
Проблемного обучения
Формирование способности самостоятельно видеть, ставить и решать проблемы, осуществлять поиск и усвоение необходимых знаний.
Проектного обучения
Умение взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, представлять результаты собственной деятельности.
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
5.4Учебно-методическое обеспечение.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2015.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История Росси. XX век». Книга для учителя М.: ВАКО, 2015
Литература (для учителей и учащихся)
Аксенов Г. Вернадский. — М., 2010.
Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М., 2010.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. — М., 2009.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы. — М., 2009.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-ХХ вв. — М., 2009.
Андриянов В. Косыгин. — М., 2004.
Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.
Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. — М., 2005.
Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. — СПб., 1998.
Басинский П. Горький. — М., 2006.
Бодрихин Н. Кожедуб. — М., 2010.
Бореев Ю. Луначарский. — М., 2010.
Боханов А. Н. Николай II. — М., 2008.
Буббайер Ф. Совесть, диссидентство и реформы в Советской России. — М., 2010.
Буйновский Э. Повседневная жизнь первых российских ракетчиков и космонавтов. — М., 2005.
Булатов В. Адмирал Кузнецов. — М., 2007.
Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М., 2010.
Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.
Ватлин А. Коминтерн: идеи, решения, судьбы. — М., 2009.
Великанов Н. Блюхер. — М., 2010.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М. 1998—1999.
Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина. — М., 2010.
Вострышев М. Патриарх Тихон. — М., 2009.
Вострышев М. Повседневная жизнь России в заседаниях мирового суда и ревтрибунала. — М., 2004.
Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.
Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М., 2007.
Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.
Гареев М. А. Сражения на военно-историческом фронте. — М., 2010.
Гимпельсон Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. — М., 2004.
Голдман В. З. Террор и демократия в эпоху Сталина. Социальная динамика репрессий. — М., 2010.
Голованов В. Нестор Махно. — М., 2008.
Горелик Г. Андрей Сахаров. — М., 2010.
Городецкий Г. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на советский Союз. — М., 2008.
Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. — М., 2009.
ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.
Гулыга А. Творцы русской идеи. — М., 2006.
Дайнес В. Жуков. — М., 2010.
Демин В. А. Верхняя палата Российской империи. 1906–1917. — М., 2006.
Думный В. В. Люди будущего или люди без будущего? Социал-демократическая интеллигенция России на рубеже ХIX-ХХ столетий. — М., 2003.
Земское самоуправление в России. Т. 2. — М., 2005.
Зубкова Е. Прибалтика и Кремль. — М., 2008.
Зырянов П. Колчак. — М., 2009.
Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX в. — М., 2004.
Ильюхов А. Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917-1941 гг. — М., 2010.
История государства Российского: Жизнеописания. XX век. Кн. 1-4. — М., 1999-2001.
Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.
Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография. — М., 2009.
Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. — М., 2001.
Кожинов В.В. Россия. Век ХХ. Кн. 1-2. — М., 2002.
Козлов В. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. — М., 2010.
Конов В. Епистинья Степанова. — М., 2005.
Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия. — М., 2001.
Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.
Кудрина Ю. Мария Федоровна. — М., 2009.
Лейбович О. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. — М., 2008.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762 — 1914 гг. — М., 1995.
Лившин А. Настроения и политические эмоции в Советской России. 1917-1932. — М., 2010.
Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.
Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. — М., 2003.
Матюшкин В. Повседневная жизнь Арзамаса-16. — М., 2007.
Медведев Р. Андропов. — М., 2007.
Медведев Р. Окружение Сталина. — М., 2006.
Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.
Млечин Л. Шелепин. — М., 2009.
Миронов Б. Я. Социальная история России периода империи. В 2 т. — СПб., 2003.
Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». — М., 2008.
Пайпс Р. Русская революция. Кн. 1-3. — М., 2005.
Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» — Николай Ежов. — М., 2008.
Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985. — М., 2007.
Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985-2005. — М., 2007.
Пихоя Р. СССР. История великой империи. Под знаком Сталина. — СПб., 2009.
Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. — М., 1996.
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. — М., 2001.
Прибытков В. Черненко. — М., 2009.
Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. — М., 1997.
Пушкарев Б. С. Две России ХХ века. 1917-1993. — М., 2008.
Рабинович А. Большевики у власти. — М., 2008.
