Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс ФГОС
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по предмету. История. 5-9 классы: проект. – 2 – е издание,- М,. Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения)). Руководители проекта: вице – президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член – корреспондент РАО А.М.Кондаков.Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс ФГОС »
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по предмету . История. 5-9 классы: проект. – 2 – е издание,- М,. Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения)). Руководители проекта: вице – президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член – корреспондент РАО А.М.Кондаков.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учебные темы распределены по учебным четвертям в соответствии с количеством часов в неделю.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект.
Примерная программа по учебным предметам\ История 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Руководители проекта: вице – президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член – корреспондент РАО А.М.Кондаков. сборник рабочих программ Всеобщая история, предметная линия А.А. Вигасин. О.С. Сороко-Цюпы, 5-9 класс,
М.: «Просвещение», 2014 г.Рабочей программы А.А. Данилов., Л.Г. Косулина., А.Ю. Морозов История России (предметная линия учебников А.А. Данилова, А.Г. Косулина) 6-9 класс., 2 издание, М-.Просвещение 2014 г..
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений ФГОС. – М.: Просвещение, 2015г. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях: 5 класс: к учебникуА.А.Вигасина и др. «Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс.» ФГОС/ М.Н.Чернова. М.: Экзамен, 2015.
Учебник: Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений ФГОС. – М.: Просвещение, 2012г. История России 6-7 классы. Под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной - М., «Просвещение», 2012 год. Учебник: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Новая история 1800-1913 учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. ФГОс. – М.: Просвещение, 2014г.
История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2014г
История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2014г
Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2012.
Общая характеристика учебного предмета
В рабочей программе реализуется следующая цель обучения на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентации и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
•формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
•овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сфепах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
•развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
•формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Место истории в учебном плане основной школы
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе — 3 часа в неделю. В ней предусмотрено следующее количество контрольных тестирований 4
Объем часов, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
История играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение истории закладывает основы для развития у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение истории в 5-9 классах дает возможность учащимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
•освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
•понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
•владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
•способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
•готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
•овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
•готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и де- ятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
•характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
•сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4 Описание (реконструкция):
•рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
•характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
•различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
•соотносить единичные исторические факты и общие явления;
•называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
•раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
•сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
•излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.Работа с версиями, оценками:
•приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
•определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
•применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
•использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
•способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание тем учебного курса.
БЛОК 1. ИСТОРИЯ РОССИИ
Раздел I. Древняя и средневековая Русь
(не менее 40 ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоратив- но-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношении меж ду Востоком и Западом. Монгольские завоевания и Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашей нис монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборони русс ких городов. Походы монгольских войск на Юго Злпшшую Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в. ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев).
Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Россия на рубеже XVI—XVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Раздел II. Россия в Новое время (не менее 86 ч)
Хронология и сущность нового этапа российской истории.
Россия в XVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.
Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне (П. А. Румянцев).
Российская империя в 1762—1801 гг. Правление Екатерины И. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.
Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И Ползунов, И. П. Кули- бин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.
Российская империя в первой четверти XIX в. Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Российская империя в 1825—1855 гг. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С. С. Уваров).
Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. .Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зи- нин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Российская империя во второй половине XIX в. Великие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.
Национальные движения и национальная политика в 1860-1870-е гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России. Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
Раздел III. Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.)
(не менее 68 ч)
Периодизация и основные этапы отечественной истории XX - начала XXI в.
Российская империя в начале XX в. Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно- охранительная политика. Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и общество.
Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов).
Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.
Политическая и общественная жизнь в России в 1912— 1914 гг.
Культура России в начале XX в. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма: к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.
Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно- политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппозиционных настроений.
Россия в 1917—1921 гг. Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и советы. Основные политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г.
Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918— 1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зеленые». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.
Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922—1941 гг. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти.
Политическая жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.
Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.
Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия.
Особенности советской политической системы: однопар- тийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия.
Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень.
Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.
Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — начале 1940-х гг.
Основные направления внешней политики советского государства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их характер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и ее итоги.
Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии.
Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.). Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. Послевоенное общество. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Голод 1946—1947 гг. Противоречия социально-политического развития. Усиление роЛи государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании 1940-х гг.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.
Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство.
Выработка новых подходов во внешней политике (концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира».
Советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг. Научно- техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыш, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С. П. Королев, Ю. А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция.
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Альтернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.
Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г. Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей.
СССР в системе международных отношений в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Установление военно-стратегичес- кого паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток- Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.
СССР в годы перестройки (1985—1991). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. М. С. Горбачев. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения.
Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств массовой информации. Власть и церковь в годы перестройки.
Внешняя политика в годы перестройки: новое политическое мышление, его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в странах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и последствия осуществления курса нового политического мышления.
Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в. Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.
Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью. Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.
