Проект- это деятельность по созданию какого-то ранее не существовавшего продукта.(изделия, услуги, художественного произведения, зрелища, метода, знания). Проектирование- это комплекс интеллектуальных действий. В результате выполнения, которых, создаётся образ нового продукта и способ его получения. ПРоект может быть использован на уроках краеведения в 7 классе, и во внеклассной работе по географии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Виртуальное пособие по краеведению"»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №70
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Араева Т.В. – учитель истории и обществознания, высшая категория.
«Мультимедийное пособие
по Краеведению»
Т.В. Араева
Нижний Новгород
2013 год
Баева Т.А., Дёгтева Г.А., Маньшина О.М..
«Проектировочная деятельность учащихся»: Рабочая тетрадь. Методическое пособие для учителей и студентов педагогических вузов, методистов. Н.Новгород , 2007.
. Содержание рабочей тетради построено на основе рекомендаций директора института стратегических исследований в образовании Российской Академии образования, доктора психологических наук, член-корреспондента РАО Лазарева В.С.
В пособии рассматривается технология проектирования, ключевые понятия проектировочной деятельности. Обстоятельное и доступное их изложение позволяет учителю использовать материал в своей работе
Прогнозируемый результат проектировочной деятельности учащихся:
развитие практического интеллекта учащегося, как субъекта проектировочной деятельности:
умение анализировать проблемные ситуации в жизнедеятельности;
- умение проектировать цели;
- умение планировать достижение целей;
- умение прогнозировать последствия решений;
- умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;
-умение эффективно работать в группе.
Организационный момент – создание рабочей группы.
Рабочая группа
Ученики
Учителя
Лыскина Полина
Араева Т.В. – учитель истории и обществознания
Алексеева Анастасия
Михайлова О.А. – учитель истории и обществознания
Коваленко Виталий
Федина Е.А. – учитель географии
Масанов Максим
Гордин Иван
Тащилина Александра
Жукова Ангелина
Фигарев Глеб
Заседания рабочей группы.
1. Знакомство с ключевыми понятиями.
Проект- это деятельность по созданию какого-то ранее не существовавшего продукта.(изделия, услуги, художественного произведения, зрелища, метода, знания)
Проектирование- это комплекс интеллектуальных действий. В результате выполнения, которых, создаётся образ нового продукта и способ его получения.
Проектировочная деятельность- это способ развития практического интеллекта, развития способности быть субъектом решения практических задач своей жизнедеятельности.
Практический интеллект- это особая функция психики, обеспечивающая человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизнедеятельности, ставить цели практических действий, планировать их достижения, принимать решения в ходе выполнения действий, прогнозировать и оценивать их возможные последствия.
Технология проектирования.
Сегодня мы часто слышим о космических, продюсерских, издательских, музыкальных и других проектах. Необходимость в разработке и реализации проектов возникает там, где люди ставят цели, достижение которых требует учёта множества различных условий.
Чтобы достичь желаемых результатов в своей жизни нужно иметь реальную картину действительности, а главное обладать развитой способностью в этой действительности ориентироваться. Это и есть практический интеллект.Развить его можно через проектировочную деятельность, которой мы будем заниматься (работа с понятийным аппаратом). Технология проектирования осуществляется пошагово. Вот сейчас мы с вами и попытаемся определить эти шаги.
Шаг-1 Планирование разработки проекта.
Задача: освоение состава и логической последовательности действий разработки проекта
Дневник наблюдений
Вопросы координатора
Ответы учащихся
С чего мы начнём разработку проекта?
(Процедура выдвижений предложений)
Обдумать цель.
Определить последовательность шагов.
Главное – поставленная цель.
Знать чего мы хотим сделать хорошего для школы.
Может ли с этого начинаться наша разработка или что-то должно быть сделано раньше? (Обсуждение предложений)
Может, так как разработка любого проекта начинается с определения конечного результата.
Правильный ответ: определить цели проекта (желаемый результат)
Что мы должны будем сделать после того, как определили цели? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Определить ресурсы.
Определить ход работы.
Определить задачи этапов работы.
Определить вид конечного результата.
Оценить шаги по достижению конечного результата.
Определить ответственных.
Правильный ответ: определить идеи проекта, сделать оценку и выбор
Что мы должны будем сделать после того, как определили идеи? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Продумать ход работы.