Рабинович А. Реворлюция 1917 г. в Петрограде. Большевики приходят к власти. — М., 2003.
Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России. — М., 2007.
Рольф М. Советские массовые праздники. — М., 2009.
Рыбас С. Генерал Кутепов. — М., 2010.
Рыбас С. Столыпин. — М., 2009.
Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001. — М., 2001.
Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Ч. 1-2. — М., 2009.
Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевики. 1860-1930. — М., 2004.
Таубман У. Хрущев. — М., 2008.
Тимофеев А. Покрышкин. — М., 2005.
Тихвинская Л. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. — М., 2005.
Турков А. Твардовский. — М., 2010.
Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2001.
Ушаков А., Федюк В. Корнилов. — М., 2006.
Федюк В. Керенский. — М., 2009.
Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы. Город. — М., 2008.
Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. — М., 2008.
Хлевнюк О. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. — М., 2010.
Чернявский Г. Лев Троцкий. — М., 2010.
Шевченко В. Повседневная жизнь Кремля при президентах. — М., 2005.
Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 2005
Шубин А. В. 1937. АнтиТеррор Сталина. — М., 2010.
Шубин А. В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. — М., 2008.
Шубин А. В. Золотая осень, или Период застоя в СССР в 1975-1985 гг. — М., 2008.
Шубин А. В. Преданная демократия. СССР и неформалы 1986-1989 гг. — М., 2006.
Материально-техническое и информационное обеспечение.
Компьютер, телевизор, DVD проигрыватель;
Презентации по курсу истории.
Интернет-ресурсы по истории ХХ в.
Антисоветская электронная библиотека: http://antisoviet.imwerden.net/. (мемуары, документы и пр.).
Архив Александра Н. Яковлева: http://www.alexanderyakovlev.org/ Документы советской истории.
Белая гвардия: http://www.whiteforce.newmail.ru/. Информативный сайт о Белом движении, есть законодательство и мемуары.
Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия ХХ в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm
Библиотека социал-демократа: http://www.plekhanovfound.ru/library/.
Биографическая литература СССР: http://biograf-book.narod.ru/.
Великая Отечественная под водой: http://www.town.ural.ru/ship/news
Ворошиловские стрелки: http://airaces.narod.ru/snipers/ О снайперах на войне.
Вторая мировая война в русском Интернете: http://world-war2.chat.ru/.
Газетные старости: http://starosti.ru/ Обзор русских газет начала ХХ в., замечательный ресурс.
Герои страны: http://www.warheroes.ru/. Информация о Героях Советского Союза, полных кавалерах Ордена Славы, Героях России.
Документы сталинского террора: http://www.perpetrator2004.narod.ru/.
Ероплан: http://eroplan.boom.ru/. Русская и советская авиация перв. пол. ХХ в., есть библиотека.
Катынь: электронные образы документов на сайте Росархива: http://www.rusarchives.ru/publication/katyn/spisok.shtml.
Коллекция архивных документов по голоду в СССР в 1930-1934 гг.: http://www.rusarchives.ru/publication/hunger-ussr/index.shtml.
Марксизм в России: http://web.mit.edu/fjk/Public/index.html. Материалы по истории троцкизма, в том числе весь Бюллетень оппозиции за 1929-1941 гг.
Мемориал: история террора: http://www.memo.ru/history/. Множество материалов по истории карательных органов и диссидентов.
Наша Победа: http://9may.ru/. Сводки Совинформбюро, истории и фотографии.
Официальный сайт Нестора Махно: http://www.makhno.ru/. Много литературы о махновщине, немного - об анархизме в целом.
Победители: Солдаты великой войны: http://www.pobediteli.ru/. Много полезной информации, мультимедийная карта войны, списки ветеранов.
Политическая литература по периоду 1917-1937 гг. в библиотеке «Магистр»: http://www.magister.msk.ru/library/politica/politica.htm. Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий и пр., качественная подборка.
Рабоче-Крестьянская Красная Армия: http://rkka.ru/. Период с 1918 по 1945 гг. Операции, воспоминания, организация, документы, карты.
Российские социалисты и анархисты после 1917 г.: http://socialist.memo.ru/
С. Ю. Витте: http://mx.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/refer.ssi.
Сайт о В.М. Чернове: http://www.chernov.h12.ru/
Сайт о Ф.Э. Дзержинском: http://fdzerzhinsky.narod.ru/.