kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету «История» в 5 классе (ФГОС второго поколения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Сведения о программе.

Программа «История древнего мира.» Москва, «Просвещение, 2007 г.. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Программа ориентирована на учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира», Москва, «Просвещение», 2012 г., соответствует требованиям Федерального стандарта нового поколения, принципам развития системы российского образования. Посредством программы реализуются три основные функции истории: познавательно-развивающая, практическо-политическая и мировоззренческая. Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:

  • многофакторный подход к истории;
  • направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толе­рантности мышления;
  • внимание к личностно-психологическим аспектам исто­рии;
  • акцент на сравнение процессов, происходивших в исто­рии какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;

ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собст­венной позиции при оценке ключевых исторических проблем

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «История» в 5 классе (ФГОС второго поколения) »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»

Свободненского района Амурской области

с. Новоивановка


«Рассмотрено»

Руководитель МО _______ Назарова О.Н.

Протокол № ____ от ______________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ

____________ Чан-Ван-Ю Н.С.

«____»___________________ 2014 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ

__________ Чан-Ван-Ю В.Н.

Приказ № ____ от «____» __________ 2014 г.






Рабочая программа

по учебному предмету «История» в 5 классе



Разработал: учитель первой квалификационной категории Назарова Ольга Николаевна

на 2014 – 2015 учебный год





Рассмотрено на заседании

Протокол № ____ от «____» ___________ 2014 г.













С. Новоивановка

2014 г








II. Пояснительная записка

  1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:


  • Закона об образовании

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории второго поколения

  • Обязательного минимума содержания основного общего образования по истории

  • Авторской программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира». М., Просвещение, 2011 г.

  • Приказа № 18 от 14.01.2011 г. отдела по управлению образованием администрации Свободненского района «Об утверждении положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями Свободненского района, реализующими программы общего образования.

  • Учебного плана МОУ Новоивановской СОШ на 2014-2015 учебный год.

  • Локального акта «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области.


  1. Сведения о программе.

Программа «История древнего мира.» Москва, «Просвещение, 2007 г.. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Программа ориентирована на учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира», Москва, «Просвещение», 2012 г., соответствует требованиям Федерального стандарта нового поколения, принципам развития системы российского образования. Посредством программы реализуются три основные функции истории: познавательно-развивающая, практическо-политическая и мировоззренческая. Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:

  • многофакторный подход к истории;

  • направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толе­рантности мышления;

  • внимание к личностно-психологическим аспектам исто­рии;

  • акцент на сравнение процессов, происходивших в исто­рии какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;

ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собст­венной позиции при оценке ключевых исторических проблем


  1. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся понимания единства и всеобщно­сти человеческой истории с её древнейших этапов;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории, значимости периода древности в истории народов Европы, Азии, России, а также их места в истории мировой цивилизации


  1. Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этносоциальной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной, нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;



  1. Информация о внесенных изменениях в программу.

Рабочая программа составлена на основе программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира» без изменений.


  1. Место и роль учебного курса

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. Усвоение курса должно стать основополагающим для понимания и осмысления всего курса «история»


  1. Информация о количестве учебных часов.

Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения «Истории Древнего мира» (5 класс) 68 часов, по 2 часа в неделю.

Резерв – 2 часа.

Контрольных работ – 10.

  1. Виды и формы контроля уровня обученности учеников.

Основными формами контроля являются самоконтроль, текущий, промежуточный и итоговый, которые позволяют

  • Определить фактический уровень знаний, умений и навыков по предмету

  • Установить соответствие этого уровня требованиям ФГОС


  1. Технологии, методики:

Личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, проекты

  1. Сведения об УМК

  • Программа А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира», Москва, «Просвещение», 2011 г.

  • Учебник «История древнего мира» Москва, «Просвещение», 2012 г. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.

  • Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира», М., Просвещение, 2003


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение (2)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Хронология. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. особенности обозначения дат до н.э. Понятия год, век, тысячелетие.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • основные понятия: история, раскопки, древний мир, этнография, лента времени, столетие, век, тысячелетие, Рождество Христово, исторический факт, историческая карта

  • исторические источники по истории древнего мира

Уметь:

  • объяснять смысл терминов;

  • объяснять как велся счет лет в истории;

  • устанавливать последовательность счета на лет времени.