Распределить ответственных
Составить план реализации мероприятий.
Найти помещение для заседаний рабочей группы.
Правильный ответ: спланировать реализацию проекта , распределить обязанности между его участниками
Что мы должны будем сделать после того, как определили планирование реализации проекта , распределили обязанности между его участниками? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Искать источники ресурсов для реализации проекта
Правильный ответ: определить необходимые ресурсы и их источники
Что мы должны будем сделать после того, как определили необходимые ресурсы и их источники? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Определить сроки реализации проекта.
Проанализировать ресурсы, их достаточность и недостаточность.
Оценить реальность спланированного проекта.
Принять проект для его осуществления.
Правильный ответ: провести экспертизу проекта и принять решение о начале его выполнения
Что мы должны будем сделать после того, как провели экспертизу проекта и приняли решение о начале его выполнения? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
После выяснения недостатков проекта – внести поправки.
При отрицательной оценке всего проекта вернуться к началу.
Начать реализацию.
Правильный ответ: выполнить проект
Что мы должны будем сделать после того, как выполнили проект?
Оценить результаты.
Оценить взаимодействие участников проекта в ходе его реализации.
Оценить значимость результата проекта для учащихся школы, учителей, родителей, жителей микрорайона.
Прорекламировать проект.
Поощрить участников проекта.
Правильный ответ: оценить результаты проекта
Вывод: логическая последовательность действий разработки проекта.
1. Определить цели проекта (желаемый результат).
2. Определить идеи проекта, сделать оценку и выбор.
3. Спланировать реализацию проекта , распределить обязанности между его участниками.
4. Определить необходимые ресурсы и их источники.
5. Провести экспертизу проекта и принять решение о начале его выполнения.
6.Выполнить проект.
7. Оценить результаты проекта.
Шаг 2 – определение желаемых результатов (целей проекта)
Задача: научиться проектировать и оценивать цели.
Проектирование начинается с того, что обнаруживается потребность в чём-то новом, что нужно создать в школе. Наша задача – определить эти потребности.
Работа координатора с творческой группой по выявлению потребностей.
Дневник наблюдений
Вопросы координатора
Ответы учащихся
В течение 10 минут подумайте и подготовьте свои предложения по определению желаемого результата?
( персональный круговой опрос, пока не иссякнут предложения)
Участие в НОУ по истории
Усовершенствовать кабинет истории
Создать электронный ресурс по истории и краеведению
Организовать туристический клуб.
Выпускать школьную газету «Краевед»
Создать сайт «Наши достопримечательности»
Кто кроме нас будет оценивать наш проект, и чья оценка для нас важна?
Директор школы.
Учителя.
Управление образования района.
Родители.
Завучи.
Попечительский совет.
Правильный ответ: руководство школы, родители учителя и т.д.
Какие требования мы будем предъявлять к
цели? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Время исполнения.
Реалистичность.
Какие ресурсы будут затрачены.
Перспективность.
Проверка промежуточных результатов.
Какие из этих требований соответствуют хорошо определенной цели?
Правильный ответ : ценность, реалистичность, временная определенность, контролируемость.
Работа координатора с рабочей группой по обсуждению целей проекта.
У нас записаны все ваши предложения по целям. Предлагаем остановиться на наиболее значимых (обсуждение целей и занесение их в таблицу)
Оцениваемая цель
Ценность
Реалистичность
Временная определенность
Контроли
руемость
Итог.
оценка
Участие в НОУ по истории
3,2
4,2
4,85
5
17,25
Усовершенствовать кабинет истории
3,2
2,84
3,48
4,2
13,72
Выпускать школьную газету «Краевед»
2,32
0,76
4,2
3,34
10,24
Создать сайт «Наши достопримечательности»
4,86
4,12
4,53
4,88
18,39
Организовать туристический клуб.
5
4,56
4,2
4,87
18,63
Создать электронный ресурс по истории и краеведению
5
4,92
4,3
4,88
19,1
Договоримся об оценочной шкале. Оцениваем по пятибалльной шкале.
Баллы
Ценность
Реалистичность
Временная определенность
Контролируемость
5 баллов
наиболее
наиболее
наиболее продолжительная
наиболее
4 балла
ценная
реалистичная
продолжительная
контролируемая
3 балла
средняя
средняя
средняя
средняя
2 балла
менее ценная
менее реалистичная
непродолжительная
менее контролируемая
1 балл
неценная
нереалистичная
не требует затрат времени
неконтролируемая
Идет групповая оценка целей и делается окончательный выбор главной цели.