БЛОК 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Раздел I. История Древнего мира (не менее 68 ч)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.
Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.
БЛОК 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Раздел I. История Древнего мира (не менее 68 ч)
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим .эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Ок- тавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций Раздел II. История Средних веков (не менее 28 ч)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представитель- ная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения: Культура Историческое и культурное наследие Средневековья.
Раздел III. Новая история (не менее 50 ч)
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце XV — начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против рефор- мационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—XVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—XVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Току- гава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861 — 1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в XIX в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Раздел IV. Новейшая история. XX — начало XXI в.
(не менее 34 ч)
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XX в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война (1914—1918)
Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918—1939 гг.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система.
Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.
Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.
Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.
Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.
Вторая мировая война (1939—1945)
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холо- кост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Мир во второй половине XX — начале XXI в.
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».
Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.
Страны Восточной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-техни- ческий прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине XX в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.
Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
Международные отношения во второй половине XX — начале XXI в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, ее роль в современном мире.
Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.
Тематический план 5 класс
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
1
Введение в предмет
2
2
Первобытность
4
3
Введение в историю Древнего мира
1
1
4
Древний Восток
20
1
5
Древняя Греция. Эллинизм
20
6
Древний мир
19
7
Историческое и культурное наследие Древнего мира
2
1
8
Итого
68
Тематический план 6 класс
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
1
Введение
1
2
Раннее Средневековье
8
1
3
Зрелое Средневековье
13
4
Страны Востока в Средние века
4
5
Народы Америки в Средние века
1
6
Историческое и культурное наследие Средневековья
1
1
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
7
Предмет отечественной истории
1
8
Древнейшие народы на территории России
2
1
9
Древняя Русь в VIII – первой половине XII века
10
10
Русь Удельная в 30-е годы XII-XIII веков
7
11
Московская Русь в XIV – XV веках
10
12
Московское государство в XVI веке
10
1
13
итого
68
Тематический план 7 класс
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
1
Россия на рубеже XVI – XVII веков
4
1
2
На пороге Нового времени. Россия в XVII веке
12
3
Россия в первой четверти XVIII века
10
4
Российская империя в 1725 – 1762 годах
3
1
5
Российская империя в 1762 – 1801 годах
13
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
6
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX века
7
1
7
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века
7
8
Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XIX веке.
4
9
Развитие европейской культуры в XIX веке
2
10
Международные отношения в XIX веке.
2
1
11
Историческое и культурное наследие Нового времени
2
12
Итого
68
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
1
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX века
7
1
2
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века
7
3
Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XIX веке.
4
1
4
Развитие европейской культуры в XIX веке
2
5
Международные отношения в XIX веке.
2
6
Историческое и культурное наследие Нового времени
2
Тематический план 8 класс
Тематическое планирование 9 класс
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
7
Российская империя в первой половине XIX века.
21
1
8
Россия во второй половине XIX века
Итого
23
68
1
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
1
Введений
1
1
2
Российская империя в начале XX века
9
3
Россия в 1917 – 1921 годах
8
4
СССР в 1922 – 1941 годы
11
5
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годы
8
1
6
СССР с середины 1940 –х до начала 1990-х годов
17
7
Российская Федерация в 90-х годах XX - начале XXI века
12
8
Обобщение
2
1
№ п\п
Раздел
Кол-во часов
Кол-во контрольных, практических работ, проектов
1
Введений
1
2
Мир в 1900 – 1918 годы
6
3
Мир в 1918 – 1939 годы
8
4
Вторая мировая война 1939 – 1945 годы
4
5
Мир в 1945 – начале XXI века.
15
1
Формы и средства контроля 5 класс.
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4
Четверть
Год
итого
Контрольная работа
1
1
1
1
4
4
Повторение и обобщение
2
1
1
1
4
Защита проектов
1
1
Экскурсий
Сводная таблица по видам контроля «История 6 класс»
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4
Четверть
Год
итого
Контрольная работа
1
1
1
1
4
4
Повторение и обобщение
1
2
1
2
6
Защита проектов
1
1
Экскурсий
Сводная таблица по видам контроля «История 7 класс»
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4
Четверть
Год
итого
Контрольная работа
1
1
1
1
4
4
Повторение и обобщение
1
2
2
1
1
7
Защита проектов
1
1
Экскурсий
Сводная таблица по видам контроля «История 8 класс»
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4
Четверть
Год
итого
Контрольная работа
1
1
1
1
4
4
Повторение и обобщение
1
3
2
1
7
Защита проектов
1
1
Экскурсий
Сводная таблица по видам контроля «История 9 класс»
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4
Четверть
Год
итого
Контрольная работа
1
1
1
1
4
4
Повторение и обобщение
1
1
1
1
4
Защита проектов
1
1
Экскурсий
Главной целью реализации программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне через курсы, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Вариативная часть курса формируется на основе резервных часов, установленных примерной программой. Так, за счет этого времени, в тематическое планирование включены уроки обобщения знаний.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, рисунки, изготовление аппликаций, макетов.