Жизнь первобытных людей (6)

Первобытные собиратели и охотники. (3)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления: облик, отсутствие членораздельной речи, изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. «Человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение человека и животных. Представления о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы. (2)

Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла – ткачество, прядение, гончарство. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь». Представление о религиозных верованиях скотоводов и земледельцев. «Дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства. «Знать», «раб», «царь».

Повторение (1) Счет лет в истории.

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Как в древности считали года.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • основные понятия темы: собирательство, стадо, родовая община, люди разумные, колдовской обряд, религия, верования, душа, первобытные люди, знать, племя, ремесло.

  • отличия первобытного человека от животного и от человека современного времени;

  • чем занимались и какими орудиями труда пользовались первобытные люди;

  • причины возникновения первобытного искусства и религии;

  • признаки родовой и соседской общины.

Уметь:

  • описать портрет первобытного человека, рассказать о расселении первобытных людей;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • сравнивать родовую и соседскую общину;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

Древний Восток (19)

Древний Египет (8)

Государство на берегах Нила. Месторасположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. «Фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараона. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Мемфис, Фивы.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь и служба вельмож. Военные походы фараонов.

Религия древних египтян: Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат. Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараонов. Понятие «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внутренний и внешний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Письменность и знания древних египтян. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Повторение (1)

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении, каменное строительство, и т.д.). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии.

Знать:

  • смысл основных терминов: государство, фараон, оазис, шадуф, вельможа, налог, амулет, храм, миф, мумия, саркофаг, пирамида, статуя, рельеф, астрономия

  • природные условия, занятия населения Древнего Египта;

  • основные группы населения и их черты;

  • достижения культуры древних египтян

Уметь:

  • грамотно оперировать понятиями;

  • показывать на исторической карте рост территории;

  • описывать образ жизни и положение различных слоев общества;

  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты


Западная Азия в древности. (7)

Древнее Двуречье. Месторасположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы, плодородие почв, отсутствие металлов, камня и леса) Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства, представление о талионе, о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Финикийские мореплаватели. Города Финикии. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. основание колоний вдоль побережий Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Библейские сказания. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами.

Древнееврейское царство и его правители. Иерусалим как столица царства. Храм богу Яхве.

Ассирийская держава. Освоение железа. Новшества в военном деле. ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Персидская держава «царя царей». Три царства в Западной Азии. Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • основные понятия темы: Двуречье, клинопись, законы, оливки, колонии, алфавит, Библия, Ветхий Завет, библиотека, ростовщик

  • расположение Древневосточных государств;

  • цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи;

  • вклад народов Древнего Двуречья в мировую культуру

Уметь:

  • называть и показывать расположение Древневосточных государств;

  • показывать передвижения войск на карте;

  • работать с историческими документами;

  • называть хронологические рамки существования Древневосточных государств;

  • сравнивать религии египтян и жителей Западной Азии;

  • анализировать законы Хаммурапи;

  • выделять общее и особенное в образе жизни и занятиях жителей Египта и Западной Азии;

  • сравнивать культуру


Индия и Китай в древности (5)

Природа и люди Древней Индии. Месторасположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования. Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры, шахматы.

Индийские касты.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Месторасположение и природа Древнего Китая. Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение (1)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • основные понятия темы: джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, конфуцианство, буддизм, индуизм, компас, бумага, шелк, император

  • хронологические рамки существования Древней Индии и Древнего Китая;

  • условия жизни и занятия людей Древней Индии и Древнего Китая;

  • черты политического устройства Древней Индии и Древнего Китая;

  • характеристику основных групп населения

  • имена наиболее известных правителей

  • культурные достижения народов Древней Индии и Китая.


Древняя Греция (21)

Древнейшая Греция (5)

Месторасположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Пилос. Афины.

Греки и критяне. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Религия древних греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Возникновение самостоятельных государств. «Полис».

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Месторасположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. «Демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Зарождение демократии в Афинах. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. «Гражданин», «демократия».