Главная цель проекта:
Создать электронный ресурс по истории России и Краеведению
Шаг 3 – выдвижение и выбор идей достижения желаемого результата.
Задача:научиться оценивать и сравнивать идеи достижения цели (главного результата).
Работа координатора с рабочей группой по выбору идей реализации поставленной цели.
После того, как мы выбрали цель (желаемый результат),необходимо подумать о том, реализация каких идей позволит достичь поставленной цели.
Дневник наблюдений
Вопросы координатора
Ответы учащихся
Какие идеи вы предлагаете для реализации цели (каким вы хотите видеть конечный результат) (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Печатный журнал « Нижегородская область»
Фотоальбом «Старинные крепости Нижегородского Поволжья»
Мультимедийное пособие по истории России и Краеведению
Стенд «Крепости Поволжья»
Дидактический материал для 7 класса по Краеведению
Выбираем критерии оценки идей для определения интегральной
полезности (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Многофункциональность
Затратность
Полезность
Сложность реализации
Современность
Количество исполнителей
Реальность
Правильный ответ : полезность, объем требуемых затрат, сложность реализации.
Таблица по выдвижению и выбору идей достижения желаемых результатов может быть представлена в следующем виде (шкала от 1 до 5 баллов)
Идеи
Полезность
для
достиженияцели
Сложность реализации
Затратность
Общая интегральная оценка
Материаль
ные затраты
Усилия учащихся
Печатный журнал « Нижегородская область»
2,68
4,46
3,6
4,22
14,96
Фотоальбом «Старинные крепости Нижегородского Поволжья»
2,34
4,2
3,12
4,2
13,86
Дидактический материал для 7 класса по Краеведению
2,48
2,4
3,21
3,77
11,86
Стенд «Крепости Поволжья»
3,56
4,55
3,4
3,98
15,49
Мультимедийное пособие по истории России и Краеведению
4,88
4,2
3,4
4,2
16,68
Вывод: сравнивая идеи по данным показателям, выбираем следующую:
Мультимедийное пособие по истории России и Краеведению
Шаг 4-й - планирование реализации проекта
Задача:научиться планировать действия, необходимые для достижения целей.
Работа координатора с рабочей группой по планированию действий, необходимых для достижения целей.
Дневник наблюдений
Вопросы координатора
Ответы учащихся
Какие действия нужно будет выполнить, чтобы реализовать идею проекта? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение)
Использование Интернет, техническое оснащение (компьютеры, мультимедийная установка)
Правильный ответ: найти место, сделать ремонт, озеленить, найти спонсоров, сделать экономические расчеты, мебель, техническое оснащение и т.д.
Если мы выполним все предложенные действия, достигнем ли цели проекта
( вспоминает цель проекта), или нужны какие-то дополнительные действия, чтобы повысить уровень ее достижения? (дополнительные предложения включаются в общий список)
Определить сроки реализации
Найти единомышленников
Познакомить с идеей учащихся других классов, родителей, руководство школы
Необходимо определить для каждого действия ожидаемый результат (цель действия)
Действие
Ожидаемый результат
Анкетирование учащихся 8 а,г
Анкеты с ответами
Обработка и анализ анкет
Состав творческой группы на основе результатов анкетирования
Выбор кабинета
Каб. 37
Составить подборку тем
Основные темы мультимедийного пособия
Поиск информации
ресурсы ( диски по географии, материалы Интернет, мультимедийные пособия по географии, научно – популярная литература)
Поиск единомышленников
Конкретные люди
Установить время работы группы
( создание презентаций, просмотра результатов, корректировка)
пятница, 14-30
Создание творческой группы
Список группы
Знакомство с идеей учащихся школы и родителей, руководства школы
Классные часы, родительские собрания
Определить сроки реализации
2012-2013 г, план-график.
Кто и когда должны будут выполнить запланированные действия?
Необходимо составить циклограмму действий по достижению главной цели –
Мультимедийное пособие по истории России и Краеведению
Построение циклограммы действий по достижению целей.
Циклограмма действий по достижению целей.
Действие 1: Выбор кабинета
этапы
сроки
ответственные
Получение поддержки учителей истории и географии
13.12.13
Лыскина Полина
Алексеева Анастасия
Согласование с директором
13.12.13
Федина Е.А., Михайлова О.А.