Формы и средства контроля.
Согласно рекомендациям инструктивно-методического письма о преподавании истории в 2015-2016 учебном году по предмету «История» контрольные работы предусмотрены, поэтому в процессе изучения курса используются следующие формы стартового, рубежного, итогового контроля: тестирование, контрольные работы, проверочные работы, терминологические диктанты, защита презентаций, проектов, творческих работ.
Система оценки планируемых результатов
Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения: 1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину Определять по датам век, этапы, место события и т.д. Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать Группировать (не по хронологии) Сравнивать
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия) Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий Толерантно определять свое отношение к иным позициям
Частично успешное усвоение материала (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
50-79%
«4»
качественная оценка:хорошо.
Полностью успешное усвоение материала (без ошибок и полностью самостоятельно)
80 – 99%
Проектная деятельность
Курс истории в 5-9 классах предусматривает выполнение краткосрочных проектных работ.
Критерии оценки проекта
1.Четкость формулировки целей, задач проекта
- умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
1 балл
- умение формулировать цель, задачи
1 балл
2.Оценка содержания проекта
- оригинальность
1 балл
- объем выполненной работы
1 балл
- наличие источников информации
1 балл
3. Оценка устного выступления
- грамотность речи, четкость
1 балл
- эмоциональность изложения
1 балл
4.Оценка презентации проекта.
- оригинальность изложения
1 балл
- интересные художественные решения
1 балл
- логичность изложения
1 балл
5. Самостоятельность выполнения проекта
2 балл
Оценка результатов проекта
11-12 баллов – максимальный уровень
9-10 баллов - высокий уровень
5-8 баллов - базовый уровень
До 5 баллов - формальный уровень
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений ФГОС. – М.: Просвещение, 2012г.
УМК учителя 1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012г.
Сорокина Е.Н.. Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс.ФГОС – М.: ВАКО. 2014.- 48 с.
Ковригина Т.В. История Древнего мира. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. ФГОС – Волгоград: Учитель.2015.- 215с.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебникуА.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкеой «История Древнего мира». ФГОС. М.: Экзамен, 2015.- 173 с..
УМК обучающегося: Учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. ФГОС. – М. «Просвещение» 2012г.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях: 5 класс: к учебникуА.А.Вигасина и др. «Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс.» ФГОС/ М.Н.Чернова. М.: Экзамен, 2015
Учебник: -А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, История России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс ФГОС. – М., «Просвещение», 2013г.
-А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI – XVIIIвв. ФГОС :7 класс – М., «Просвещение», 2012г.
Рабочая тетрадь:
-А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI – XVIIIвв. Рабочая тетрадь. ФГОС .
– М., «Просвещение», 2014 г.
-А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI в. Рабочая тетрадь. ФГОС.. 6 класс – М., «Просвещение» 2014 г.
Учебник: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Новая история 1500-1800 учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений –ФГОС. М.: Просвещение, 2014г.
УМК учителя: 1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800: ФГОС. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2014
История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2014г
Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2012
Интернет-ресурсы:
1. http://www.ancientrome.ru/-История Древнего Рима.
2. http://www.hrono.ru/index.sema -ХРОНОС - всемирная история в Интернете.
3. http://byzantion.ru/-Византийская держава.
4.http://duat.egyptclub.ru/-Древний Египет - Изучение и познание.
5. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов.
6. http://www.historic.ru/books/index.shtml- историческая библиотека
medieval26.narod.ru - Средневековье, рыцари, оружие, замки и другое
7. www.vivl.ru - Всемирная история в лицах
8. history.ru - Мультимедийный учебник по истории России от Рюрика до наших дней
9. oldru.narod.ru- Образование Киевской Руси
10. rulex.ru - Русский Биографический Словарь
11. http://www.istorya.ru -Сайт по всемирной истории и истории России с древнейших времен. Представлены книги, статьи, коллекция рефератов, карты
12. http://gelfrad.narod.ru – Все о рыцарстве
13. http://www.tuad.nsk.ru/~history/index - История России
14. http://school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
15.http://www.historia.ru/ Мир истории. Российский электронный журнал
16.http://www.hrono.ru/index.sema Хронос. Всемирная история в Интернете
17.http://www.mhk.spb.ru/ Мировая художественная культура
18.http://lichm.narod.ru/ История России. Различные теории изучения с древнейших времен до ХХ века
19.http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
20. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm Н.М. Карамзин «История государства Российского».
21. http://rulers.narod.ru Всемирная история в лицах.
22. http://www.hrono.ru/index.sema Хронос. Всемирная история в Интернете.
23. http://historic.ru/ - Познаем человека через историю
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
1. История древнего мира. 5 класс. Интерактивное наглядное пособие. М., Дрофа, 2014