Древняя Спарта. Месторасположение и природные условия Лаконики. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконики и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя, народное собрание. «Детский» способ голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. «Эллины», «Эллада».

Олимпийские игры в древности. Виды состязаний Награды победителям.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Мильтиад.

Нашествие персидских войск на Элладу. Ксеркс. Фермопилы. Подвиг спартанцев под командованием Леонида. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Битва при Платеях. Причины победы греков «Стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз.

В гаванях афинского порта Пирей. Военный и торговый флот. Пирей. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

В городе богини Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы, особенности архитектуры. Фидий и его творения. Статуи атлетов.

В афинских школах и гимнасиях. Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека. Сократ.

В театре Диониса. Возникновение театра. здание театра. Трагедии и комедии. Софокл «Антигона». Аристофан «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. . Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в до н.э. (4)

Соперничество Афин и Спарты. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра. Македонское войско. фаланга. Конница. Осадные башни.

Города Эллады подчиняются Македонии. Отношение эллинов к Филиппу. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Граник, Исс, поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гаввгамеллах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность А. Македонского.

В Александрии Египетской. Распад державы А.Македонского после его смерти. Египетское, Македонское, сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • понятия: эллины, титаны, фрески, полис, колонии, колонизация, скифы, демос, знать, Ареопаг, гражданин, демократия, атлет, стратег, триера, орхестра, комедия, трагедия, скене, фаланга, амфора, музей, портик, колона, Парфенон, Акрополь, Керамик, Агора, Гимнасии, палестра

  • природные условия Древней Греции, их влияние на жизнь и занятия людей;

  • основные мифы Древней Греции. их героев;

  • устройство полиса, его управление;

  • сущность реформ Солона,

  • причины Греко-персидских войн, наиболее крупные сражения и их последствия;

  • основные группы населения греческого полиса;

  • особенности архитектуры, театра, олимпийских игр в Древней Греции

Уметь:

  • находить различия в жизни населения греческих полисов;

  • сравнивать Афины и Спарту, находить общее и особенное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать с исторической картой;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • решать ситуативные задачи


Древний Рим (17)

Рим: от его возникновения до установления господства

над Италией. (3)

Месторасположение и природные особенности Италии. Тибр, По. Население древней Италии. Легенда об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. «Весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Древнейший Рим. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов.

Завоевание Римом Италии Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства.

Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3)

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб – говорящее орудие. Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах. «Амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме (4)

Земельный закон братьев Гракхов. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Установление империи. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа. Понятия «империя», «император», «преторианцы» Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры (5)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Рим при императоре Нероне. Нерон и Сенека. Восстание армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о втором пришествии, страшном суде и царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед богом. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последствия завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Вечный город и его жители. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм, Колизея и Большого цирка. Требование 2хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.

Разгром Рима германцами. Падение Западной Римской империи (2)

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Принятие христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый завет».

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два государства – Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императоров на Западе.

Итоговое повторение (4)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

Знать:

  • основные понятия: ликторы, патриции, плебеи, сенат, консул, республика, вето, народные трибуны, гладиаторы, амфитеатр, гражданская война, император, диктатор, меценат, преторианцы, варвары, апостолы, христианство, священник, пантеон, триумфальная арка, терма, оратор, колоны, рабы с хижинами.

  • дату основания Рима, условия жизни древних латинян;

  • природные условия Италии и их влияние на жизнь и занятия населения в древности;

  • политическое устройство Римской республики;

  • устройство римского войска периода республики и периода империи;

  • завоевательные войны Римского государства и их последствия;

  • причины и последствия гражданских войн в Риме;

  • сущность земельного закона Тиберия Гракха;

  • имена правителей Рима

Уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • определять даты по названным событиям и наоборот;

  • сравнивать управление в Римской республике и Римской империи;

  • описывать жизнь соседей Римской империи;

  • описывать основные архитектурные сооружения

  • работать с документами;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ,

  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

  • формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школьном и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;

  • самоидентификация с национальной, этнической, соци­альной и конфессиональной социальной общностью;

  • понимание важности образования, в том числе истори­ческого, для социализации современного человека;

  • понимание роли социально активной личности в исто­рии;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерант­ность;

  • формирование у учащихся устойчивого интереса и ува­жения к истории и культуре человечества;

  • выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к пра­вам человека и демократии, закладывание основы для пони­мания и индивидуальной оценки достижений западной и вос­точной культуры;

  • выработка умения анализа конкретных ситуаций нрав­ственного выбора, умения выбирать линию поведения в соот­ветствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

  • гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут ему жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, конспект, делать выводы и др.)