Действие 2Создание творческой группы
Выступление с информацией о проекте на классном часе в 8 а и 8 г классах.
20.01.14
Араева Т.В., Федина Е.А.
Анкетирование учащихся 8 а и 8 г
20.01.14
Михайлова О.А.
Создание творческой группы
23.01.14.
Араева Т.В., Федина Е.А.
Заседание творческой группы
27.01.2014
Лыскина Полина
Алексеева Анастасия
Действие 3:Составление подборки тем. Поиск информации
Составление тем для пособия
27.01.2014
Араева Т.В., Федина Е.А., Михайлова О.А.
Поиск информации (диски по истории, материалы Интернет, мультимедийные пособия по истории и географии, научно – популярная литература)
В течении года
Творческая группа
Действие 4: Знакомство с идеей родителей 11а класса
Выступление на родительском собрании 8 а и 8 г кл.
02.02.2014
Творческая группа
Действие 5: Поиск единомышленников и спонсоров
Индив. беседы с родителями 8а и 8 г кл.
01.02.14- 18. 02.14
Творческая группа
Действие 6:Работа над мультимедийными презентациями
Создание панорамы презентаций по теме проекта
В течении учебного года
Творческая группа
Обсуждение результатов работы, корректировка работ
Каждую пятницу в течении учебн. года
Творческая группа
Презентация результатов работы
Весенние каникулы
Творческая группа
Разработка плана-графика, реализация проекта в виде ленточной диаграммы на основе циклограммы:
-какие действия должны завершиться, чтобы можно было начать данное действие;
-к какому моменту завершится последнее из этих предшествующих действий.
Календарный план-график
Действия
Ответственные
ГОДЫ. И МЕСЯЦЫ
2013
2014
12
1
2
3
Выбор кабинета
Араева Т.В., Федина Е.А., Михайлова О.А.
Лыскина П.
Алексеева А.
Создание творческой группы
Араева Т.В., Федина Е.А., Михайлова О.А.
Составление подборки тем. Поиск информации
Творческая группа
Знакомство с идеей родителей 8а и 8г классов
Араева Т.В., Федина Е.А., Михайлова О.А.
Лыскина П.
Алексеева А.
Поиск единомышленников и спонсоров
Творческая группа
Работа над мультимедийными презентациями
Творческая группа
Шаг 5-й - планирование ресурсного обеспечения проекта.
Задача:научиться планировать ресурсное обеспечение проекта и оценивать его ресурсную обеспеченность.
Работа координатора с рабочей группой по планированию ресурсного обеспечения проекта, его оценки.
Действие
Критерии ресурсного обеспечения
материалы
стоимость
Источник финансирования
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
оптимизация
Интеграль-ная
оценка
Бумага А4, тетради
260 руб.
50 руб
Фонд класса
покупка
Помощь спонсоров
310 р
Диски
200руб.
Фонд класса
покупка
Помощь спонсоров
Шаг 6-й - экспертиза проекта
Задача: закрепление умения оценивать проекты.
Работа координатора с рабочей группой по экспертизе проекта.
Дневник наблюдений
Вопросы
координатора
Ответы учащихся
Предлагаю оценить проект
Проект выполнен на хорошо
Проект малозатратный в денежном выражении, но очень нужный для уроков истории, краеведения и кружковой работы по географии
В результате реализации проекта приобретаются знания, умения, навыки по проектированию своей деятельности
Вывод:Проект одобрен, приступить к реализации
Шаг 7-й - экспертиза проекта после его реализации
Задача: закрепление умения оценивать презентации и работу группы над проектом после реализации.
Работа координатора с рабочей группой по экспертизе проекта.
Дневник наблюдений
Вопросы
координатора
Ответы учащихся
Предлагаю оценить проект
Творческая группа работала согласованно и дружно
Создали диск с презентациями
Научились планировать свою работу
Улучшились отношения в группе, умеем друг друга слушать
Научились терпимо относиться к критике своей работы
Необходимо работать более тщательно над текстом презентации, не всегда умеем выбрать главное в содержании
Продолжить работу по корректировке презентаций, довести их до презентабельного состояния
Знаем четко алгоритм работы над проектом.
Вывод:
Презентации необходимо скорректировать, довести до презентабельного состояния.