Рабочая программа по предмету История Древнего мира для 5 классов
Рабочая программа по предмету История Древнего мира для 5 классов
Данная программа разработанна для пятых классов по Истории Древнего мира. Программа составлялась по учебному пособию " Всеобщая история История Древнего мира" под редакцией А. А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика курса, опесания места учебного предмета в учебном плане, личностные , метапредметные и предметные результаты, требования к подготовки обучающихся, содержания учебного предмета, списка литературы и электронные ресурсы и сайты. Программа соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету История Древнего мира для 5 классов »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением
отдельных предметов Семилукского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
по предмету
«История Древнего мира»
в 5 классе
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания
Кабанова Инна Владимировна
г. Семилуки
2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07. 2012г. № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Количество недельных часов 2, количество часов в год 70, количество повторительно обобщающих уроков с контрольными работами 6. Уровень рабочей программы базовый. Классификация рабочей программы типовая.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
- ознакомиться с ролью истории в духовной жизни современного общества.
Задачи изучения:
усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Общая характеристика курса
Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде. Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика. 3.Историческое движение: - эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений; - формирование и развитие человеческих общностей; - образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; - история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса истории являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
Содержание учебного предмета.
№ п/п
Содержание
Количество часов
1
Введение
2
2
Первобытность
5
3
Введение в историю Древнего мира
1
4
Древний Восток
20
5
Древняя Греция
20
6
Древний Рим
19
7
Историческое и культурное наследие Древнего мира
2
8
Резерв
1
Итого
70
1.Введение (Как жили наши предки).(1 час)
2.Жизнь первобытных людей: Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.( 6 часов)
3.Счет лет в истории. ( 1 час)
4.Древний Египет: Государство на берегах Нила. Земледельцы и ремесленники. Военные походы фараонов. Религия и искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.(7 часов)
5.Западная Азия в древности: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хамураппи. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания и древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава.(7 часов)
6.Индия и Китай в древности: Природа и люди. Индийские касты. Мудрец Конфуций и властелин единого Китая. (4 часа)
7.Древнейшая Греция: Греки и критяне. Микены и Троя. Поэмы Гомера и религия древних греков.(5 часов)
8.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: Земледельцы Аттики. Демократия в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии. Олимпийские игры в древности. Марафонская битва. Нашествие персов на Элладу.(7 часов)
9.Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: Порт Пирей. Город Афины. Афинские школы и театры. Афинская демократия при Перикле.(5 часов)
10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: Города Эллады подчиняются Македонии. А.Македонский, Александрия Египетская.(3 часа)
11. Древний Рим: Климат. Завоевание Римом Италии. Устройство республики. Вторая война Рима с Карфагеном. Господство римлян в Средиземноморье. Рабство. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака и единовластие Цезаря. Установление империи. Соседи римлян. Император Нерон. Первые христиане и расцвет империи. Империя при Константине. Взятие Рима варварами.(20 часов)
12. Итоговое повторение. (2 часа).
13.Резерв. (2 часа)
Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект для обучающегося:
1. А.А. Вигасина, Г. И. Годер. - «История Древнего мира» 5 кл., М., Просвещение, 2012;
2. Контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.
3. С.Г. Смирнов, «Задачник по истории Древнего мира» М., Просвещение 2004 г.
4. Г.И. Годер и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.
5. И.И. Максимов Атлас по истории Древнего мира. М.:Дрофа.2009
Список литературы
История Древнего мира: поурочные планы к учебнику А.А.Вигасину.5 кл./авт. О.В.Аросланова.
М.: «ВАКО».2009 г.
2. А.В. Литвинов, «История становится ближе» М., 2000 г.
3.А.И. Немиров, «Книга для чтения по истории Древнего мира», М., 2000 г.
4. Ю.С. Крушкол «Хрестоматия по истории Древнего мира», М., 1998 г.
5. А.А. Нейхард, «7 чудес Древнего Мира», М., 1998 г.
6. Н.А. Кун, «Легенды и мифы Древней Греции», М., 2001 г.
7. Э. Миллард, «История. Древний мир», М., 1998 г.
Электронные ресурсы и сайты
1. СД – диски: «Школа Кирилла и Мефодия» (материалы по истории).
2. CD «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 г.
3. СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г.