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, в социальном окружении и др.

  • активное применение знаний, приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основой для миро­понимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а также процессов, происходящих в современном мире;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников Рос­сии и мира;

  • освоение школьниками общих принципов постановки и решения познавательных проблем и посильных для учащих­ся данной возрастной группы методов анализа исторических источников, выявления предпосылок и причин исторических событий, сопоставления целей и результатов деятельности со­циальных групп и исторических личностей, объяснения фактов, сопоставления различных суждений;

  • выработка умения определять и объяснять понятия;

  • формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

  • выработка умений сравнивать исторические факты, явления, процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических лич­ностей.


IV. Учебно - тематический план.


Название раздела

кол-во теоретических занятий

Контроль знаний

1.

Введение

2


2.

Жизнь первобытных людей

6

контрольная рабата – 1 (тест)

(как часть урока)

3.

Древний Восток

20

контрольных работ – 3(оба теста как часть урока)

4.

Древняя Греция

21

контрольных работ – 2 (как часть урока)

5.

Древний Рим

18

Контрольных работ – 2 (как часть урока)

6.

Повторение

1

Контрольных работ - 1



68

(+ 2 часа резерв)

9


V. Литература

Для учащихся:

Вигасин А.А., Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. «История древнего мира» Москва, «Просвещение», 2012 г.

Волобуев О.В. «История древнего мира в художественно-исторических образах», М., Просвещение, 1978 г.


Дополнительная:

Агбунов М.В. «Античные мифы и легенды: мифологический словарь» М., 1994 г.

Андрюсев Б.Е. «Опорные конспекты по истории древнего мира», Владос, 1999 г.

Арасланова О.В. «Поурочные разработки по истории древнего мира». М., Вако, 2004 г

Вигасин А.А., Г.И.Годер «История древнего мира», М., «Просвещение», 2002 г.

Берестов В. «Жар-птица. Стихи» М., 1958 г.

Васильев А.М. «Египет и египтяне», М., Мысль, 1986 г.

Гоголев К.Н. «Индия, Китай, Япония». М., Айрис-пресс, 2004

Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира», М., Просвещение, 2003 г

Головатенко Ю.А. «Я иду на урок истории. Древняя и древнейшая история», Первое сентября, 2000 г.

Гомер «Одиссея» (в переводе В. Жуковского), М., Правда, 1985 г.

Ф.Дан «Битва за Рим» М., Вече, 1993 г.

Кун Н. «Легенды и мифы Древней Греции» М., Книги «Искателя», 2005 г.

Покровский С. «Охотники на мамонтов. Поселок на озере» М., 1966 г.

Ронин В.К. «История культуры Древней Греции». М., Высшая школа, 1990

Смирнов С.Г. «Задачник по истории древнего мира» М., Мирос, 1995 г

Эберс Герг «Невеста Нила» М., Кубк-а 1994 г.

Эпиро «100000 вопросов и ответов. Что такое семь чудес света?» М., Рипол 2006 г.


Средства обучения:

1.Карты по истории древнего мира (5 шт.)

2. Атласы по истории древнего мира

3. «Художественная культура первобытного мира» (DVD)

4. Интерактивный атлас «История древнего мира»

5. Набор картин по истории древнего мира

6. Комплект открыток

7. Дидактические материалы (тесты)

8. Диск «Презентации и игры по истории древнего мира»

9. Интернет-ресурсы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету «История» в 5 классе (ФГОС второго поколения)

Автор: Назарова Ольга Николаевна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 107883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса по программе С.И.Львовой (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-russkii-iazyk-dlia-5-klassa-po-proghrammie-s-i-l-vovoi-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441369910"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС второго поколения) "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-istorii-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446495919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 5-7 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-muzyka-5-7-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "276551"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452760974"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства